Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виртуальные предприятия

Виртуальное предприятие – предприятие, объединяющее географически разделенных экономических субъектов, которые взаимодействуют в процессе совместного производства, используя преимущественно электронные средства коммуникаций.

Система управления большинства современных традиционных предприятий имеет ярко выраженную функциональную направленность. В основе подобной организации управления лежит принцип разделения и специализации труда. В современных условиях, подобная организация становится не эффективной в силу ряда причин:

- отсутствия заинтересованности работающих в конечном результате, поскольку система оценки их деятельности оторвана от результата работы предприятия в целом и главную оценку результатов труда работника даёт его вышестоящий начальник;

- видение сотрудниками бизнес-процессов, протекающих в компании, чаще всего не выходит за рамки подразделений, в которых они работают;

- чрезмерно усложнен обмен информацией между различными подразделениями, работающими в рамках одного бизнес-процесса, что приводит к большим накладным расходам.

При создании новых сетевых форм коммерческих предприятий их разработчики, как правило, ориентируются на следующие основные преимущества электронной коммерции:

1) устранение влияния географического фактора – незначительные затраты на подключение к Интернету практически из любой точки сделали экономически целесообразным сотрудничество географически удалённых контрагентов;

2) создание информационного пространства виртуального предприятия – обеспечение совместного доступа к информационным ресурсам для коллективов практически любого размера позволило значительно повысить эффективность использования ресурсов, сделало возможным участие всех сотрудников в формировании внутренней информационной среды организации;

3) внутрифирменная координация – повышение точности принимаемых решений, улучшение координации деятельности участников в процессе их реализации. Расширение возможностей и повышение качества планирования и координации работ для различных коллективов исполнителей изменили структуру производственных затрат: стало выгоднее передавать на исполнение работы временным работникам или сторонним компаниям, чем держать для этого штатных сотрудников.

В информационной экономике существует достаточно большое число бизнес-процессов, для реализации которых целесообразно использовать виртуальные предприятия. Характерные особенности данных процессов:

- фрагментированность – частая смена ответственности и полномочий исполнителей при осуществлении процесса;

- новизна и неформализованность;

- отсутствие у каждого исполнителя полной информации о процессе в целом;

- недостаточность или избыточность точек контроля процесса;

- неэффективность информационного обеспечения процесса.

Виртуальные предприятия – одна из новых организационных форм предприятий. На развитие этих форм организации и управления предприятием в значительной степени повлияли такие тенденции развития современных рынков как глобализация рынков, рост значения качества товара, его цены и степени удовлетворения потребителей, повышение важности устойчивых отношений с потребителями (индивидуализация обслуживания заказчиков), а также растущее значение использования новых информационных и коммуникационных технологий.

Некоторые авторы называют виртуальные предприятия «сетевыми предприятиями». Как правило, речь идет о сети партнёров (предприятий, организаций, отдельных коллективов и людей), совместно разрабатывающих, производящих и сбывающих продукцию.

Пространство виртуализации предприятий включает:

- виртуальный рынок (рынок товаров и услуг, существующий на основе коммуникационных и информационных возможностей глобальных сетей);

- виртуальную реальность, т.е. отображение и имитацию реальных разработок и производства в кибернетическом пространстве, которое одновременно является и инструментом, и средой разработки;

- виртуальные (сетевые) организационные формы.

С маркетинговой точки зрения цель виртуального предприятия – получение прибыли благодаря максимальному удовлетворению нужд и потребностей потребителей в товарах (услугах) путём объединения ресурсов различных партнёров в единую систему. Виртуальные предприятия, как правило, ориентируются не на удовлетворение нужд и потребностей «усредненного» покупателя или сегмента рынка, а на удовлетворение индивидуальных запросов конкретных потребителей.

С практической точки зрения традиционному предприятию, например, для разработки и выпуска нового товара на рынок требуется привлечение значительных ресурсов. В отличие от него виртуальное предприятие ищет новых партнёров, обладающих соответствующими рыночным потребностям ресурсами, знаниями и способностями, для совместной организации и реализации этой деятельности. При этом выбираются предприятия (организации, отдельные коллективы, люди), обладающие ключевыми ресурсами для достижения конкурентного преимущества на рынке.

Как правило, партнёрство заключается на определённый срок или до достижения определённого результата (например, выполнения заказа). Другими словами, партнёрство является временным и на определённых этапах жизненного цикла изделия или при изменении рыночной ситуации в сеть могут привлекаться новые партнёры или исключаться старые.

Естественно, что предприятия-партнёры для эффективного функционирования всей сети должны базироваться на согласованном хозяйственном процессе. При объединении большого числа предприятий, к тому же географически разбросанных, согласованности хозяйственного процесса можно достичь только благодаря использованию единой сетевой информационной системы, основанной на широком применении новых информационных и коммуникационных технологий

С учётом сказанного выше можно выделить ключевое достоинство виртуальных предприятий: возможность выбирать и использовать наилучшие ресурсы (информационные, финансовые, материальные, интеллектуальные), предлагаемые мировым экономическим пространством.

Характерными особенностями виртуальных предприятий являются:

- открытая распределённая структура;

- гибкость;

- мобильность;

- приоритет горизонтальных связей;

- относительная автономность и узкая специализация участников предприятия;

- высокий статус информационных и кадровых средств интеграции.

Одно из важнейших преимуществ такой организации – резкое сокращение размера стартового капитала для основания нового дела, поскольку большинство необходимых ресурсов будет привлекаться на контрактной основе и оплачиваться по мере предоставления услуг. Другое преимущество – существенное сокращение времени, необходимого для подготовки к реализации очередного проекта.

Очевидно, что для планирования, организации и координации деятельности виртуального предприятия необходимы и соответствующие управленческие подходы. Организации, специализирующейся в области создания виртуальных предприятий, необходимо концентрировать свои усилия в бóльшей степени на привлечении, координации и управлении ресурсами контрагентов-исполнителей.

На основе этого можно, в общем виде, сформулировать основные функции управления виртуальным предприятием как сетью партнёров:

4) определение требований (задач) проекта;

5) поиск и оценка возможных партнёров (исполнителей);

6) выделение исполнителей, которые оптимально соответствуют задачам;

7) привлечение исполнителей и распределение работ;

8) постоянный контроль и управление деятельностью партнёров, включая и перераспределение по мере необходимости ресурсов и задач между партнёрами.

Информационные системы виртуальных предприятий могут включать CALS-системы.

CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support) – технология информационной поддержки жизненного цикла продукции на всех его стадиях, от этапа проектирования, разработки, изготовления, эксплуатации и ремонтных работ, до нецелевого использования и утилизации. Она предполагает создание электронной информационной модели продукции, использование которой позволит обеспечить быстрый и удобный доступ к совокупности максимально полной информации по данной продукции. Все это позволяет обеспечить уменьшение стоимости владения, улучшить эксплуатацию, материально-техническое снабжение, ремонт. Т.о. CALS основана на использовании единого информационного пространства, обеспечивает взаимодействие всех участников жизненного цикла продукции: заказчиков продукции; поставщиков (производителей); эксплуатационных и ремонтных предприятий; транспортных и складских предприятий.

CALS-система – интегрированная электронная информационная система управления, реализующая концепцию CALS.

CALS-системы помогают управлять совместно используемыми ресурсами и технологическими цепочками, в которых эти ресурсы циркулируют между участниками виртуального предприятия.

Программно-технические средства CALS обеспечивают эффективный и экономичный обмен электронными данными и безбумажными электронными документами, что дает следующие преимущества:

- возможность параллельного выполнения сложных проектов несколькими рабочими группами, что существенно сокращает время разработок;

- планирование и управление многими предприятиями, участвующими в жизненном цикле продукции, расширение и совершенствование кооперационных связей;

- резкое сокращение количества ошибок, что приводит к сокращению сроков реализации проектов и существенному повышению качества продукции;

- распространение средств и технологий информационной поддержки на послепродажные стадии жизненного цикла – интегрированная логистическая поддержка изделий.

Наряду с перечисленными выше достоинствами, виртуальные предприятия обладают и некоторыми недостатками:

- чрезмерная экономическая зависимость от партнёров, что связано с узкой специализацией участников предприятия;

- практическое отсутствие социальной защиты и материальной поддержки партнёров (в ситуации взаимодействия с физическими лицами) вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений;

- опасность чрезмерного усложнения, вытекающая из разнородности участников предприятия, неясности в отношении членства в ней, динамики самоорганизации, неопределённости в планировании для участников и т.д.

Другими словами, принципы виртуальных организационных форм предопределяют уменьшение автономии участников и прозрачности производственного процесса. Очевидно, что отказ от испытанных организационно-управленческих принципов нуждается в заменителях. Поскольку правовая база регулирования особенностей данного рода деятельности в настоящее время отсутствует, виртуальным предприятиям приходится в некоторых случаях ограничиваться такими субститутами как нетикет, создание климата взаимного доверия и т.д.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы корпоративных представительств и рекомендации по их использованию | Интернет-инкубаторы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.