Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностные тесты

Личностные тесты предназначены для изучения разных аспектов личности - мотивации, интересов, ценностных ориентаций, эмоционального склада и др.

Одним из первых тестов, положивших начало тестированию личности, был крепелиновский вариант теста свободных ассоциаций, примененный им для обследования больных с психическими отклонениями.

Другой подход к измерению личностных характеристик представлен в тестах действия или ситуационных тестах. В этих тестах испытуемый получает задания, цель которых ему не известна. Большей частью они воспроизводят обыденные ситуации. Впервые подобная методика была подробно применена Г. Хартсоном и М. А. Меем. (1930). Серия, стандартизованная на школьниках, затрагивала такие особенности поведения, как обман, ложь, воровство, согласованность действий и настойчивость.

Третий подход в изучении личности представляют проективные методики, получившие широкое распространение (особенно у клиницистов). В тестах этого типа испытуемому даётся неструктурированное задание, допускающее многие способы решения. Также как в ситуационных тестах, методика проективных тестов в той или иной степени не позволяет испытуемому угадать их цель и тем самым снижает вероятность того, что испытуемый сможет намеренно создать желаемое впечатление.

Особенностями методов изучения личности являются:

1. их разнообразие

2. пограничное положение в классификации методик.

Так называемые «личностные тесты» на самом деле не являются тестами в чистом виде, обладая зачастую признаками проективных, полупроективных методик либо опросников.

К личностным тестам можно отнести:

- тесты-опросники

- методики, в частности семантический дифференциал Ч. Осгуда, «технику репертуарных решеток» Г. Келли, «методику распределения времени» С.Я.Рубинштейна (направлена на изучение мотивационной сферы личности, интересов и предпочтений).

Испытуемому предлагают список разнообразных дел и просят примерно указать, сколько часов он затрачивает на их выполнение в течение 20 дней (480 часов), А затем предлагается отметить, сколько времени он затрачивал бы на эти же самые дела, если бы мог распоряжаться временем по своему усмотрению.

В перечень дел включены 17 сфер, такие как сон, еда, транспорт, работа, обучение, домашние дела и заботы, чтение, прогулки, игры, отдых и др. После проведения опросов сопоставляется фактическое и желаемое распределение времени, и на основании совпадений или расхождений делаются выводы о предпочтениях, интересах и установках личности, осознаваемых и неосознанных потребностях.

К большинству личностных тестов не применимы традиционные критерии надежности, важности и стандартизации.

В группе психодиагностических личностных методик применяются опросники, содержащие перечень вопросов или утверждений.

Опросники могут быть:

- устными,

- письменными

- компьютерными.

Ответы в них могут быть представлены в открытой или закрытой форме. Открытая форма предусматривает свободный ответ, закрытая - подразумевает выбор готовых («да», «нет», «не знаю» и др).

Опросники могут применяться для исследования черт личности, ее интересов, предпочтений, отношения к окружающим и к себе, самооценки, мотивации и т.д.

По сравнению с проективными техниками, сложными в проведении и интерпретации, опросники просты и не требуют длительного обучения экспериментатора.

Опросники и анкеты могут использоваться также для получения данных о биографии, жизненном и профессиональном пути личности, для выявления мнений респондента по актуальным жизненным вопросам, для оценки качества процесса обучения и отношения к изучаемым дисциплинам и т. д.

Наиболее известными и широко используемыми в психодиагностике являются:

1 многостадийный личностный опросник (ММРI),

2 личностный опросник Р.Кеттела,

3 патопсихологический диагностический опросник (ПДО),

4 опросники на выявление личностной ситуативной тревожности,

5 опросник интересов Е. Стронга и др.

Любые опросники, диагностирующие личностные особенности, применимы только в своей культуре. Поэтому перенос этих методов в другие культуры требует особо тонкого перевода, адаптации и апробации каждого вопроса. (Адаптированный для русских тест Кеттелла 16 RF А.Г.Шмелёвым)

Таким образом, достоинством опросников является простота процедуры проведения и интерпретации данных, возможность охватить с их помощью изучение широкого спектра социально-психологических условий жизни и особенностей личности испытуемого.

Также, учитывая достаточно большой набор имеющихся в настоящее время опросных методов, следует очень осторожно относиться к их подбору для проведения обследования. Требуется четкое формулирование целей и задач исследования для нахождения наиболее адекватных диагностических приемов.

 

Вопросы:

1 Методы изучения самооценки и мотивации (Спилбергер, Ханин).

2 Изучение личностных черт многофакторными опросниками на примере опросника Кеттелла.

3 Диагностика акцентуаций характера. Методики Леонгарда, Личко.

4 Диагностика акцентуаций по Шмишеку.

5 Методы диагностики темперамента. Определение темперамента с помощью теста Айзенка.

6 Диагностика тревожности и приёмы оптимизации этой диагностики. Методика Филлипса.

7 Методика ММРI. Разновидности методики. Назначение. Основные и дополнительные шкалы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тесты способностей | Проективные методики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.