КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4. Инфраструктура менеджмента
Цель лекции: - ознакомить с внутренней и внешней средой организации. Задачи лекции: - определить факторы внутренней и внешней среды организации; - раскрыть взаимосвязь факторов внутренней среды организации; - показать влияние изменения факторов внешней среды организации на результаты ее деятельности; - раскрыть характеристики внешней среды. План: 1. Внутренняя среда организации. 2. Внешняя среда организации. 1. Внутренняя среда организации. Внутренняя среда организации состоит из внутренних переменных - ситуационных факторов внутри организации, которые являются результатом управленческих решений. Основные внутренние переменные: цели, структура, задачи, технологии, люди. Цели - конкретные конечные состояния или желаемые результаты, которых стремится добиться группа людей (организация), работая вместе. Т.е. организация - средство достижения целей. Примеры целей: достижение определенной рентабельности, доли рынка, производительности, разработка новой продукции, повышение качества услуг. Структура организации - логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей. Две основные концепции создания структуры организации: 1. Горизонтальное (специализированное) разделение труда - закрепление работы за специалистами, которые способны выполнить ее лучше всех. Если организация большая, специалистов группируют вместе в пределах функциональных областей: маркетинг, финансы, производство и т.д. 2. Вертикальное разделение труда, т.е. отделение работы по координации от непосредственного выполнения задания. Дает непосредственно иерархию управленческих уровней. При горизонтальном разделении труда всегда необходима координация. Число лиц, подчиненных одному руководителю представляет сферу контроля.
Задачи - это предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом, в заранее оговоренные сроки. Задачи ставятся для достижения целей. Три категории задач: работа с людьми, с предметами (машины, сырье, инструменты), с информацией. Характеристики задач - частота повторения и время на выполнение. Технологии - средство преобразования сырья, информации, человеческих ресурсов, сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов, технических знаний, необходимых для преобразования в материалах, информации, людях. Задачи, люди, технологии связаны: выполнение задачи человеком включает использование конкретных технологий. Классификация технологий по Вудворд: - единичное, мелкосерийное, индивидуальное производство; - массовое или крупносерийное производство; - непрерывное производство. Классификация технологий по Томпсону: - многозвеньевые технологии (задачи выполняются последовательно); - посреднические технологии (банковский бизнес - посредническая технология, связь капитала вкладчиков и заемщиков); - интенсивные технологии (применение специализированных приемов). Люди. Три аспекта: поведение отдельных людей и поведение людей в группах, характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Все внутренне переменные взаимосвязаны (рис.4.1). На основании целей формируются задачи и организационная структура, люди выполняют задачи с помощью технологий. Рис.4.1 – Взаимосвязь внутренних переменных
2. Внешняя среда организации. Исследователи первых школ менеджмента сосредотачивали внимание на внутренних факторах: научное управление - задачи и технологии, административное управление - создание структуры, школа человеческих отношений - на людях. Мало внимания уделялось факторам внешней среды. Представление о значении внешней среды и необходимости учитывать ее силы появилось в управленческой мысли в конце 50-х гг. в системном подходе. Это важнейший вклад в науку управления, т.к. подчеркнута необходимость руководством рассматривать организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, связанных с внешней средой. Ситуационный подход расширил значение внешней среды концепцией определения метода управления с учетом конкретных внешних и внутренних ситуационных факторов. Организации - открытые системы, зависят от внешнего мира в области поставок ресурсов, зависят от потребителей, конкурентов и т.д. Организация вынуждена приспосабливаться к внешней среде, чтобы выжить и быть эффективной.
Рис.4.2 – Внешняя среда организации
Факторы внешней среды делятся на 2 группы (рис.4.2): факторы среды прямого и косвенного воздействия Внешняя среда прямого воздействия (непосредственно влияющая на результаты деятельности организации): - Потребители. Подлинная цель бизнеса - создавать потребителя (П.Ф. Друкер): существование организации зависит от способностей находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Потребители, решая какие товары и услуги им интересны и по какой цене, определяют для организации почти все, относящееся к результатам ее деятельности. - Конкуренты. Если не удовлетворять потребности так же эффективно как конкуренты, предприятие долго не выживет. Во многих случаях не потребители, а конкуренты определяют уровень цены. Потребители - не единственный объект соперничества организаций: трудовые ресурсы, материалы, капитал, право на новые технологии. От конкуренции на рынке труда зависит уровень оплаты труда персонала. - Поставщики ресурсов (капитала, материалов, технологий, информации, трудовых ресурсов). С точки зрения системного подхода организация - механизм преобразования входов в выходы. Если организации работают только с одним поставщиком - большая зависимость (например, поставки электроэнергии по установленным государством ценам). Некоторые организации сильно зависят о непрерывности поставок материалов (машиностроительные фирмы, дистрибьюторы, магазины розничной торговли). При перерыве в поставках происходит сбой, например, если нет детали на автосборочном конвейере, если нет ходового товара в магазине, клиенты уходят к конкурентам. Японцы создали методы ограничения запасов — концепция «точно в срок». Такая система требует четкого взаимодействия с поставщиками. Если не получается построить таким образом бизнес – процессы необходимо искать альтернативных поставщиков или создавать запасы. Но запасы связывают капитал (взаимосвязь материала и капитала). Поставщиками капитала являются банки, инвесторы. Чем лучше положение компании, тем выше у нее возможность получить капитал в большем объеме и на лучших условиях. Обеспечение трудовыми ресурсами - рабочей силой нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей организации. Без людей, способных эффективно использовать сложную технологию, капитал, материалы, организация не будет работать.
- Законы и органы государственной власти. Взаимодействие между покупателями и продавцами каждого вводимого ресурса и получаемого результата попадает под действие многочисленных ограничений (например, закон о правах потребителей, стандарты выпускаемой продукции, патенты на технологии и т.д.) Каждая организация имеет определенный правовой статус, законодательство сложно, постоянно меняется, иногда неопределенно. Существуют многочисленные органы государственной власти, курирующие деятельность организаций, требования которых необходимо выполнять – таможенные и налоговые органы, пожарная служба, санэпидемнадзор, службы по охране труда, выдаче лицензий и т.д. Внешняя среда косвенного воздействия (может не оказывать воздействия сразу, а проявить свое влияние на деятельность организации в будущем):
- Научно-технический прогресс (технологии). Технология - одновременно внешний и внутренний фактор. Технологические нововведения влияют на эффективность, на себестоимость продукции, соответственно на цену, на скорость устаревания продукта. Последние нововведения: компьютерные, лазерные, полупроводниковые, микроволновые технологии, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, синтетические топливо и продукты питания, генная инженерия. Наукоемкие организации должны особенно быстро реагировать на изменения в технологиях. - Политические факторы. Настроение администрации, законодательных органов, судов в отношении бизнеса - влияют через налоговые льготы, торговые пошлины, минимальной заработной платой, законами о защите прав потребителей. - Социально-культурные факторы (установки, жизненные ценности, традиции). Например, традиционный стереотип, что женщины некомпетентны как руководители, приводит к дискриминации при найме на работу, люди готовы платить за дорогую одежду известных марок, им кажется, что это придает им дополнительный вес в обществе. Негативное отношение общественности к АЭС влияет на деятельность всех компаний, строящих или эксплуатирующих АЭС. - Экономические факторы. Мировая экономика влияет на стоимость ввозимых в страну ресурсов, способность потребителей покупать определенные услуги и товары. Если прогнозируется инфляция, необходимы увеличение запасов и фиксация заработной платы, что приведет к снижению издержек в будущем. Можно сделать заем - на срок платежей деньги будут стоить дешевле, и инфляция скомпенсирует потери от выплаты процентов. Если прогнозируется спад - уменьшение запасов готовой продукции, сокращение работников, отказ от планов по расширению производства. Политика государства регулирования состояния экономики изменением ставки налогов, денежной массы, процентных ставок - влияет на возможность получения капитала, т.к. приводит к ужесточению условий кредита и ставки процентов, трудно получить заем и он будет дороже. Для ТНК колебания курсов местных валют к доллару приводят к потере или получению дополнительных финансовых ресурсов. - Международные события. Характеристики внешней среды: 1. Взаимосвязанность факторов внешней среды - уровень силы, с которой изменение любой внешней переменной может сказаться на других. (Рост цен на нефть - общее удорожание). 2. Сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать. 3. Подвижность среды - скорость, с которой происходит изменения в окружении организации. Она бывает разной. Например: скорость изменения технологий и параметров конкурентной борьбы разная, выше - фармацевтика, химия, электронная промышленность, ниже - машиностроение, кондитерская промышленность. Быстрые изменения-авиа - космическая отрасль, компьютеры, биотехнологии, телекоммуникации. Медленные изменения - мебель, тара и упаковка, пищевая промышленность. 4. Неопределенность внешней среды - функция количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора. Информации мало - ситуация неопределенная и наоборот. Выводы: 1. Внутренняя среда организации является результатом управленческих решений руководителя и состоит из взаимосвязанных ситуационных факторов (внутренних переменных): цели, задачи, структура, технологии, персонал.
Литература: Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело 2004. гл. 3 «Внутренняя среда организации», гл. 4 «Внешняя среда в бизнесе».
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |