КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 13. Информация и коммуникации в менеджментеКоммуникация - процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Цели коммуникаций: 1. обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления; 2. совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией; 3. создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами, координации их задач и действий; 4. регулирование и рационализация информационных потоков; В зависимости от способа обмена информацией различают: - межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения; - коммуникации на основе письменного обмена информацией. Межличностные коммуникации делятся на: - формальные или официальные; - неформальные. Формальные коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями данной организации и осуществляются по формальным каналам. Неформальные коммуникации не следуют общим правилам данной организации, они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации. Сети неформальной организационной коммуникации существуют в силу стремления работников знать ту информацию, которую они не могут получить с помощью формальных организационных коммуникаций. Система неформальных коммуникаций способна рождать слухи, которые могут отрицательно сказаться на эффективности коммуникаций. Типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций: - предстоящие сокращения производственных рабочих; - новые меры по наказаниям за опоздание; - изменения в структуре организации; - грядущие перемещения и повышения; - подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту; - кто кому назначает свидания после работы. Существуют две точки зрения, каким образом свести к минимуму эти слухи: - распространение максимально возможной информации через каналы формальной коммуникации; - поощрение сетей неформальных коммуникаций и включение менеджеров в эти сети для обратной информационной связи. Среди формальных организационных коммуникаций выделяют: - вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой; - горизонтальные между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений. Вертикальные коммуникации, в свою очередь, подразделяются на: - Восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую для менеджеров для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность; - Нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками. Межличностные коммуникации делят также на: - вербальные (словесные); - невербальные, призванные осуществить обмен информацией без применения слов, например, с помощью жестов, интонаций голоса и т.д. Вербальные и невербальные формы коммуникаций не всегда и не обязательно исключают друг друга. Как правило, интерпретация адресатом (получателем) послания строится не только на словах, но и на таких элементах, как жесты и выражения лица, которые сопровождают слова передающей стороны. В процессе коммуникаций выделяют четыре базовых элемента: - отправитель - лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее; - сообщение; - канал или средство передачи информации; - получатель (адресат) - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее. Процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы: зарождение идеи или отбор информации; выбор канала передачи информации; передача сообщения; интерпретация сообщения. При организации коммуникационных сетей на предприятии необходимо учитывать специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом из этапов коммуникационного процесса. Формирование коммуникационных сетей и процессов, а также выбор средств и каналов коммуникаций осуществляются на предприятии после проектирования его организационной структуры в соответствии с выбранной сферой деятельности, принятой производственной программой и структурой менеджмента. Коммуникационные решения, содержащие регламент коммуникационных процедур, должны устанавливаться для каждого иерархического уровня менеджмента и доводиться до конкретного должностного лица.
Таблица 7. Коммуникационные барьеры
Коммуникация считается успешной, если получатель информации понимает ее содержание адекватно тому смыслу, который в нее вкладывает отправитель, т.е. менеджер. В противном случае имеет место безуспешная коммуникация. Факторы, уменьшающие возможности успешной коммуникации, называются коммуникационными барьерами. Различают коммуникационные барьеры макро- и микроуровня. Макробарьеры коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в целом. Микробарьеры коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в конкретных узких сферах. Десять заповедей успешной коммуникации: 1. Перед коммуникацией четко определите идеи, вкладываемые в послание. 2. Проанализируйте истинную цель каждой коммуникации. 3. Проанализируйте все физическое и человеческое окружение при любой коммуникации. 4. Проконсультируйтесь с другими при планировании коммуникации. 5. Обратите самое пристальное внимание на интонацию и основное содержание сообщения. 6. Воспользуйтесь возможностями, когда они предоставляются, включить в сообщение нечто полезное и ценное для его получателя или адресата. 7. Постоянно держите в поле зрения то, как срабатывает коммуникация. 8. Устанавливайте коммуникацию не только на сегодня, но и на завтра. 9. Добивайтесь, чтобы дела установки не противоречили словам. 10. Учитесь умению слушать другого. Таким образом, управление невозможно без обмена информацией, так же как и без коммуникации в целом.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |