Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5

Религия как социальный институт

Семья как социальный институт

Семья - это общность людей, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, предполагающая общность быта и ответственность за социализацию детей. В социологической науке семья рассматривается, прежде всего, как социальный институт, т.е. как совокупность брачных и родственных отношений, санкционируемых и поддерживаемых с помощью социальных норм в определенном социокультурном контексте.

Основу семьи составляют супружеские отношения и брак. Под браком понимается совокупность отношений между супругами, регулируемых совокупностью официальных норм. В научной литературе выделяются различные виды брака. Исходя из сферы выбора супруга, браки подразделяются на эндогамные и экзогамные. Эндогамный брак характеризуется образованием супружеского союза только между представителями одного класса, социальной группы или касты. Подобный вид брака имел распространение в доиндустриальных обществах, где доминировала кастовая или сословная системы стратификации. Существовавшие нормы ограничивали и запрещали браки между представителями различных социальных слоев, кланов или родов. По юридическим нормам Древнего Рима брак между свободным гражданином и рабом автоматически вел к утрате свободы первого и его переходу в рабское состояние. В современных странах элементы эндогамии продолжают сохраняться внутри некоторых этнических групп, религиозных сект или аристократических слоев общества. Примечательно, что в рамках эндогамии существует запрет на инцест, т.е. на вступление в брак родственников. Экзогамный брак, напротив, заключается между представителями различных социальных групп и классов.

Другим критерием классификации браков является их структура и численность партнеров, вступающих в супружеские отношения. Соответственно выделяются моногамные и полигамные браки. Моногамия - это супружеский союз между одним мужчиной и одной женщиной. Полигамией считается супружеский союз между партнером одного пола и несколькими партнерами другого. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией, а между одной женщиной и несколькими мужчинам - полиандрией. Полигиния более выгодна в том обществе, где испытывается нехватка мужчин, и доля женского населения значительно превышает мужскую. На ее распространение могут оказывать некоторые экономические факторы. Так, например, у народов Крайнего Севера, занимавшихся оленеводством, многоженство было связано с необходимостью отдельно пасти многочисленные стада оленей. На Востоке многоженство воспринималось как символ богатства и могущества. Только весьма состоятельный человек мог содержать нескольких жен и заботиться о своих многочисленных детях. Полиандрия же чаще возникает в тех обществах, где доля женщин значительно меньше доли мужского населения. К примеру, в некоторых обществах Южной Индии, женщина, выходящая замуж, одновременно становится женой всех братьев своего мужа. Значительно реже встречается групповой брак между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.

Большинство браков в современных обществах носит моногамный характер. Однако так было далеко не всегда. Антрополог Дж. Мэрток, собрав и проанализировав значительное количество этнографических и исторических данных, пришел к выводу, что из 250 примитивных обществ только в 43 существовала моногамия, в 193 - преобладала полигиния и лишь в двух - полиандрия.

Маргарет Мид предложила различать брак по целям: индивидуальный брак, который заключается с целью сексуального сожительства без рождения детей, и родительский брак, который наряду с целями сексуального партнерства преследует и репродуктивные.

Форма брака определяется характером выбора партнера. Известны организованные браки, когда выбор партнера осуществляется родителями с целью повышения престижа или богатства семьи, либо во имя создания семейных союзов. Это так называемые браки "по расчету", например, между представителями знатного, но обедневшего рода и представителями богатых, но незнатных семей. Монархические семьи средневековой Европы заключали браки, исходя из политических соображений. В современном обществе преобладает свободная форма брака. Выбор брачного партнера зависит от целого ряда факторов. Во-первых, это фактор пространственной близости, т.е. соседство, совместная работа, общие места досуга и времяпрепровождения. Во-вторых, образ идеального партнера, который формируется в период полового созревания человека. В-третьих, степень идентификации с собственными родителями и соответствующее стремление найти "свою половину", похожую на отца или мать. В-четвертых, стремление к самоутверждению при помощи другого партнера. В-пятых, ориентация на гомогамию, т.е. желание найти партнера со схожими ценностными ориентациями, вкусами, представлениями и т.п.

Структура семьи определяется ее составом и характером родства, спецификой взаимоотношений между ее членами, распределением ролей и власти внутри нее, коммуникациями и принципами наследования имущества. Семья из двух родителей и их детей называется нуклеарной. В отличие от нее расширенная или родственная семья включает в себя, наряду с супругами и детьми, и других родственников - бабушек, дедушек, братьев и сестер и т.д. В ее структуре не меньшую роль, чем супруги, играют их родители, братья и сестры, другие родственники.

В зависимости от местопроживания выделяются патрилокалъные, матрилокальные и неолокальные семьи. Патрилокальная семья формируется в том случае, если супружеская пара проживает вместе с семьей мужа или по соседству с нею. Матрилокальная семья формируется, когда муж включается в семью жены. Достаточно редко, но все же встречаются эванклюлелакальные семьи, которые характеризуются проживанием мужа и жены с семьей дяди или тети. Неолокальная семья проживает отдельно как от семьи мужа,

так и от семьи жены.

В соответствии с тем, кто в семье играет роль лидера (муж/отец или жена/мать) различают патриархальные и матриархальные семьи. Там же, где властные функции примерно поровну распределены между мужем и женой, имеют место эгалитарные семьи. По характеру наследования фамилии, имущества и социального положения выделяют патрилинеальные и матрилинеальные семьи. В первых из них, наследование осуществляется по отцовской линии, во вторых - по материнской. Иногда критерием типологизации является сравнение социального положения лиц, вступающих в брак и образующих семью. Если социальное положение мужа и жены неоднородно, то говорят о гетерогенной семье, если же супруги занимают примерно одинаковое место в социальной иерархии, то налицо гомогенная семья.

В последнее время социологи стали уделять большее внимание новым формам семьи. Прежде всего, к таковым относится неполная семья, которая состоит из одного родителя и детей. Такие семьи, как правило, нуждаются в социальной помощи и психологической адаптации. Повторные семьи состоят из супругов, вторично вступивших в брак и их детей от первого брака, совместно с ними проживающими. Последняя форма семьи привела к появлению нового типа взаимоотношений между родственниками от разных браков. Новый тип распределения ролей между членами этих семей получил название "разводных цепочек".

В зависимости от состава, семьи подразделяют на супружеские (без детей), малодетные (1-2 ребенка), среднедетные (3-4 ребенка) и многодетные (5 и более детей). До XVII-XIX вв. большинство семей в Западной Европе было многодетными, что было обусловлено как традициями, так и высоким уровнем смертности. По мере роста продолжительности жизни, индустриализации и урбанизации происходит постепенный переход от многодетной к среднедетной и малодетной семье. В современных индустриальных обществах доминирующим типом является малодетная семья.

Под функциями семьи понимается социальная деятельность семьи, ее членов и вызываемые ею последствия.

1. Функция сексуального контроля. Семья - это социальный институт, который, регулируя сексуальные отношения, способствует их упорядочению. Данная функция проявляется, прежде всего, во внутрисемейных санкциях за супружескую неверность. Однако, сегодня признается, что она значительно ослабла. Это проявляется в росте количества как внебрачных, так и добрачных сексуальных связей. Широкое распространение с 20-х гг. прошлого века получило сожительство без брака. Современное общество достаточно терпимо относится к подобным способам удовлетворения сексуальных потребностей.

2. Репродуктивная функция выражается в биологическом воспроизводстве новых поколений общества и удовлетворения потребностей супругов в детях.

3. Функция социализации заключается в передаче ценностей и норм культуры следующим поколениям, без чего невозможно представить социальное воспроизводство. Семья отличается от других агентов социализации, прежде всего тем, что в ней осуществляется первичная социализация, закладываются основы будущей личности, формируется психический склад ребенка.

4. Экономическая функция сводится к совместному ведению хозяйства, зарабатыванию средств и совместному расходованию семейного бюджета.

5. Социально-статусная функция проявляется в передаче детям определенного социального статуса и социальных привилегий.

6. Психологически-эмоциональная функция раскрывается в эмоциональном общении и психологической терапии ее членов. Многие психологии считают, что семейное общение выполняет терапевтическую роль. И, наоборот, в семьях, где отсутствуют позитивные эмоциональные контакты между родственниками, где преобладают острые конфликты, дети и взрослые получают психологические травмы, негативно сказывающиеся на всей последующей жизни.

Стабильность семьи - это состояние ее устойчивости как социального института. На нее влияют как внешние так и внутренние факторы. К внешним относятся: социально-экономическая среда; социальный статус, занимаемый семьей; ценность семьи в обществе; социальная политика государства. К внутренним факторам относятся: характер межличностных отношений в семье; степень удовлетворенности супругов их взаимными отношениями; характер распределения ролей, ценностные ориентации супругов; степень конфликтности между супругами; способность семьи и ее членов к адаптации к изменяющимся условиям; степень эффективности внутрисемейных коммуникаций; готовность членов семьи к межличностному взаимодействию для достижения общих целей.

Обратной стороной стабильности семьи является ее распад, под которым понимается разрыв между супругами или развод. Начиная с первой трети XX века наблюдается рост числа разводов в современных обществах. Эта тенденция объясняется двумя главными причинами. Во-первых, возрастанием роли брачных отношений и стремлением все большего числа людей к гармонии в супружеских отношениях. Поэтому невозможность сделать отношения между мужем и женой плодотворными и удовлетворяющими достаточно часто стала выступать серьезным основанием для развода. Во-вторых, усилением терпимости общества к разводам и ослаблением социального контроля за брачными отношениями. Господствующими стали представления о том, что брак - это добровольный супружеский союз между мужчиной и женщиной, а развод - это добровольное решение супружеской пары. Следует отметить, что в современном обществе преобладающее место занимает не "развод-кара", рассматривавшийся как наказание для одного из супругов, а "развод-исцеление" или "развод-подтверждение", когда суд при взаимном согласии партнеров прекращает брак, юридически фиксируя невозможность его продолжения. По мере роста разводов возрастает количество повторных браков. Наряду с ними растет число неполных семей, нуждающихся в социальной и психологической помощи.

В современном обществе можно выделить три основные модели семьи. Первая из них, - детоцентристская, - отличается ориентацией на частную жизнь, ее автономизацией, усилением чувственной стороны брака и интимности. Для нее характерно стремление к удовлетворению от супружества и регулирование репродуктивной функции. Рождение детей, число которых, как правило, не превышает одного-двух, обычно планируется обоими супругами. После появления детей родители концентрируют свои силы на их воспитании, считая его главным смыслом существования семьи. Подчас в семьях подобного рода родители, стремясь передать своим детям определенные ценности и нормы, ограничивают самостоятельность последних, устанавливая с ними жесткие и авторитарные отношения.

Главной нормой супружеской семьи, в отличие от детоцентристской, является ориентация на взаимоотношения мужа и жены. Дети здесь не являются высшей ценностью. Их воспитание основывается на поощрении индивидуальности, инициативы, самостоятельности и стремления к самореализации.

Третья модель - внебрачная семья - основывается на фактическом браке, т.е. на совместном проживании без юридического оформления супружеских отношений. Одной из ее разновидностей является конкубинат (от лат. con - вместе и cubo - лежу, сожительствую) - длительная устойчивая связь мужчины, имеющего семью, с еще одной женщиной, у которой есть от него ребенок.

Заметную роль в жизни общества играет такой институт, как религия. Под религией понимается разделяемая определенной группой система верований в священные явления. Религия включает символическую систему; верования (мифы); ритуалы (культ); этос (система норм и ценностей группы); мировоззрение (совокупность религиозных догматов), религиозные организации (церковь, религиозные общины, секты и т.п.).

Символ - это обобщающий знак, содержащий указание на какие-либо стоящие за ним явления и вызывающий однообразную реакцию у большой группы людей. Миф представляет собой статичный образ, опирающийся на обобщенные верования и позволяющий упорядочить и интерпретировать факты и события, структурировать видение коллективного прошлого, настоящего и будущего. Ритуал - символическое, регулярно повторяющееся действие, целью которого является формирование и воспроизводство значений и установок по отношению к чему-либо. Если миф ориентирован на объяснение действительности, то ритуал нацелен на закрепление норм и отношений к священным явлениям. Этос - совокупность норм и ценностей, задающих и поддерживающих определенные «образцы» социального поведения и социального взаимодействия. В религии, в отличие от светской культуры, ценности и нормы обретают сакральный (священный) характер, становясь абсолютными и неизменными.

Религиозное мировоззрение - совокупность наиболее абстрактных взглядов на мир с позиций основных религиозных догматов. Наряду с обыденными воззрениями верующих религиозное мировоззрение включает в себя религиозную философию и теологию, которые представляют собой систематизированное изложение религиозного учения и его обоснование. Если этос можно представить как своеобразный моральный код, то миф и мировоззрение - когнитивный (познавательный), а ритуал - поведенческий.

Организационные формы религии. Развитие религии с необходимостью приводит к появлению специалистов в области хранения, передачи и трактовки религиозного знания, отправления сложных и значимых для большого круга людей ритуалов и культов. Исторически первоначальной формой распределения религиозных ролей выступала община, которая представляла собой локальное объединение сторонников данной веры, непосредственно взаимодействующих с "учителем". Превращение "откровений" в религиозные традиции, усиление миграционных процессов породило потребность в выработке новых организационных форм религии. Одной из таких форм стала церковь. В социологии церковь рассматривается как один из механизмов социального контроля. Это подтверждается наличием внешних показателей соблюдения религиозных норм и догматов: обязательное участие в отправлении определенных ритуалов, посещение культовых заведений и мест, демонстрация приверженности вере и т.п.

Наряду с церковью существует еще одна форма религиозной организации - секта. Различия между церковью и сектой проанализировал немецкий социолог М. Вебер. Им было предложено три критерия анализа религиозных организаций: 1) отношение к "миру"; 2) критерий членства; 3) организационная структура.

В случае, когда религиозная организация не противопоставляет себя существующей культуре и обществу, стремится к универсализму, речь идет о церкви. В случае, когда религиозная организация открыто противопоставляет себя "миру", осуждая его нормы и ценности как "ложные", подчеркивает свою избранность и специфичность, можно смело говорить о секте.

Церковь как универсальная организация предъявляет умеренные требования к своим членам. Достаточно соблюдать лишь общие религиозные нормы и участвовать в наиболее значимых ритуалах, чтобы оставаться в "лоне" церкви. Секта же требует беспрекословного подчинения ее нормам и авторитетам. Ее нравы суровы и любое их нарушение жестоко карается. Достаточно часто участие в сектах требует отказа от всего личного и «растворения» человека в делах общины.

В отличие от церкви, организация которой строится по бюрократическому принципу, секта основывается на харизме - вере в необыкновенные качества ее основателя. Она менее формализована, ее ритуалы допускают элементы спонтанности и могут обладать большей эмоциональностью, чем те, которые осуществляются в рамках церкви.

Наряду с церковью и сектой, некоторые исследователи выделяют промежуточную форму религиозной организации - деноминацию. Обладая схожими с сектой признаками, она отличается меньшей элитарностью и большей открытостью. Не противоставляя себя "миру", деноминация отличается от церкви меньшей связью с широкими слоями общества.

Контрольные вопросы

1. Социальный институт - это...

А) Современное образовательное учреждение;

Б) Комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности;

В) Определенный порядок связей между элементами общества;

Г) Понятие, отражающее положение индивидов в обществе.

 

2. Какие из нижеперечисленных причин способствовали формированию полигинии?

А) Резкое сокращение численности населения;

Б) Необходимость сохранения института наследования;

В) Значительное превышение доли мужского населения над женской;

Г) Значительное превышение доли женского населения над мужской.

 

3. Какая из форм брака преобладает в современных обществах?

А) Полиандрия;

Б) Полигиния;

В) Моногамия;

Г) Групповой брак.

 

4. В зависимости от местопроживания выделяют следующие типы семей:

А) Патрилокальные, матрилокальные и неолокальные;

Б) Супружеские, малодетные, среднедетные и многодетные;

В) Патрилинеальные и матрилинеальные;

Г) Моногамные и полигамные.

 

5. Отличие церкви от секты состоит …

А) Во внутреннем убранстве;

Б) В противопоставлении себя существующей культуре и обществу;

В) В демонстрации приверженности вере;

Г) В ритуалах.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 4. 1. Социальные институты: виды, функции, взаимодействие и развитие | Социальный статус и социальная роль
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.