Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Инфраструктура менеджмента

Цель лекции:

- ознакомить с внутренней и внешней средой организации.

Задачи лекции:

- определить факторы внутренней и внешней среды организации;

- раскрыть взаимосвязь факторов внутренней среды организации;

- показать влияние изменения факторов внешней среды организации на результаты ее деятельности;

- раскрыть характеристики внешней среды.

План:

1. Внутренняя среда организации.

2. Внешняя среда организации.

1. Внутренняя среда организации.

Внутренняя среда организации состоит из внутренних переменных - ситуационных факторов внутри организации, которые являются результатом управленческих решений. Основные внутренние переменные: цели, структура, задачи, технологии, люди.

Цели - конкретные конечные состояния или желаемые результаты, которых стремится добиться группа людей (органи­зация), работая вместе. Т.е. организация - средство достижения целей. Примеры целей: достижение определенной рентабельности, доли рынка, производительности, разработка новой продукции, повышение качества услуг.

Структура организации - логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей. Две основные концепции создания структуры организации:

1. Горизонтальное (специализированное) разделение труда - закрепление работы за специалистами, которые способны выполнить ее лучше всех. Если организация большая, специалистов группируют вместе в пределах функциональных областей: маркетинг, финансы, производство и т.д.

2. Вертикальное разделение труда, т.е. отделение работы по координации от непосредственного выполнения задания. Дает непосредственно иерархию управленческих уровней. При горизонтальном разделении труда всегда необходи­ма координация. Число лиц, подчиненных одному руководителю представляет сферу контроля.

Задачи - это предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом, в заранее огово­ренные сроки. Задачи ставятся для достижения целей. Три категории задач: работа с людьми, с предметами (машины, сырье, инструменты), с информацией. Ха­рактеристики задач - частота повторения и время на выполнение.

Технологии - средство преобразования сырья, информации, человеческих ресурсов, сочетание квалификационных на­выков, оборудования, инфраструктуры, инструментов, технических знаний, необходимых для преобразования в мате­риалах, информации, людях. Задачи, люди, технологии связаны: выполнение задачи человеком включает использова­ние конкретных технологий.

Классификация технологий по Вудворд:

- единичное, мелкосерийное, индивидуальное производство;

- массовое или крупносерийное производство;

- непрерывное производство.

Классификация технологий по Томпсону:

- многозвеньевые технологии (задачи выполняются последовательно);

- посреднические технологии (банковский бизнес - посредническая технология, связь капитала вкладчиков и заемщи­ков);

- интенсивные технологии (применение специализированных приемов).

Люди. Три аспекта: поведение отдельных людей и поведение людей в группах, характер поведения руководителя, функ­ционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп.

Все внутренне переменные взаимосвязаны (рис.4.1). На основании целей формируются задачи и организационная структура, люди выполняют задачи с помощью технологий.

Рис.4.1 – Взаимосвязь внутренних переменных

 

2. Внешняя среда организации.

Исследователи первых школ менеджмента сосредотачивали внимание на внутренних факторах: научное управление - задачи и техно­логии, административное управление - создание структуры, школа человеческих отношений - на людях. Мало внимания уделялось факторам внешней среды. Представление о значении внешней среды и необходимости учитывать ее силы появилось в управленческой мысли в конце 50-х гг. в системном подходе. Это важнейший вклад в науку управления, т.к. подчеркнута необхо­димость руководством рассматривать организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, связанных с внешней средой. Ситуационный подход расширил значение внешней среды концепцией определения метода управления с учетом конкретных внешних и внутренних ситуационных факторов. Организации - открытые системы, зависят от внешнего мира в области поставок ресурсов, зависят от потребителей, конкурентов и т.д. Организация вынуждена приспосабливаться к внешней среде, чтобы выжить и быть эффективной.

 

Рис.4.2 – Внешняя среда организации

 

Факторы внешней среды делятся на 2 группы (рис.4.2): факторы среды прямого и косвенного воздействия

Внешняя среда прямого воздействия (непосредственно влияющая на результаты деятельности организации):

- Потребители. Подлинная цель бизнеса - создавать потребителя (П.Ф. Друкер): существование организации зависит от способностей находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Потребители, ре­шая какие товары и услуги им интересны и по какой цене, определяют для организации почти все, относящееся к ре­зультатам ее деятельности.

- Конкуренты. Если не удовлетворять потребности так же эффективно как конкуренты, предприятие долго не выжи­вет. Во многих случаях не потребители, а конкуренты определяют уровень цены. Потребители - не единственный объект соперничества организаций: трудовые ресурсы, материалы, капитал, право на новые технологии. От конку­ренции на рынке труда зависит уровень оплаты труда персонала.

- Поставщики ресурсов (капитала, материалов, технологий, информации, трудовых ресурсов). С точки зрения системного подхода организация - механизм преобразования входов в выходы. Если организации рабо­тают только с одним поставщиком - большая зависимость (например, поставки электроэнергии по установленным госу­дарством ценам). Некоторые организации сильно зависят о непрерывности поставок материалов (машиностроительные фирмы, дистрибьюторы, магазины розничной торговли). При перерыве в поставках происходит сбой, например, если нет детали на автосборочном конвейере, если нет ходового товара в магазине, клиенты уходят к конкурентам. Японцы соз­дали методы ограничения запасов — концепция «точно в срок». Такая система требует четкого взаимодействия с постав­щиками. Если не получается построить таким образом бизнес – процессы необходимо искать альтернативных поставщиков или создавать запасы. Но запасы связывают капитал (взаимосвязь материала и капитала). Поставщиками капитала являются банки, инвесторы. Чем лучше по­ложение компании, тем выше у нее возможность получить капитал в большем объеме и на лучших условиях. Обеспечение трудовыми ресурсами - рабочей силой нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей организации. Без людей, способных эффективно использовать сложную техно­логию, капитал, материалы, организация не будет работать.

- Законы и органы государственной власти. Взаимодействие между покупателями и продавцами каждого вводимого ресурса и получаемо­го результата попадает под действие многочисленных ограничений (например, закон о правах потребителей, стан­дарты выпускаемой продукции, патенты на технологии и т.д.) Каждая организация имеет определенный правовой статус, законодательство сложно, постоянно меняется, иногда неопределенно. Существуют многочисленные органы государственной власти, курирующие деятельность организаций, требования которых необходимо выполнять – таможенные и налоговые органы, пожар­ная служба, санэпидемнадзор, службы по охране труда, выдаче лицензий и т.д.

Внешняя среда косвенного воздействия (может не оказывать воздействия сразу, а проявить свое влияние на деятельность организации в будущем):

- Научно-технический прогресс (технологии). Технология - одновременно внешний и внутренний фактор. Технологические нововведения влияют на эффектив­ность, на себестоимость продукции, соответственно на цену, на скорость устаревания продукта. Последние нововведе­ния: компьютерные, лазерные, полупроводниковые, микроволновые технологии, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, синтетические топливо и продукты питания, генная инженерия. Наукоемкие организации должны особенно быстро реагировать на изменения в технологиях.

- Политические факторы. Настроение администрации, законодательных органов, судов в отношении бизнеса - влияют через налоговые льготы, торговые пошлины, минимальной заработной платой, законами о защите прав потребите­лей.

- Социально-культурные факторы (установки, жизненные ценности, традиции). Например, традиционный стереотип, что женщины некомпетентны как руководители, приводит к дискриминации при найме на работу, люди готовы платить за дорогую одежду известных марок, им кажется, что это придает им дополнительный вес в обществе. Негативное отношение общественности к АЭС влияет на деятельность всех компаний, строящих или эксплуатирующих АЭС.

- Экономические факторы. Мировая экономика влияет на стоимость ввозимых в страну ресурсов, способность потреби­телей покупать определенные услуги и товары. Если прогнозируется инфляция, необходимы увеличение запасов и фиксация заработной платы, что приведет к снижению издержек в будущем. Можно сделать заем - на срок платежей деньги будут стоить дешевле, и инфляция скомпенсирует потери от выплаты процентов. Если прогнозируется спад - уменьшение запа­сов готовой продукции, сокращение работников, отказ от планов по расширению производства. Политика государ­ства регулирования состояния экономики изменением ставки налогов, денежной массы, процентных ставок - влияет на возможность получения капитала, т.к. приводит к ужесточению условий кредита и ставки процентов, трудно по­лучить заем и он будет дороже. Для ТНК колебания курсов местных валют к доллару приводят к потере или получению дополнительных финансовых ресурсов.

- Международные события.

Характеристики внешней среды:

1. Взаимосвязанность факторов внешней среды - уровень силы, с которой изменение любой внешней переменной мо­жет сказаться на других. (Рост цен на нефть - общее удорожание).

2. Сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать.

3. Подвижность среды - скорость, с которой происходит изменения в окружении организации. Она бывает разной. На­пример: скорость изменения технологий и параметров конкурентной борьбы разная, выше - фармацевтика, химия, электронная промышленность, ниже - машиностроение, кондитерская промышленность. Быстрые изменения-авиа - космическая отрасль, компьютеры, биотехнологии, телекоммуникации. Медленные изменения - мебель, тара и упаковка, пищевая промышленность.

4. Неопределенность внешней среды - функция количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора. Информации мало - ситуация неопределенная и наоборот.

Выводы:

1. Внутренняя среда организации является результатом управленческих решений руководителя и состоит из взаимосвязанных ситуационных факторов (внутренних переменных): цели, задачи, структура, технологии, персонал.

  1. Внешняя среда организации оказывает влияние на деятельность организации, организация вынуждена приспосабливаться к изменениям внешней среды, чтобы выжить, развиваться.
  2. Внешняя среда организации делится на факторы прямого воздействия (клиенты, конкуренты, поставщики, законы и органы государственной власти) и косвенного воздействия (экономика, политика, научно-технический прогресс, социально-культурные факторы, международные события).
  3. Внешняя среда характеризуется взаимосвязанностью факторов, сложностью, подвижностью, неопределенностью.

Литература:

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело 2004.

гл. 3 «Внутренняя среда организации», гл. 4 «Внешняя среда в бизнесе».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 3. Методологические основы менеджмента | Лекция 5. Социофакторы и этика менеджмента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.