Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды коммуникаций

КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Коммуникационный процесс — это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Основная цель процесса — обеспечение понимания информации, которая является предметом обмена, то есть сообщений. В широком смысле коммуникация' — процесс обмена информацией, в узком смысле — общение людей в процессе их совместной деятельности, обмен идеями, мыслями, чувствами.

В процессе обмена информацией выделяют четыре базовых элемента:

отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;

сообщение — информация, закодированная символами;

канал — средство передачи информации;

получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов:

зарождение идеи; кодирование и выбор канала (кодирование превращает идею в сообщение; к известным каналам относятся: передача речи и письменных материалов, электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронная почта, видеоленты, видеоконференции. Часто используют два или больше средств коммуникаций);

передача сообщений;

декодирование — перевод символов отправителя в мысли получателя.

При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю. Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией.

Двусторонний обмен информацией протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений. Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи, шум. Источники помех, создающие преграды на пути обмена информацией, — от языка, различий в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования, до различий в организационном статусе между руководителем и подчиненным.

Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций со своим внешним окружением. С потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью внимание уделяется созданию определенного образа организации на местном, общенациональном или международном уровнях. В отношениях с государством организации создают разнообразные письменные отчеты. Обсуждения, собрания, переговоры, служебные записки, отчеты, циркулирующие внутри организации, часто являются реакцией на возможности или проблемы, создаваемые внешней средой.

Существует несколько видов коммуникаций внутри организации:

межуровневые — «вертикальное» перемещение информации; может происходить, по нисходящей (сообщение подчиненным уровням о принятом управленческом решении), по восходящей (отчеты, предложения, объяснительные записки);

между различными отделами, или горизонтальные коммуникации: обмен информацией между множеством подразделений организации нужен для координации задач и действий. Руководство должно добиваться того, чтобы подразделения работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении;

• коммуникации «руководитель-подчиненный» вызваны необходимостью прояснения задач, приоритетов и ожидаемых результатов; вовлеченностью отдела в решение задач; обсуждением проблем эффективности работы; оповещением подчиненного о грядущем изменении; получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях подчиненных;

• коммуникации между руководителем и рабочей группой. Позволяют руководителю повысить эффективность действий группы;

неформальные коммуникации: это канал распространения слухов. Так как по каналам слухов информация передается намного быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются ими для запланированной «утечки» и распространения определенной информации типа «междунами».

Процесс обмена информацией включает этапы: 1) отбор сведений; 2) кодирование (облечение в форму, доступную получателю — слова, картинки); 3) передача (возможна сразу несколькими способами); 4) прием информации, ее расшифровка (прочтение) и осмысление.

Отправитель информации нуждается в обратной связи с ее получателем; благодаря ей определяется, насколько правильно информация была понята. Стабильная обратная связь значительно повышает надежность и скорость обмена сведениями и частично предотвращает помехи и потери, способствующие искажению информации.

 

Выделены факторы, влияющие на восприятие:

1) ситуация, в которой человек получает информацию: благоприятная сглаживает восприятие негативной информации, неблагоприятная обостряет восприятие негативной и ослабляет восприятие позитивной. К неординарным сведениям это правило не относится;

2) глубина видения положения дел: человек с широким кругозором и познаниями легче воспринимает любую информацию и спокойно реагирует на изменение ситуации;

3) личные и социальные особенности отправителя (его статус): чем ниже положение в обществе, тем настороженнее относятся к сведениям, предоставляемым им;

4) стереотипы (менталитет, мировоззрение) стандартизируют восприятие информации, облегчают его, но делают слишком субъективным и искаженным;

5) психологические эффекты: перенос (необоснованное распространение оценки с одной информации на другую); обобщение (мнение или оценка части информации распространяются на всю совокупность сведений); первое впечатление; идеализация (преувеличение положительных моментов информации); контраст (акцентирование внимания только на наиболее ярких и запоминающихся моментах, без деталей); ожидание (получателю предоставляется желаемая информация, в результате чего следует разочарование, либо действительное принимается за желаемое); порядок (при предоставлении спорной информации большее доверие — первичным сведениям); опережение (крепче усваивается информация, получаемая непосредственно перед общением);

6) предрассудки (формирование мнения до знакомства с информацией; присуще малообразованным людям);

7) отсутствие интереса (отсутствие побуждающих мотивов к восприятию);

8) различное понимание символов, с помощью которых передана информация;

9) физическое и психическое состояние получателя (степень усталости, слабая память, рассеянность и др.);

10) информационные перегрузки, вызывающие стресс и неспособность воспринимать и адекватно реагировать на предоставляемые сведения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Централизация и децентрализация в структуре управления организацией | Человеческие ресурсы в организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.