Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация конкурсных торгов по закупкам для государственных нужд

Сложившаяся в настоящее время в России система государственных закупок в известной мере отвечает требованиям рыночной экономики. В соответствии с действующим законодательством основным способом закупки продукции для обеспечения государственных нужд являются открытые конкурсные торги, что продиктовано реализацией принципов открытости, информационной прозрачности и способствует созданию конкуренции среди поставщиков.

Это означает, что если нет особых обстоятельств, не позволяющих использовать открытый конкурс, товары и услуги должны закупаться на открытом конкурсе. Такими обстоятельствами могут быть:

- отсутствие развитой рыночной инфраструктуры (на рынке всего 3-5 поставщиков, которые могут поставить требуемую продукцию, и они известны заказчику);

- специфические особенности объекта закупки – консультационные услуги, НИОКР, технически сложные товары или работы (заказчик не в состоянии составить достаточно подробные технические спецификации или не считает это целесообразным, и в этой связи ему необходимо провести переговоры с поставщиками продукции);

- закупка на незначительную сумма (расходы на организацию и проведение конкурса превысят экономию от получения более выгодных условий поставки);

- закупки продукции для нужд национальной безопасности в части, составляющей государственную тайну (ограниченный круг поставщиков и требования к секретности закупки);

- срочные закупки (при возникновении различного рода чрезвычайных ситуаций).

К преимуществам открытого конкурса обычно относят:

- создание оптимальных условий для конкуренции между поставщиками продукции и, как следствие, возможность получения наилучших условий приобретения продукции (низкие цены, выгодные условия поставки или платежа и т.п.);

- высокая степень гласности при проведении конкурса, позволяющая устранить предпосылки для коррупции;

- создание новых каналов поставки продукции;

- содействие развитию рыночной инфраструктуры, повышению общего уровня конкуренции на рынке.

К недостаткам открытого конкурса можно отнести длительность процедуры закупки (обычно не менее 2-3 мес.) и необходимость осуществления определенных расходов на организацию и проведение конкурса.

Простейшая схема проведения открытого конкурса выглядит следующим образом.

Государственный заказчик разрабатывает конкурсную документацию и публикует в СМИ объявление о проводимом конкурсе. Согласно существующему в России законодательству, от момента публикации объявления до окончания представления конкурсных предложений должно пройти не менее 45 дней. В течение всего этого срока государственный заказчик раздает или продает поставщикам конкурсную документацию и принимает от них конкурсные заявки.

Конкурсная документация, как обязательный элемент конкурсных закупок, разрабатывается заказчиком для разъяснения участникам требований к конкурсной заявке для конкретного конкурса и имеет своей целью:

- проинструктировать участников конкурса о процедурах проведения конкурса, требованиях заказчика к закупаемым товарам (работам, услугам), составе и порядке представления информации, правах и обязанностях сторон;

- предоставить участникам необходимую информацию о порядке и формах закупки продукции, работ и услуг;

- проинформировать участников о критериях и порядке оценки конкурсных предложений;

- определить условия исполнения государственного контракта.

Поставщик, для участия в конкурсе, приобретает у государственного заказчика конкурсную документацию. Далее он вправе направить государственному заказчику запрос на уточнение неясных для него условий. Государственный заказчик обязан, в фиксированные сроки, отвечать на подобные запросы. Согласно действующему в России законодательству, ответ рассылается не только поставщику, задавшему вопрос, но и всем остальным участникам конкурса.

Приняв решение об участии в конкурсе, поставщик составляет конкурсную заявку по форме, предложенной в конкурсной документации. Заявка подаётся в запечатанном конверте, который не может быть вскрыт до момента непосредственного проведения конкурса. Таким образом, ни поставщики, ни государственный заказчик до последнего момента (до публичного вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе) не знают состава участников конкурса.

Государственный заказчик обязан оповестить всех участников конкурса о месте и времени вскрытия конвертов. Как правило, конверты вскрываются в момент истечения времени приёма конкурсных заявок. Вскрытие конвертов проводится публично, на этой процедуре имеют право присутствовать представители всех участников конкурса.

Вскрыв конверты, государственный заказчик анализирует поступившие заявки и определяет победителя конкурса. С победителем заключается государственный контракт на поставку продукции. Информация о результатах конкурса высылается всем его участникам.

Существующее в России законодательство предполагает, что все перечисленные выше действия по проведению конкурса опираются на «бумажный» документооборот. Сложившаяся практика также в основном ориентирована на бумажные потоки документов, циркулирующих между государственным заказчиком и поставщиками. Однако отдельные элементы электронных торгов постепенно пробивают себе дорогу.

Функциональный состав системы электронных торгов и тендерных закупок для государственных нужд в Российской Федерации с 1997 года определяется Указом № 305 от 8 апреля 1997 г. и последующими нормативными документами, устанавливающими технологию на всех этапах проведения торгов. Основные положения Указа соответствуют типовому закону о закупках товаров (работ), одобренному Комиссией Организации Объединённых Наций по международному торговому праву (UNCITRAL) на её двадцать шестой сессии (Вена, 5-23 июля 1993 года).

Информационная система поддержки торгов должна включать в себя три функциональные подсистемы:

- первая подсистема является общедоступной информационно-рекламной и выполняет функции информирования предприятий-поставщиков о заказах выставляемых на торги;

- вторая подсистема позволяет предприятиям-поставщикам заполнять многочисленные электронные формы предварительных заявок на участие в торгах и должна иметь определённые средства защиты от доступа третьей стороны;

- третья подсистема позволяет осуществлять закрытый (защищённый) информационный обмен на всех стадиях проведения торгов.

Кроме того, помимо основных подсистем, непосредственно обслуживающих торги, в информационной системе должны быть три вспомогательные подсистемы:

- подсистема подготовки проведения торгов, обеспечивающая проведение предварительных исследований, принятие решения о необходимости проведения торгов и подготовку конкурсной документации;

- подсистема ведения архива конкурсных торгов и заключённых контрактов, обеспечивающая проведение анализа и мониторинга состояния закупок для государственных нужд;

- подсистема планирование расходной части бюджета государственного образования на основании данных о государственных закупках за предыдущие годы.

Пример. Структуру электронной системы государственных закупок можно проиллюстрировать на примере системы «ПАРУС – Госзакупки» (корпорации «Парус»). Данная система включает:

1. Подсистему планирования закупок в составе:

1.1. модуля первичных заявок на закупку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, выполняющего функции учета, классификации и формирования списка основных получателей продукции, сбора и учета информации об их потребностях;

1.2. модуля ведения реестра потребностей (нужд), выполняющего функции формирования обобщенного списка нужд региона, города или ведомства;

1.3. модуля ведения реестра закупок, который позволяет, на основе сравнения государственных или муниципальных нужд с одной стороны и возможностей бюджета с другой, выделить те из нужд, что будут удовлетворены, консолидировать однородные заявки, сформировать из них лоты, из которых и будет формироваться календарь закупок. При формировании лотов ведется учет желательных дат поставки продукции.

Модуль обеспечивает создание и публикацию:

- реестра продукции, закупаемой в рамках единого заказа;

- перечня лотов с примерными датами поставок по каждому из них.

Информация по лотам автоматически ведется в отраслевых разрезах, что позволяет обеспечить адресность рассылки информации о предстоящих закупках для планирования деятельности поставщиками продукции.

2. Подсистему организации и проведения конкурсов в составе:

2.1. модуля учета предложений поставщиков продукции, позволяющего упростить учет предложений на поставку продукции, а так же обеспечить доступность информации о поставщике (претенденте), его статусе и предлагаемой продукции. Данная информация может использоваться для предварительного квалификационного отбора претендентов.

Реестр предложений ведется исключительно в разрезе сформированных лотов для закупок, что обеспечивает удовлетворение конкретных нужд получателей продукции и сокращает трудозатраты на сравнение предложений и требований бюджетополучателей.

Модуль обеспечивает:

- регистрацию и учет поставщиков продукции;

- регистрацию и учет дополнительной информации по поставщикам (претендентам) для обеспечения предварительного квалификационного отбора;

- регистрацию котировок (предложений) в привязке к конкретным лотам.

2.2. модуля подготовки и организации конкурсов, который позволяет, на основе сопоставления имеющего в системе перечня лотов с желательными датами поставки продукции с графиком поступления бюджетных денежных средств построить календари закупок и торгов, а также осуществить проведение самих торгов.

Модуль обеспечивает создание и публикацию:

- календарей проведения закупок на очередной финансовый год;

- автоматическое и ручное включение лотов в закупки.

Работа с календарем означает выход служб закупок на качественно новый уровень, т.к. только планирование может позволить эффективно управлять процессом.

3. Подсистему мониторинга цен на закупаемые товары в составе:

3.1. модуля учета внеконкурсных предложений поставщиков.

4. Подсистему учета и управления государственными контрактами в составе:

4.1. модуля учета государственных контрактов.

Модуль выполняет функции:

- хранения и использования по мере необходимости типовых форм государственных и муниципальных контрактов;

- ведения реестра заключенных государственных и муниципальных контрактов;

- ведения архива государственных и муниципальных контрактов предыдущих финансовых периодов.

4.2. модуля контроля исполнения государственных контрактов, который предназначен для отслеживания выполнения договоров. На основе данных модуля может формироваться информация по выполнению единого заказа и список недобросовестных поставщиков, которые на законных основаниях могут исключаться из предстоящих конкурсов за недобросовестное выполнение единого заказа.

Модуль выполняет функции:

- формирования графиков поставок и платежей по государственным и муниципальным контрактам в разрезе поставщиков, видов продукции, заказчиков, грузополучателей, потребителей продукции;

- регистрации и учета отметок об исполнении этапов в графиках поставок и платежей потребителями продукции и грузополучателями;

- регистрации и учета отметок о выполнении платежей финансовыми органами;

- рассылки автоматических уведомлений о предстоящих этапах, выполнении или невыполнении пройденного этапа (в том числе на средства мобильной связи).

5. Административно-техническую подсистему в составе:

5.1. сервисного модуля, обеспечивающего:

- регистрацию и удаление всех типов участников – бюджетополучателей, претендентов, поставщиков, государственных заказчиков и т.д.;

- управление подпиской на информационные рассылки и предупредительные сообщения;

- ведение списков экспертов, экспертных заключений, конкурсных комиссий;

- возможность ведения реестров транспортных, страховых, юридических компаний, чьи услуги могут понадобиться в процессе выполнения государственного заказа.

5.2. модуля статистики и аналитики,обеспечивающего формирование аналитических и статистических отчетов на основе данных, накопленных в системе. Именно в этом модуле можно получить информацию о трендах изменения цен, сравнивать результаты закупок по финансовым периодам, отраслям, районам.

Информация модуля может использоваться в процессе планирования бюджета на последующие годы.

5.3. модуля персонификации представления информации, обеспечивающего возможность индивидуального предоставления информации для каждого из пользователей системы. Фильтры и персональные настройки позволяют учесть специфику деятельности каждого участника.

Модуль обеспечивает:

- регистрацию и учет профиля пользователя системы;

- показ хроники связанных с пользователем событий;

- оповещение участников системы об интересных им (или связанных с ними) событиях с возможностью мгновенного перехода к нужной информации;

- ведение персональных архивов.

Например, претенденту модуль позволит на основе информации о лотах предстоящих конкурсов, определить конкурсы, в которых он желает участвовать, лоты, за которые он готов побороться, включить себя в списки оповещения о подготовке конкурсов и информационных подписках.

 

Рис. 38. Структура электронной системы закупок

При реализации электронной системы государственных закупок должно быть обеспечено выполнение следующих требований в части организации доступа к информации:

- любое юридическое или физическое лицо, имеющее доступ в Интернет, но не зарегистрированное в системе, должно иметь возможность доступа к информации об объявленных конкурсах и о результатах ранее проведенных конкурсов;

- любое внешний абонент системы (юридическое или физическое лицо), выполнивший требования, предъявленные заказчиком к участнику предварительного квалификационного отбора, имеет возможность зарегистрироваться в системе как участник конкретных торгов (поставщик);

- поставщик не должен иметь доступа к информации других поставщиков;

- орган контроля и координации торгов должен иметь доступ только к информации подконтрольных ему заказчиков.

Типовые задачи системы электронных торгов и тендерных закупок для государственных нужд с их привязкой к информационным подсистемам и видам обрабатываемой информации представлены в таблице 22.

Таблица 22

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Преимущества использования электронных систем государственных закупок | Типовые задачи системы электронных торгов и виды обрабатываемой информации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.