Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По дисциплине

ЛЕКЦИЙ

КОНСПЕКТ

«Менеджмент»


Содержание:

1. Менеджмент в системе экономических дисциплин………………………………………... 2. Понятие менеджмента, его сущность и разновидности…………………………………….. 3. Сущность и характерные черты менеджмента………………………………………………. 4. Цели и задачи менеджмента. Объект и субъект менеджмент………………………………. 5. Принципы менеджмента………………………………………………………………………….. 6. Функции управления……………………………………………………………………………… 7. Методы менеджмента…………………………………………………………………………….. 8. Основные школы менеджмента…………………………………………………………………. 9. Виды организационных структур управления…………………………………………………… 10. Принципы проектирования структуры управления организацией……………………………. 11. Интеграционные процессы в менеджменте…………………………………………………….. 12. Менеджмент в социальной сфере……………………………………………………………….. 13. Этика менеджмента…………………………………………………………………………. 14. Результативность и эффективность менеджмента………………………………………... 15. Маркетинг в системе менеджмента………………………………………………………… 16. Азиатский стиль менеджмента………………………………………………………………. 17. Западный стиль менеджмента…………………………………………………………………… 18. Особенности российского менеджмента……………………………………………………….. 19. Менеджер, его личные качества и умения………………………………………………………. 20. Самоменеджмент………………………………………………………………………………... 21. Ограничения менеджера……………………………………………………………………… 22. Эффективность и качество деятельности менеджера……………………………………… 23. Стили руководства…………………………………………………………………………… 24. Управленческая решетка Блеика-Моутона………………………………………………. 25. Сущность и типовые модели карьеры……………………………………………………….. 28. Делегирование полномочий. Централизация и децентрализация власти…………………… 27. Характеристика полномочий…………………………………………………………. 26. Понятие полномочий и ответственности……………………………………………………. 29. Лидерство в системе менеджмента……………………………………………………………… 30. Концепции лидерства……………………………………………………………………………. 31.Новые теории лидерства…………………………………………………………………………... 34. Бизнес-план……………………………………………………………………………………… 33. Управление проектом……………………………………………………………………………. 32. Планирование в менеджменте……………………………………………………………….. 35 Стратегия международной деятельности фирмы………………………………………………... 36. Сущность организации и ее основные признаки……………………………………………….. 37. Миссия и цели организации…………………………………………………………………. 40. Жизненный цикл и типы организации……………………………………………………… 39. Законы и принципы функционирования организации…………………………………….. 38. Внутренняя и внешняя среда организации…………………………………………………. 41. Управление качеством…………………………………………………………………………. 42. Комплексная система управления качеством…………………………………………………… 43. Управление рисками……………………………………………………………………………... 46. Способы мобилизации ресурсов предприятия……………………………………………... 45. Реализация стратегии…………………………………………………………………………. 44. Стратегическое управление организацией………………………………………………………. 47.Сущность и эволюция понятия «мотивация»……………………………………………….. 48. Современные теории мотивации………………………………………………………………. 49. Способы улучшения мотивации труда……………………………………………………... 52. Теория мотивации труда Ф. Герцберга……………………………………………………... 51. Теория мотивации труда Д Мак-Клелланда……………………………………………….. 50. Теории мотивации труда на западе…………………………………………………………... 53. Теория мотивации труда А. Маслоу………………………………………………………… 54. Управленческий контроль…………………………………………………………………… 55. Коммуникации в менеджменте………………………………………………………………. 58. Сущность и классификация управленческих решений……………………………………. 57. Деловое общение…………………………………………………………………………….. 56. Коммуникационный процесс……………………………………………………………………. 59. Алгоритм выработки, принятия и реализации управленческих решений…………….. 60. Качество управленческих решений…………………………………………………………. 61. Сущность и характеристика человеческих ресурсов………………………………………. 64. Квалификационные требования к персоналу………………………………………………. 63. Оценка эффективности использования человеческих ресурсов…………………………... 62. Система управления человеческими ресурсами……………………………………………. 65. Собеседование как способ отбора и приема персонала……………………………………. 66. Понятие трудового коллектива. Стадии развития…………………………………………… 67. Конформизм. Его сущность и роль в управлении коллективом…………………………….. 70. Инструменты управления финансами…………………………………………………………… 69. Сущность и принципы управления финансами………………………………………………… 68. Факторы, определяющие положение человека в организации……………………………. 71. Роль центральных банков в управлении денежно-кредитной сферой……………………… 72. Понятие и роль конфликта……………………………………………………………………… 73. Причины конфликта…………………………………………………………………………. 74. Управление конфликтами……………………………………………………………………. 75. Понятие и сущность стресса………………………………………………………………….. 76. Сущность инновационного менеджмента………………………………………………….. 79. Элементы организационной культуры и преграды при ее разработке…………………… 78. Сущность и функции организационной культуры………………………………………… 77. Организационные формы и ресурсное обеспечение систем………………………………… 80. Взаимодействие менеджмента и организационной культуры. Ее определяющие параметры……………………………………………………………………………………………… 81. Комплексный анализ культурной внешней среды………………………………………… 82. Сущность международного менеджмента…………………………………………………. 83. Структура анализа внешних критериев…………………………………………………….. 84. Выбор зарубежного партнера и ведение переговоров……………………………………… 85. Классификация инвестиций……………………………………………………………………… 86. Выбор сферы деятельности на внешнем рынке…………………………………………….. 87. Стратегии выхода на внешний рынок………………………………………………………. 88. Должностные обязанности международного менеджера…………………………………. 89. Многонациональные компании (МНК). Организационное построение МНК…………... 90. Специфика воздействия на персонал за рубежом………………………………………….. 91. Принципы подхода государства к деятельности международных компаний на его территории………………………………………………………………………………………………... 92. Государственное регулирование деятельности международных компании……………...      

 

 


1. МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

Менеджмент как научная дисциплина относится к системе экономических наук. В рамках этой систе­мы выделяются три группы:

1)общие экономические науки, изучающие произ­водственные отношения в общетеоретическом и историческом плане (экономическая теория, эко­номическая история, история экономических уче­ний);

2)специальные экономические науки, рассматри­вающие отдельные стороны производства и их су­щественные черты на различных уровнях экономи­ки (менеджмент, финансы, бухгалтерский учет, экономический анализ, экономика труда и т.д.)

3) отраслевые экономические науки, которые изуча­ют особенности производственных отношений в отдельных отраслях и суботраслях национальной экономики, закономерности и тенденции конкрет­ной отрасли (экономика отрасли, экономика пред­приятия или фирмы, организация и управление предприятием, а также менеджмент, маркетинг). Менеджмент следует отнести к специальным и отраслевым экономическим наукам в зависимости от объекта изучения. Например, менеджмент профессионального образования изучает управление производственными отношениями в процессах воспроизводства человеческого капитала, подготовки его интеллектуальной и трудовой составляющих.

В общетеоретическом плане менеджмент выпол­няет следующие основные функции в системе про­фессионального образования, которые позволяют лучше понять роль этой дисциплины в общей систе­ме экономических дисциплин.

1. Научная функция. Формируя основные поня­тия и закономерности хозяйственной деятельности в системе профессионального образования, ме­неджмент позволяет теоретически осмыслить и прак­тически освоить сложные процессы, связанные с подготовкой, распределением и использованием рабочей силы.

2. Познавательная функция. Менеджмент помо­гает осмыслить закономерности управления эконо­микой, разобраться в сложных взаимосвязях различ­ных экономических процессов, в сфере подготовки кадров для национального хозяйства.

3.Прогностическая функция. В менеджменте в процессах принятия решений важное значение имеют экономические прогнозы и вероятностные показатели, тенденции и направления научно-тех­нического прогресса, варианты экономического роста и т.д.

4.Практическая функция. Познав закономер­ности развития экономических процессов в систе­ме профессионального образования, менеджмент определяет пути реализации экономических идей, инновационных технологий в образовании.

Реализация основных функций менеджмента осуществляется в единстве с развитием и исполь­зованием экономических, естественных, математи­ческих, технических, педагогических, психологи­ческих, юридических и социальных дисциплин.

Курс «Менеджмент» — это учебная дисципли­на, поэтому к нему неправомерно предъявлять та­кие же требования, как к соответствующей области экономической науки. Учебный курс включает вопросы, не имеющие прямого отношения к данной науке. В них обычно рассматриваются хозяйствен­ные ситуации для иллюстрации и аргументации тео­ретических положений. Учебный курс содержит понятийный аппарат и методологию, которые обя­зательно присутствуют в данной области науки и в учебной дисциплине.

Цель и задачи курса «Менеджмент» — выработ­ка у будущего менеджера конкретных знаний и прак­тических навыков, позволяющих управлять трудовой деятельностью персонала через систему мотивации труда, принимать научно обоснованные управленче­ские решения, структурировать деятельность других людей, управлять организацией.

 

 


2. ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА, ЕГО СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТИ

Самое распрост­раненное понятие менеджмента — это управление производством или коммерцией, а также совокуп­ность принципов, методов, средств и форм управле­ния, разрабатываемых и применяемых с целью по­вышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Необходимо различать понятия «менеджмент» и «управление», хотя они и считаются синонимами, их смысл различен. Управление носит более глобаль­ный смысл. Менеджмент может рассматриваться в таких контекстах, как:

1) учебная дисциплина, которая изучает процессы управления предприятиями и обобщает опыт ру­ководителей и результаты научных исследований;

2) область научного исследования;

3 непосредственно процесс управления;

4) область профессиональной деятельности, которая обозначает функцию работников предприятия, за­нимающих высшие позиции в иерархии организа­ции.

Менеджмент как междисциплинарная область человеческой деятельности раскрывает следую­щее:

1) техническую область менеджмента организации (управление операциями);

2) социальную область (управление трудовыми опе­рациями);

3) рыночную область (управление маркетингом);

4) информационную область (управление коммуникациями);

5) имущественную область (управление собственно­стью).

Сущность менеджмента можно определить че­рез аспектный анализ.

1. Процессный аспект менеджмента.

Специаль­но подготовленные люди формируют организацию, ставят перед ней цели и задачи, обеспечивают по­средством планирования достижение последних че­рез эффективное управление людьми и ресурсами.

2. Функциональный аспект менеджмента.

Предполагает в ходе управления выполнение следую­щих функций: целеполагания, планирования, орга­низации, координирования, учета, контроля, анали­за. Посредством этих функций менеджеры обеспечивают условия и организуют эффективное ис­пользование труда, производственного аппарата, ма­териальных и финансовых ресурсов организации.

Менеджмент одновременно является и наукой, и искусством, т.к. существуют определенные приемы управления. Но они могут быть эффективными в од­них ситуациях и совершенно непригодными в других. В результате необходимо уметь оценить ситуацию и найти наиболее эффективный метод управления.

Менеджмент включает в себя несколько сфер дея­тельности — производство, финансы, кадры, мар­кетинг.

Производственный менеджмент включает в себя решения по выбору технологий, ответствен­ность за своевременное выполнение производствен­ных задач, за приспособление производственных процессов к изменяющимся экономическим и техно­логическим условиям, а также оптимальный объем и структуру выпускаемой продукции, используемые технологии, рациональный способ загрузки оборудо­вания, способы устранения сбоев и неполадок; ме­тоды проведения текущего контроля.

Финансовый менеджмент связан с рациональ­ным получением, размещением и использованием капитала. Он управляет созданием бюджета и финан­сового плана организации, формированием и рас­пределением ресурсов фирмы, оценкой сложивше­гося и перспективного финансового состояния предприятия, принятием мер по укреплению финан­сового положения организации и др.

Управление кадрами включает правильный на­бор, отбор, обучение, расстановку кадров; управле­ние персоналом; способы разрешения конфликтов.

К управлению маркетингом относится коммер­ческая деятельность и все, что так или иначе связано с куплей-продажей (обеспечение материальными ресурсами, хранение продукции, погрузочно-разгрузочные работы, сбыт произведенных товаров, прог­нозирование рынка, заключение контрактов и т.д.).

 


3. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Сущность менеджмента составляет управление организацией (хозяйствующим субъектом) в усло­виях рынка с учетом использования методов и ме­ханизмов хозяйствования в рыночной экономике. Это проявляется в направленности деятельности организаций на удовлетворение общественной по­требности и спроса рынка, на обеспечение требова­ний конкретных потребителей, на разработку и произ­водство тех видов продукции и услуг, которые могут быть реализованы и обеспечат получение желаемой или планируемой прибыли.

Особенностью менеджмента, определяющей его содержание, является постоянная адаптация деятельности предприятия и управления к внешней среде, включая корректировку целей и программ их достижения в зависимости от конъюнктуры рынка и изменений социально-экономической среды.

Практически всем руководителям приходится при­спосабливаться к ситуации, т.к. достаточно быстро развивается конкуренция, научно-технический про­гресс. Приспособление организации к окружаю­щей среде является неотъемлемой составляющей ее существования. Именно от внешней среды она получает ресурсы, такие как сырье, рабочая сила и капитал. Организация не может не ощущать недостатка в ресурсах, потому что ресурсы — часть природы, и они ограничены, работники - часть об­щества, и достаточно сложно найти среди индивидов общества квалифицированного работника, а капи­тал — это результат взаимодействия первого и вто­рого под влияние культуры.

Следующей особенностью является направлен­ность управления на постоянное повышение эф­фективности производства за счет получения наи­лучших результатов с наименьшими затратами. Эффективный менеджмент предполагает хозяйствен­ную самостоятельность субъектов хозяйствова­ния, обеспечивающую свободу принятия управленче­ских решений теми, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятия и его подразделений, а также необходимость использования современной информационной базы и компью­терной техники для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Характерные черты менеджмента отражают отличительные особенности управления предприяти­ем, которые являются принципиальными при рас­смотрении и описании его содержания.

1. Менеджмент — это особый вид деятельно­сти, присущий рыночной экономике. Это профессио­нальное управление, существенными элементами которого являются всесторонний учет и анализ конк­ретных условий функционирования предприятия в про­цессе управления, разработка, реализация и управ­ление нововведениями, формулирование стратегии и тактики развития предприятия и т.д.

2. Менеджмент основан на экономических методах управления, которые ориентированы на полу­чение экономической выгоды или социального эффекта.

3. Управление предприятием направлено на достижение эффективной организации труда при его функционировании, постоянное повышение произ­водительности труда и качества продукции, которые являются главными элементами формирования конкурентных преимуществ предприятия, определяю­щими его позицию и успех на конкретном рынке.

4. Менеджмент - система гибкого управления, позволяющая предприятию своевременно перестраивать свою деятельность, чутко реагиро­вать на конъюнктуру рынка, а также на изменение
условий конкурентной борьбы и социальные фак­торы развития.

Менеджмент — наука и искусство организа­ции и координации совместной деятельности
людей, умение работать с ними для достижения це­лей предприятия, используя наиболее подходящие для конкретных условий стили и методы руководства.

Современный менеджмент отличает гуманизация управленческой деятельности, которая выражается в направленности работы менеджера на повышение благосостояния персонала предприятия.

 


4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА. ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТ

В глобальном смысле менеджмент ставит своей целью сформулировать общие принципы управле­ния, пригодные для любой организации.

В задачи менеджмента входят разработка, экс­периментальная проверка и применение на практи­ке научных подходов, принципов и методов, обеспе­чивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива или же индивидуу­ма путем выпуска конкурентоспособного товара.

Следует выделить следующее:

1)техническую область менеджмента организации (управление операциями);

2)социальную область менеджмента (управление трудовыми операциями);

3)рыночную область менеджмента (управление мар­кетингом).

Менеджмент как наука должен:

1)обеспечить цели и задачи управления;

2)разработать определенные мероприятия и способы по их достижению;

3)разделить задачи на различные виды операций;

4)распределить работы;

5)координировать взаимодействие различных под­разделений внутри организации;

6)совершенствовать формальные иерархические структуры;

7)оптимизировать процессы принятия решений и коммуникаций;

8) искать эффективные системы мотивации деятельности, культуры организации, стиля управления.

В менеджменте также выделяют общие и специ­фические цели. Общие (стратегические) цели оп­ределяют концепцию развития организации в целом, направлены на длительную перспективу (прогнозиро­вание, планирование и достижение намеченных ре­зультатов в деятельности предприятия). Специфи­ческие цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности предприятия.

Главной целью менеджмента является управле­ние, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому чело­веку. Выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени, достиже­ние намеченных результатов также является целью менеджмента. Менеджмент включает в себя:

1)организацию производства товаров и услуг с уче­том спроса потребителей;

2)использование работников, обладающих высокой квалификацией;

3)стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и систе­мы его оплаты;

4)определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

5)разработку стратегии развития организации и реа­лизация ее;

6)определение целей развития организации;

7)выработку системы мероприятий для достижения намеченных целей;

8)осуществление контроля за эффективностью дея­тельности организации, за выполнением постав­ленных задач.

Главный принцип менеджмента — эффективная деятельность предприятия на рынке. Поэтому необхо­димо управление предприятием путем постановки и реализации целей на основе учета оценки потенциаль­ных возможностей организации, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, а также условий конкурент­ной борьбы.

Менеджмент представляет собой некую систему, которая предполагает наличие определенных взаимосвязанных элементов, — субъекта и объекта. Субъект менеджмента представляет собой человека или группу людей, осуществляющих управленческое воздействие в рамках организации для реализации ее целей и задач.

Объект менеджмента — все то, на что направлены управленческое воздействие субъекта ме­неджмента в рамках организации для реализации ее це­лей и задач. Объекты менеджмента: человеческие ресурсы организации; поставщики ресурсов для организации; конкуренты организации; информационное обеспечение; финансы организации, т.е. непосредственно фи­нансово-денежные потоки и управление ими.

 


5. ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Принципы менеджмента - это определенные закономерности, в рамках которых реализуются свя­зи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, проявляю­щиеся при постановке практических задач управле­ния, т.е. это правила, основные положения, нормы, которыми руководствуются управленцы (менеджеры) в практической деятельности. Принципы менеджмен­та определяют требования к системе организации.

Основные системные принципы менеджмента:

1)целостность. Свойства системы находятся в опре­деленной зависимости от составляющих ее элемен­тов, которые образуют единое целое;

2)структурность. Определенная упорядоченность. Поведение системы обусловлено не столько пове­дением отдельных ее элементов, сколько свой­ствами ее структуры;

3)взаимозависимость структуры и среды. Систе­ма функционирует в процессе взаимодействия со средой (среда значительно воздействует на систе­му, но и система в свою очередь воздействует на среду);

4)иерархичность. Каждый элемент системы — это система, которая в свою очередь представляет собой один из элементов более широкой, глобаль­ной системы;

5)множественность описания каждой системы, дающая различные точки зрения на представление о системе, что ставит задачи идентифицировать целое, объяснить поведение и свойства целого сточки зрения его роли и функций;

6)сочетание научности и творчества. Заключает­ся в создании системы управления и ее деятель­ности на строго научных основаниях, а также в том, что деятельность руководителя основывается на профессиональных знаниях и навыках;

7) целенаправленность. Предполагает, что управ­ленческая деятельность должна быть направлена на достижение определенной цели организации, а ее должны составлять цели каждого отдельного работника;

8) сочетание специализации и универсальности. Заключается в том, что к решению каждой пробле­мы необходим индивидуальный подход, но разре­шение проблем является составляющей деятель­ности организации и строится на общих принципах ее функционирования;

9) последовательность. Заключается в том, что действия необходимо выполнять в строго опреде­ленной последовательности во времени и прост­ранстве, нарушение этой последовательности может привести к неразберихе в работе и, как следствие, затягиванию выполнения задач;

10) непрерывность. Каждый вид деятельности явля­ется основой для следующего вида;

11)сочетание централизованного руководства и самоуправления. Выражается в определенной доле самостоятельности при принятии решений на более низком уровне, но в соответствии с распоря­жениями и указаниями менеджера высшего вена;

12)концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников, а также их способ­ности взаимодействовать с коллегами. Это создает благоприятную психологическую атмосферу, определенную организационную культуру, с помощью которых облегчается процесс принятия
решений и увеличивается эффективность работы;

12) обеспечение целостности прав и ответствен­ности на каждом уровне работы. Выражается в недопустимости превышения прав над ответ­ственностью. Сам факт подобной ситуации сопря­жен с произволом руководящих лиц, но диспро­порция в обратную сторону подавляет рабочую инициативу и активность сотрудников, т.к. инициа­тива оказывается наказуемой;

13) состязательность участников управления. Предполагает стимулирование работников путем материального, морального и организационного поощрения;

14) предельно широкое вовлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений. Решение, принятое т.о., более охотно и легко вы­полняется, чем то, которое в приказном порядке исходит от руководства.

 


6. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Управленческая деятельность представляет собой сочетание различных видов деятельности (функций), каждая из которых направлена на реше­ние специфических задач, разнообразных и сложных проблем взаимодействия между отдельными струк­турными подразделениями предприятия или отдель­ными производственными процессами.

Выделение функций происходило постепенно. Этапы обособления функций управления, кото­рые произошли в процессе эволюции функциональ­ного разделения управленческого труда:

1) сочетание управленческих и производственных функций в одном лице;

2) делегирование управления одному работнику;

3) возникновение линейной иерархии среди руково­дителей;

4) появление специалистов, выполняющих конкретные функции в управлении;

5) появление иерархии среди специалистов по функ­циям управления.

Исследование функций управления имеет огром­ное практическое значение, т.к. именно они в значи­тельной мере определяют структуру органов управ­ления.

Функция управления — конкретный вид управ­ленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соот­ветствующей организацией работы.

Управление — совокупное осуществление функ­ций. Объективная совокупность функций присуща управлению на каждой из ступеней иерархической лестницы и при любых особенностях производства.

Все функции управления делятся на общие и конк­ретные.

Общие функции являются обязательными для успешной работы любой организации (планирование, организация, мотивация и контроль). Последователь­ное выполнение данных функций обеспечивает управление любым объектом национальной экономики — как предприятием, так и отраслью.

Руководители высшего уровня основную часть своего рабочего времени отводят реализации функции планирования и контроля, а руководители бо­лее низкого уровня в основном заняты подбором кадров, организацией их труда. Тем не менее, на всех уровнях управления они в определенной мере ис­пользуют и выполняют все четыре общие функции управления.

Конкретные функции — производственные (техни­ческие, технологические, организационные и т.п.), управление НТП, экономические, политические.

Специальные функции менеджмента — это функции воздействия на объект, который имеет опре­деленную отраслевую направленность. Эти функ­ции — прогнозирование, планирование, мотивация, координация и регулирование, организация, конт­роль, учет и анализ — присущи современному ме­неджменту.

Функция имеет определенную структуру, ко­торая отвечает на вопрос, как или каким образом связаны между собой все действия. На предприя­тии, например, функцию планирования осуществ­ляет не одно подразделение, а несколько. Но веду­щую роль играет отдел или служба планирования. При этом в работу вносят свои вклад финансовый отдел, бухгалтерия, отделы снабжения, сбыта, мар­кетинга и т.д., значение которого не следует ума­лять.

На основе содержания, процесса и структуры функ­ции проводится анализ, результаты этого анализа могут служить основой для развития той или иной функции. Кроме того, это позволяет выделить новые функции или, наоборот, изъять функции за ненадоб­ностью.

Процесс управления хозяйственной деятель­ностью заключается в выполнении общих и специ­фических функций. На практике функции между орга­нами управления распределяются неравномерно, часто они распыляются или дублируются.

Функции менеджмента, а соответственно, и мето­ды их реализации не являются неизменными, навсег­да сформировавшимися. Они постоянно модифици­руются и углубляются, в связи с чем усложняется содержание работ, выполняемых в соответствии с их требованиями.

 


7. МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Методы менеджмента — это способы воздей­ствия на объект управления для достижения постав­ленных перед ним целей. Одна и та же цель может быть достигнута с помощью различных методов, и, наоборот, несколько целей могут быть достигнуты с помощью одного метода.

Выбор методов управления зависит от цели биз­неса, формы собственности (как то государственная, коопе­ративная, акционерная) и хозяйствования (совместное предприятие, крестьянское, фермерское хозяйство, предприятие малого бизнеса и др.), размера предпри­ятия, обеспеченности его материальными и трудовы­ми ресурсами, уровня подготовленности кадров, конъ­юнктуры рынка, политики, проводимой государством в отношении предпринимательства, и т.д.

1.Организационно-правовой метод. Данный метод очерчивает основные границы работы, направ­ление деятельности фирмы, определяет ее органи­зационно-правовую форму, условия функционирова­ния, структуру организации, регламентирует права и ответственность персонала и многое другое.

2.Административные методы менеджмента — методы властной мотивации. Их действие заключается в прямом принуждении работников к действиям в интересах организации или в создании условий для таких действий. Инициатива персонала здесь сведе­на к минимуму. Вся ответственность за результаты деятельности возлагается на руководителей. Поощ­ряется исполнительность. Инициатива наказуема.

Все действия основаны на распоряжениях и ука­заниях, которые должны быть:

1) краткими, исчерпывающими, содержащими всю основную и необходимую для исполнителя ин­формацию;

2) конкретными, четко ограничивающими круг обя­занностей исполнителя; точными и ясными, исклю­чающими возможность различных толкований;

3) не сиюминутными, содержащими задание испол­нителю на продолжительный отрезок времени;

4) некатегоричными, чтобы не унижать человеческое достоинство подчиненного.

По результатам работы проводятся контроль и про­верка исполнения принятых приказов, постановлений и т.д. Административный контроль должен:

1)выявлять количество и качество основной работы, степень использования резервов;

2)осуществляться только в отношении того, за что проверяемый несет персональную ответствен­ность;

3)проводиться ответственным и компетентным ра­ботником;

4)быть объективным;

5)охватывать все звенья цепи;

6)завершаться анализом результатов с выявлением недостатков, их причин и резервов.

3. Экономические методы менеджмента — это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических законов в хозяйствен­ной деятельности, ориентирующих сельскохозяй­ственные предприятия и их работников в нужном для
общества направлении посредством экономических рычагов и стимулов. Эти методы предполагают кос­венное воздействие на работников (объект управления). Исполнителям работ устанавливаются цели, задачи, ресурсные ограничения и общая линия пове­дения. Способы достижения целей и методы решения задач выбираются исполнителями самостоятельно.

Экономические рычаги экономических методов управления: планирование (стратегическое, индика­тивное, текущее, перспективное) и прогнозирование, стимулирование, ценообразование, финансово-кре­дитная система, налоги, страхование, лизинг и т.д.

4. Социально-психологические методы пред­ставляют собой совокупность специфических спосо­бов воздействия на личные отношения и связи, воз­никающие в трудовом коллективе, а также на социальные процессы, протекающие в них.

Выделение данных методов управления является условным, т.к. все их многообразие охватить практи­чески невозможно. Они многочисленны и разнооб­разны, их эффективность во многом определяется искусством менеджеров объединять персонал и создавать здоровый корпоративный дух.

 


8. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Практика управления пережила достаточно длительную и глубокую эволюцию. Менеджмент был признан наукой, самостоятельной областью знаний, подлежащей изучению и рассмотрению с разных то­чек зрения только в XX веке.

Рассмотрим основные школы менеджмента.

1. Научная Школа управления (1885-1920 гг.). Основатель школы научного менеджмента — Ф.У. Тейлор — инженер-практик и менеджер, кото­рый в своей работе решал проблемы рационализа­ции производства и труда с целью повышения его производительности и эффективности.

Тейлор предложил строго научную систему зна­ний о законах рациональной организации труда. Со­ставными элементами данной системы являются математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализация трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позд­нее вошло в т.н. механизм научного менеджмента.

В целом научный менеджмент можно свести к таким положениям, как:

1)важность применения научного анализа для опре­деления наилучших способов достижения целей;

2)целесообразность отбора и использования работ­ников, наиболее подходящих для выполнения конк­ретных заданий, обеспечение их последователь­ного обучения и переобучения;

3)необходимость снабжения работников всеми ре­сурсами, требуемыми для эффективного выполне­ния поставленных перед ними задач;

4)систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда.

2. Классическая, или административная, шко­ла (1920-1950 гг.).

Имя Анри Файоля связывают с возникновением административной школы. В своей книге «Общий и индустриальный менеджмент» он сформулиро­вал теорию управления. Эта теория стала началом многих современных идей, касающихся проблем управления. Он выделил элементы управленческой систе­мы — планирование, организацию, руководство, коор­динацию и контроль, с помощью которых можно изучать и анализировать процесс управления. Представители административной школы впервые предприняли серь­езную попытку разработать и применить на практике принципы, пригодные для использования на всех уров­нях управления предприятием. Вклад этой школы состоит в том, что:

1)было сконцентрировано внимание на системе администрации и высших уровнях управленческой системы;

2)произошло выделение функций управленческой системы — каждый менеджер должен выполнять определенные функции (планирование, организа­цию, контроль и др.);

3)были разработаны принципы менеджмента, кото­рые можно было использовать для всех типов орга­низаций (единоначалие, делегирование полномо­чий, разделение труда и др.).

3. Школа человеческих отношений (с нача­ла 1950-х гг. до настоящего времени).

Основными представителями школы человеческих отношений являются Г. Мюнстерберг, В. Скотт, М. Фоллет, Р. Лайкерт, Э. Мейо. Они расценивали человеческий фактор как основной элемент эффек­тивной организации.

Основная цель, которую преследовали представители данной школы, — повышение эффективности ра­боты организации за счет лучшего использования че­ловеческих ресурсов. Они провели множество исследований и экспериментов по вопросам мотива­ции людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т.д. Результатом исследования стали выводы: система человеческих отношений влия­ет на результативность труда не меньше, чем рацио­нализация труда. Школа человеческих отношений доказала, что разработанные операции и хорошая за­работная плата не всегда ведут к высокой производи­тельности труда. Одновременно с ними важным фак­тором является сила взаимопонимания между людьми, их потребности. Чтобы эффективно управлять органи­зацией, необходимо осваивать и использовать приемы управления человеческими отношениями.

 


9. ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ

Организационная структура управления—упо­рядоченная совокупность устойчиво взаимосвязан­ных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Структуры управления включают ключевые понятия: элементы, связи (отношения), уровни, полномочия.

Связи между элементами структуры управления бывают:

1) вертикальными, когда происходит взаимодействие между руководителем и подчиненным (на­пример, связь между директором фирмы и управ­ляющим структурным подразделением);

2) горизонтальными, когда происходит взаимодей­ствие равноправных элементов (например, связи между управляющими структурными подразделе­ниями одного уровня).

Виды отношений внутри организации аналогич­ны типу построения структуры ее управления и де­лятся на:

1)линейные отношения. Это отношения между руко­водителем и его подчиненными;

2)функциональные отношения. Это отношения спе­циалиста, который уполномочен выполнять ту или иную функцию в рамках всей организации, с дру­гими членами организации;

3)отношения управленческого аппарата. Данный тип отношений имеет место в случае представления чьих-либо прав и полномочий. Должностные обя­занности при этом состоят в предоставлении ре­комендации, советов.

Полномочия, как правило, подразделяют на:

1} полномочия линейного персонала;

2)полномочия штабного персонала;

3)функциональные полномочия.

Между всеми названными выше составляющими организационной структуры управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них вызывают необходимость пересмот­ра всех остальных. Увеличение количества элемен­тов и уровней в организационной структуре управле­ния неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений. Следствием это­го нередко является замедление процесса управле­ния, что в современных условиях тождественно ухуд­шению качества функционирования менеджмента организации.

Основные системы управления организация­ми: линейная, функциональная, смешанная (линейно-функциональная), матричная, матрично-штабная.

Линейная система управления — это схема непо­средственного подчинения по всем вопросам ниже­стоящих подразделений вышестоящим. Это систе­ма достаточно проста и может быть эффективна, если невелико число подразделений организации, рас­сматриваемых вопросов мало и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях.

Функциональная система управления — система, представляющая собой схему подчинения нижестоя­щего подразделения ряду функциональных подразде­лений, решающих отдельные вопросы управления — технические, плановые, финансовые и т.д. В этом случае указания более квалифицированны, однако подчиненные подразделения не всегда знают, каким образом согласовать полученные указания, в какой очередности их выполнять. Поэтому в чистом виде эта система используется очень редко.

Наибольшее распространение получила сме­шанная система управления (линейно-функцио­нальная), в которой сочетаются линейная и функ­циональная системы. Решения, подготовленные функциональными подразделениями, рассматрива­ются и утверждаются линейным руководителем, ко­торый передает их подчиненным подразделениям.

Матричная система управления — широкая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересече­ния которых с вертикальными образуются в резуль­тате взаимодействия руководителей проектов с ру­ководителями функциональных подразделений.

Матрично-штабная система управления. Дан­ная система отражает все виды руководства и обес­печивает всестороннюю координацию деятельности между ними, сохраняя единство распорядительства и контроля на высшем уровне.

 


10. ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Структура управления должна удовлетворять мно­жеству требований, которые отражают ее значение для менеджмента. Эти принципы учитываются в прин­ципах проектирования организационной структуры управления. Принципы проектирования организаци­онной структуры:

1)структура должна отражать цели и задачи органи­зации, быть подчиненной производству и его по­требностям;

2)структура должна предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее твор­ческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию;

3)формирование структуры должно быть неразрыв­но с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними;

4)структура должна поддерживать соответствие меж­ду функциями, обязанностями, полномочиями и от­ветственностью, т.к. нарушение его приводит к дис­балансу системы управления в целом;

5) структура управления должна быть адекватной со­циально-культурной среде организации, оказы­вать существенное влияние на решения относи­тельно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контро­ля руководителей и менеджеров. Реализация этих принципов невозможна без уче­та разнообразных факторов при формировании структуры управления.

Главный фактор, определяющий возможные кон­туры и параметры структуры управления, — размер организации. Структура управления крупными пред­приятиями более сложна по сравнению со структу­рой небольшой фирмы, где все функции менеджмен­та подчас сосредоточиваются в руках нескольких членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где нет необходимости проектировать фор­мальные, структурные параметры. По мере роста организации и объема управленческих работ разви­вается разделение труда и формируются специали­зированные звенья. Возникает необходимость коор­динации и контроля за работой этих звеньев. Необходимым становится построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни.

Изменения организационных форм предприя­тия оказывают влияние на формирование структу­ры управления. Например, при вхождении фирмы в состав какого-либо более крупного объединения (ассоциации, концерна и т.п.) происходит перерас­пределение управленческих функций, в связи с этим меняется и структура управления фирмы.

Уровень развития на предприятии информаци­онной технологии является важным фактором при формировании управленческих структур. Общая тен­денция к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уров­не предприятия локальных сетей ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровнях. Результатом использо­вания локальных сетей является расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уров­ней управления на предприятии.

Требования, предъявляемые к формированию эффективных структур управления:

1)сокращение размеров подразделений и набор в них более квалифицированного персонала;

2)уменьшение числа уровней управления;

3)групповая организация труда как основа новой структуры управления;

4)ориентация текущей работы на запросы потреби­телей;

5)создание условий для гибкой комплектации про­дукции;

6)минимизация запасов;

7)быстрая реакция на изменения;

8)гибко переналаживаемое оборудование;

9)высокая производительность и низкие затраты;

10) безупречное качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем.

 


11. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Интеграция — объединение усилий различных подсистем (подразделений) для достижения целей организации. Интеграция свойственна как любой системе, так и человеку.

Единство целей организации является важней­шим условием обеспечения ее эффективности. Един­ство целей организации не дает подразделениям орга­низации возможности тянуть ее в разных направлениях и распылять ее силы и способности, концентрирует усилия на достижении общих целей организации.

Чтобы достаточно эффективно интегрировать организацию, менеджеры должны постоянно иметь в виду общие цели организации. Если каждое подраз­деление и каждый сотрудник организации будут эф­фективно работать сами по себе, этого недостаточ­но. Руководство должно рассматривать организацию как открытую систему.

Существует несколько методов эффективной интег­рации организации в свободном виде. Выбор подходя­щего метода интеграции зависит от среды, в которой этой организации приходится действовать. Представи­тели школы административного управления предлага­ют следующий метод, который состоит в разработке соответствующих правил и процедур. Но этот метод эф­фективен лишь в условиях относительно устойчивой и прогнозируемой внешней среды. Организациям, дей­ствующим в быстроменяющихся условиях, более эффек­тивным способом интеграции является установление крепких личных связей и взаимоотношений.

 

Внутренняя и внешняя интеграция

Внутренняя интеграция осуществляется соб­ственными ресурсами организации, в ней участвуют только ее структурные подразделения,

Внешняя интеграция—объединение усилий не­скольких организаций или предприятий.

 

Горизонтальная и вертикальная интеграция

Горизонтальная интеграция — объединение структурных подразделений одного или нескольких предприятий одной сферы деятельности, позволяю­щее объединять ресурсы для достижения общих це­лей совместными усилиями.

Вертикальная интеграция — расширение об­ласти деятельности предприятия с целью снижения издержек и усиления контроля за потоками добавлен­ной стоимости. Вертикальная интеграция имеет определенные неудобства — высокие издержки в определенных частях цепочки создания стоимо­сти, недостаток гибкости.

Основные формы интеграции предприятий

Корпорация — это организация (союз организа­ций), созданная для защиты интересов и привилегий ее участников и образующая самостоятельное юри­дическое лицо.

Холдинг — организация, владеющая контрольны­ми пакетами акций других компаний с целью осу­ществления по отношению к ним функций контроля и управления.

Консорциум — форма объединения, создаваемая на основе соглашения между несколькими банками, предприятиями, компаниями, фирмами, научными центрами, государствами для совместного проведе­ния крупных финансовых операций по размещению займов, акции или осуществлению науко - и капитало­емких проектов.

Конгломерат — организационная форма объеди­нения предприятий, возникающая в результате слияния различных фирм, не зависящая от их горизонтальных или вертикальных связей.

Картель — объединение предприятий одной от­расли, при котором его участники не утрачивают производственной и коммерческой самостоятельно­сти; отношения между ними строятся на основе со­глашения по вопросам цен на производимую продук­цию, квот, разграничения рынков сбыта, условий найма рабочей силы и т.д.

Синдикат — организационная форма объедине­ния, особенностью которой является заключение со­глашения между предприятиями одной отрасли про­мышленности по контролю над сбытом продукции и закупкой сырья с целью получения монопольной прибыли.

Трест — объединение собственности и управле­ния предприятий одной или нескольких отраслей, полностью утрачивающих производственную и ком­мерческую самостоятельность.

 


12. МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Социальная сфера — сфера воспроизводства человека, семьи, трудовых коллективов и других со­циальных групп, которая включает условия труда и отдыха людей, их быта и досуга, уровень материаль­ного благосостояния, образования, воспитания и здравоохранения.

Объект исследования — регулируемые и само­регулируемые процессы, происходящие в социальных организационных системах, вся совокупность орга­низационных отношений общества. Это отношения между организационными системами как по верти­кали, так и по горизонтали.

Предмет организации социального управле­ния — общие, частные и специфические закономер­ные тенденции, действующие в организационных системах, механизм их использования различными субъектами управления.

Любая организация является социальной систе­мой. Социальная система — упорядоченность в определенном отношении взаимодействующих ин­дивидуумов, групп индивидуумов, вещей, процессов, образующая интегративные качества, несвойствен­ные составляющим ее компонентам. Человек явля­ется важнейшим ядром социальной системы, он на­ходится в ее центре.

В социальную систему входят экономические, со­циальные, политические, духовные процессы.

Организация — объединение людей, совмест­но реализующих некоторую общую цель и действую­щих на основе определенных принципов и правил.

Для руководства предприятием менеджеру важно знать одну из особенностей организации, которая обусловлена свойством социальных систем к адап­тации, самоорганизации и саморегулированию. В организации управления различают понятия:

1) «формальная организация» — узаконенная систе­ма норм, правил, принципов деятельности, стан­дартов поведения членов организации;

2) «неформальная организация» — система не­предписанных социальных ролей, неформальных институтов и санкций, эталон поведения, передан­ные обычаями и традициями, которые возникают стихийно в ходе ежедневных взаимодействий.

Принципы социального управления.

Общие принципы:

1)социальная ориентация управления (нацеленность на человеческий фактор);

2)научная обоснованность (применение научных методов и подходов);

3)системность (упорядочение системы);

4)эффективность (достижение целей за короткий срок с минимальными затратами);

5)демократизм;

6)состязательность, конкуренция;

7)стимулирование;

8)саморегулирование.
Организационно-технологические принципы:

1)разделение труда;

2)иерархичность и обратная связь;

3)оптимальное сочетание централизации и децент­рализации.

Частные принципы:

1)социальное партнерство;

2)управление кадрами;

3)мораль и т.д.

Деятельность в социальной сфере по целе­вому назначению вбирает в себя социальное раз­витие человеческих ресурсов, включающее системы здравоохранения, образования, науки, искусства, спорта, средств массовой информации; социаль­ное обслуживание населения концентрирует свое внимание на системе бытового обслуживания, жи­лищно-коммунальном хозяйстве, торговле товара­ми народного потребления и общественного пита­ния; социальная защита населения охватывает работу систем социальной помощи, страхования, пенсионного обеспечения, условия и охрану труда, обеспечение безопасности и охраны общественно­го порядка.

 


13. ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА

Профессиональная роль любого сотрудника организации неразрывно связана с выполнением им этических норм, правил поведения и взаимоотноше­ний со своим внешним окружением (коллегами, подчиненными, клиентами и партнерами). Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма, как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Этика — это свод незафиксированных и необяза­тельных правил и норм, в то же время их неисполне­ние может привести к отторжению индивида об­ществом. Это одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мо­раль. Впервые ввел данный термин Аристотель.

Этика бизнеса — это не только понятие морали, но и инструмент, с помощью которого менеджер при­нимает свои решения. В России деловая этика толь­ко лишь совокупность моральных принципов.

Для каждого типа организаций, с которыми при­ходится взаимодействовать, необходимо вырабаты­вать определенную стратегию поведения. Но сущест­вует ряд постулатов, которым надо следовать по отношению к любой организации:

1)уважение к фирме вне зависимости от того, явля­ется ли она конкурентом или нет;

2)запрет на антирекламу деятельности данной фирмы;

3)развитие партнерских отношений, т.к. когда-либо вам может понадобиться поддержка этой органи­зации.

Существуют определенные причины, по которым в последнее время происходит расширение неэтич­ной деловой практики.

Американские менеджеры считают причинами:

1)конкурентную борьбу, которая оттесняет на второй план этические соображения;

2)усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности в квартальных отчетах;

3)неудачи с обеспечением должного вознагражде­ния руководителей за этичное поведение;

4} общее снижение значения этики в обществе, что оправдывает неэтичное поведение на рабочем месте;

5) нажим со стороны руководителей на рядовых ра­ботников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и цен­ностями управляющих.

Российские менеджеры дополнительно указыва­ют следующие причины неэтичной практики веде­ния дел:

1) коррупцию;

2} влияние организованной преступности;

3)низкую квалификацию и непрофессионализм ме­неджмента;

4)несовершенство законодательства.

Этика осуществляется на нескольких уровнях.

На мировом уровне менеджер осуществляет свои рабочие функции на основе общечеловеческих ценностей, которые зафиксированы в принципах международного бизнеса — Всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии.

На макроуровне реализуются моральные прин­ципы в соответствии с отраслевым или национальным кодексом, бизнес-этикой, включая уважение к част­ной собственности и свободной конкуренции, пред­ставление достоверной информации и отсутствие дискриминации на рынке труда.

На микроуровне реализуются моральные нормы в рамках отдельного предприятия, его партнеров и конкурентов. Здесь происходит решение этических проблем частного характера.

Когда возникает вопрос этической оправданно­сти принимаемого решения, то оно оценивается с точки зрения отношения лиц, получающих от него пользу и вред. Если количество лиц, получающих пользу, больше, чем получающих вред, то решение оправданно.

В организации разработка и культивирование эти­ческих норм являются не только желательными, но и практически необходимыми. При наличии системы этики межорганизационных отношений возможно добиться того, что персонал будет удовлетворен сво­ей деятельностью, получит моральное удовольствие от работы, привлекательность организации в глазах общественности возрастет. Как следствие этого, бу­дет повышена прибыльность компании.

 


14. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА

Результативность менеджмента — способность системы менеджмента обеспечить достижение ко­нечных результатов, в соответствии с поставленной целью удовлетворяющих определенную потребность и создающих условия для устойчивого развития со­циально-экономической системы.

Условия, при которых менеджмент результативен:

1)уровень достижения цели высок, т.е. социально-экономическая система достигла конечных резуль­татов, в которых в значительной степени реализо­вана общая цель или миссия системы;

2)уровень удовлетворения потребности такой, при котором результаты соизмеримы с потребностью;

3)возможность расширения производства, когда определена потенциальная потребность, являющаяся основанием для формирования новой цели и соз­дания условий устойчивого развития;

4)результативность по каждому виду функциональ­ного менеджмента достигнута.

Оценка результативности деятельности ме­неджмента позволяет выявить возможности и направ­ления развития организации, выявляет необходимость создания новой потребности и выпуска новой или усо­вершенствования выпускаемой продукции, требует диверсификации, определяет проблемы взаимодей­ствия участников производственного процесса.

Понятие «эффективный» пере­водится как «действенный, производительный, даю­щий определенный эффект». Эффективность — уровень (степень) результативности в сопоставлении с произведенными затратами.

Основная функция эффективности — обеспе­чить за счет управленческого воздействия и взаимо­действия достижение цели.

Эффективность менеджмента отражает его результативность в достижении целей управляемо­го объекта и обеспечении социально-экономическо­го эффекта в сопоставлении с использованными ре­сурсами и затратами на управление.

Экономический смысл эффективности управ­ления заключается в обеспечении наибольшего экономического эффекта в народном хозяйстве при дан­ных ресурсах (затратах) на управление.

Социальный смысл — в обеспечении наибольше­го социального эффекта при данных ресурсах (за­тратах) на управление.

Эффективность менеджмента = Результат/

/ Использованные ресурсы, производственные

затраты.

Эффективность менеджмента оценивается по направлениям: постановка и обоснование цели оцен­ки; выбор критерия отбора показателей оценки; соиз­мерение цели фирмы и потребности в данном виде про­дукции; соизмерение цели и конечного результата; соизмерение конечного результата и потребности; опре­деление результативности менеджмента; определение ресурсообеспеченности цели; соотношение конечно­го результата с ресурсами; определение величины эко­номического эффекта; отношение экономического эф­фекта к величине каждого вида использованных ресурсов; отношение экономического эффекта к вели­чине затрат на управление и др.

В современной теории управления выделяются следующие виды эффективности менеджмента:

1)по средствам воздействия и взаимодействия — целевая, мотивационная, стратегическая, тактиче­ская, ресурсная, затратная, плановая, прогнозная, программная, концептуальная, функциональная;

2)по содержанию эффекта — экономическая, орга­низационная, социальная, экологическая;

3)по фактору времени - перспективная, текущая, оперативная;

4)по стадиям развития систем менеджмента — фор­мирование, становление, совершенствование, реформирование;

5)по видам управленческой деятельности — маркетинговая, инновационная, инвестиционная, произ­водственная, финансовая, коммерческая, пред­принимательская;

6)по формам эффективности—системы менеджмента, управленческой деятельности, процесса управ­ления, управленческого нововведения, деятельно­сти менеджера и служащего.

 


15. МАРКЕТИНГ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Термин «маркетинг» (от англ. — «рыночная дея­тельность»). Понятие возникло в экономической ли­тературе США на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Маркетинг — система организации и управления хозяйственной деятельностью, максимально ориен­тированная на удовлетворение потребностей и за­просов потребителей через рыночную конкуренцию. Конечная цель маркетинга — это получение прибыли за счет расширения объема продаж в результате про­ведения целенаправленной сбытовой политики.

Маркетинг—система внутрифирменного управ­ления, направленная на:

1)изучение текущего и перспективного спроса на товар на конкретном рынке или его сегменте и запросов потребителей;

2)изучение спроса, составление программы марке­тинга по конкретному продукту, которая учитывает возможные издержки производства, капиталовло­жения, исследовательские, проектные, коммерче­ские и прочие расходы;

3)установление верхнего предела цены на товар, возможное ее изменение, уровня рентабельности производства продукции;

4)определение конечного результата хозяйственной деятельности фирмы.

Особенность маркетинга как управленческой деятельности состоит в том, что он предполагает принятие управленческих решений на базе многова­риантных экономических расчетов:

1)целесообразны ли разработка, освоение и выпуск продукции, которая ориентирована на конк­ретный рынок или конечного потребителя с уче­том их запросов;

2)целесообразно ли проведение научно-исследова­тельских и конструкторских работ или закупка техно­логического опыта, патентов или лицензий;

3)целесообразен ли выпуск продукции в установлен­ных объемах с учетом жизненного цикла товара;

4) возможно ли построение или реконструирование имеющихся производственных мощностей;

5)каковы источники обеспечения материальными ресурсами, условия снабжения и расчетов;

6)каковы основные направления кадровой политики для обеспечения производства различными кате­гориями работников;

7)целесообразно ли проведение коммерческих опе­раций, направленных на обеспечение сбыта конк­ретного продукта.

Маркетинг включает реализацию сбытовой поли­тики, предполагающей определение каналов и методов сбыта каждого вида продукции на соответствующих рынках; определение возможных коммерческих расхо­дов и пр. Однако сама организация сбыта и проведе­ние коммерческих операций относятся к оперативно-хозяйственной деятельности фирмы, на повышение экономической эффективности которой направлены все функции управления, в т.ч. и маркетинг.

Маркетинговая ориентация — качественно но­вый подход к управлению производством. Исходным пунктом глубокого и всестороннего выявления воз­можностей конкретного производства путем его ин­тенсификации и повышения экономической эффек­тивности становится анализ платежеспособного рыночного спроса на соответствующие товары, за­просов потребителя.

Главное в маркетинговой деятельности — разра­ботка программ. Благодаря маркетинговым прог­раммам в производстве находят оптимальный вари­ант сочетания следующие направления:

1)разработка новейших видов продукции, которые об­ладают новыми качественными характеристиками;

2)изменение старых видов изделий применительно к требованиям и запросам конкретных покупателей;

3)использование собственных новейших научно-тех­нических разработок и усовершенствование с по­мощью них выпускаемой продукции;

4) применение приобретенных патентов и лицензий, на основе которых создаются новые виды продукции.

Маркетинговая программа определяет опти­мальную структуру (номенклатуру, ассортимент, ко­личество, качественные параметры намечаемой к выпуску продукции) производства, ориентирован­ного на получение желаемого уровня прибыли и рен­табельности отрасли.

 


16. АЗИАТСКИЙ СТИЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА

Возникновение азиатской модели менеджмен­та обусловлено спецификой стран Азии, пронизанной религиозной философией и мировоззрением. Для стран Азии использование западной модели было не только неэффективно, но и нежизнеспособно. В свя­зи с этим возникла необходимость формирования сво­ей специфической модели менеджмента, которую на­звали азиатской. Наиболее активно и плодотворно разработка новой специфической модели, концепции менеджмента происходила в Японии.

Менеджмент в Японии отражает ее историче­ские особенности, культуру и общественную психо­логию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Основные черты японского менеджмента связаны с менталитетом народа.

Коллективизм — коллективное, единогласное принятие управленческих решений; коллективная от­ветственность; коллективный контроль; ориентация управления на группу; оплата труда по показателям работы группы.

Бережливость — максимальная экономия на системе управления, экономия ресурсов, использо­вание безотходных технологий.

Аккуратность — высокое качество, высокая куль­тура управления, высокая исполнительность, управ­ленческая установка на непрерывный рост качества.

Практицизм — формирование нестандартной системы управления, приведение ее в соответствие с конкретными целями и задачами.

Высокая приспособляемость к новизне — вос­приимчивость нововведений, ориентация на быстрое их внедрение, массовая покупка патентов и лицен­зий, позволяющая достигать высоких результатов в производстве.

Патернализм. Между менеджерами и подчинен­ными складываются личные неформальные отноше­ния, происходит продвижение по службе по старшин­ству и стажу работы, замедленная оценка работы и служебный рост, руководитель — это отец коллек­тива, он координирует и контролирует деятельность подчиненных.

Трудолюбие определяет высокую производи­тельность при всех прочих равных условиях; отсут­ствие жестких управленческих решений по отноше­нию к персоналу. П

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 19. Факторы и тенденции эффективности менеджмента | Традиционные концепции лидерства. 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.