Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. Образование как институт социализации

Образование как институт социализации

Образование - это совокупность устойчивых форм организации и регулирования передачи, восприятия и усвоения знаний. Сторонники структурного функционализма делают акцент на анализе образования как социального института основных функций. Это хорошо видно из определения образования, сформулированного Э. Дюркгеймом. Французский социолог под образованием понимал то влияние, которое оказывается взрослым поколением на тех, кто еще не готов к социальной жизни.

Существенный вклад в исследование феномена образования был сделан Т. Парсонсом, который обращал внимание на селективную роль школы. Специфическую роль в системе образования, по Парсонсу, играют университеты. Они способствуют освоению профессиональных ролей, воспроизводству профессиональных школ и соответствующих им субкультур, развитию теоретического и прикладного знания. Наиболее общими функциями образования американский социолог считал академическую, дистрибутивную, экономическую и политической социализации. Академическая функция сводится к формированию универсальных познавательных навыков освоения нового знания. Дистрибутивная функция заключается в подготовке индивидов к выполнению ролей в системе общественного разделения труда и конкурсном отборе наиболее способных и талантливых к выполнению наиболее сложных и престижных ролей. Экономическая функция заключается в подготовке через систему образования квалифицированной рабочей силы. Функция политической социализации сводится к усвоению норм и ценностей, способствующих поддержанию существующей социальной системы и ее интеграции.

Образование открывает значительные возможности для самореализации личности. Футурологи утверждают, что главной целью системы образования XXI века станет развитие личности. Интересны принципы глобального образования, сформулированные Р. Хэнви.

Первый принцип - формирование широкого мировоззрения, позволяющего осознать бесконечное многообразие мира и признать равноправными различные взгляды на мироустройство. Второй принцип сводится к воспитанию понимания глобальных проблем. Каждый должен осознать взаимозависимость людей в глобальном сообществе, влияние социума на каждого человека и каждого человека на социум. Третий принцип -воспитание толерантности к другой культуре, способности к межкультурному взаимодействию и диалогу различных культур. Четвертый – выработка системного мышления, умения видеть за различными частями целое, а за целым богатство и разнообразие его внутреннего содержания и взаимосвязей. Пятый - выработка умения выявлять смысл и мотивы любой деятельности.

Структуру образования составляют учебные заведения, социальные роли учителя и ученика, администратора и организатора в области образования, учебный процесс как вид социокультурной деятельности и социализации. В качестве специфических норм выступают стандарты необходимого объема знаний для каждого уровня и каждой формы образования. Механизмами социального контроля в сфере образования служат экзамены, собеседования, письменные и практические работы, тестирование учащихся, по результатам которых оценивается результативность интериоризации образовательного знания.

Специфика системы образования, его нормы и формы зависят от национальных культурных форм, определяются национальными и историческими традициями каждого сообщества.

Контрольные вопросы

 

1. Личность – это...

А) Человек как единичный представитель той или иной социальной общности;

Б) Человек как представитель рода Homo sapiens;

В) Конкретное выражение сущности человека;

Г) Совокупность унаследованных и выработанных в процессе жизни физических и психических черт, отличающих данного индивида от других.

 

2. Вторичная социализация - это:

А) Процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек попадает в среду с иными условиями жизни;

Б) Освоение специфических ролей, связанных с разделением труда;

В) Отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей;

Г) Социализация, протекающая за рамками классной комнаты.

 

3. Главным агентом первичной социализации является:

А) Семья;

Б) Детский сад;

В) Школа;

Г) Компания друзей.

 

4. Какой из приведенных ниже статусов является аскриптивным?

А) Ректор;

Б) Студент;

В) Принц;

Г) Кондуктор.

 

5. Как называется ситуация, когда семнадцатилетнего сына одновременно ждут родители, чтобы отметить семейный праздник, и друзья, чтобы пойти на дискотеку:

А) Культурный конфликт;

Б) Ролевой конфликт;

В) Конфликт поколений;

Г) Статусный конфликт.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и структура социализации | Социальные нормы и ценности, сущность и роль в обществе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.