КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Элементов
АВТОМОТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ЕГО ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ 3.2.1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОТРАНСПОРТА Современные масштабы производства и эксплуатации автомобилей привели к существенному ухудшению экологического состояния среды обитания живой природы. Размеры выбросов от эксплуатации автомобилей в настоящее время могут менять сложившиеся концентрации химических веществ, входящих в состав воздуха, воды, почвы. Основным источником такого загрязнения являются отработавшие газы автомобильных двигателей. Отработавшие газы (ОГ), выбрасываемые автомобильными двигателями, содержат более 200 различных химических соединений, большинство из которых в большей или меньшей степени токсичны. Причиной их появления являются химические реакции, происходящие в камере сгорания при работе двигателя. Количество и состав отработавших газов зависят от качества и количества топливовоздушной смеси, составляющих ее компонентов, способов организации процессов наполнения цилиндров, выпуска отработавших газов, технического состояния и режимов нагружения двигателей и других причин. Основными токсичными веществами ОГ являются: оксид углерода (СО), оксиды азота (N0х), диоксид серы (SО2), несгораемые углеводороды (СnНm), соединения свинца (при работе двигателей на этилированном бензине), сажа. В эксплуатации токсичность ОГ автомобилей с бензиновыми двигателями регламентирует ГОСТ 17.2.2.03-871. Этот документ распространяется на все автомобили, как вновь изготовленные, так и находящиеся в эксплуатации, за исключением: • автомобилей с полной массой не более 400 кг или макси
• автомобилей с двухтактными и роторными двигателями. 1 Заменен на ГОСТ Р 52033-2003 (см. Приложение 6). Несмотря на многообразие токсичных веществ в ОГ этот документ регламентирует два показателя: содержание оксида углерода (СО) и несгоревших углеводородов (СnНm). Содержание этих химических соединений должно быть в пределах значений, установленных предприятием - изготовителем автомобилей, но не выше приведенных в табл. 3.8. 3.8. Предельно допустимое содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобиля Углеводороды, объемная доля, млн-1,
для двигателей с числом цилиндров Оксид углерода, объемная доля, %
до 4 (включительно) Автомобили, не оснащенные каталитическими нейтрализаторами
Автомобили, оснащенные каталитическими нейтрализаторами Значение, указанное заводом-изготовителем, или, если такое значение не указано, -1,0 Значение, указанное заводом-изготовителем, или, если такое значение не указано, - 0,7 Содержание токсичных соединение в ОГ автомобилей определяют на двух частотах вращения коленчатого вала при работе двигателя на холостом ходу. Первая частота вращения nmin соот- Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ
ветствует минимальной, декларированной в документации завода-изготовителя автомобиля, вторая - повышенной nпов, равной 0,8 от частоты вращения вала при номинальной мощности двигателя. Проверку при nпов проводят только на автомобилях, имеющих карбюратор. Частоты вращения коленчатого вала двигателя nmin и nпов устанавливаются в технических условиях и инструкции по эксплуатации автомобилей. Если эти значения не установлены, при проверках принимают пmin = (800 ± 50) мин-1, nпов = (3000 ± 100) мин-1.
Устройство, конструкция, качество изготовления элементов автомобиля должны обеспечивать соблюдение установленных норм в период всего срока эксплуатации. При этом важным условием выполнения этих требований является соблюдение правил эксплуатации автомобиля в соответствии с руководством по эксплуатации или другим подобным документом. Измерения отработавших газов автомобильных двигателей регламентированы этим же стандартом. В нем приведены основные требования к газоанализаторам и тахометрам. Основные требования к метрологическим характеристикам этих приборов следующие: • основная приведенная погрешность газоанализатора должна • постоянная времени срабатывания газоанализатора не долж • погрешность измерения частоты вращения вала для каждого Шкала газоанализатора, показывающая содержание оксида углерода, должна быть выражена в процентах оксида углерода и иметь два диапазона. Первый диапазон должен быть в пределах от О до 5 %, второй-от 0 до 10 %. Шкала для определения суммы углеводородов должна быть отградуирована в объемных долях, выраженных в частях на миллион долей гексана и иметь два диапазона со шкалой от 0 до 1000 млн-1 и от 0 до 10 000 млн-1. И, наконец, шкала тахометра для измерения частоты вращения коленчатого вала должна иметь два диапазона: первый-от 0 до 1000 мин-1, второй - от 0 до 10 000 мин-1. В настоящее время в эксплуатации находится газоаналитическое оборудование широкой номенклатуры. Вместе с тем, не все приборы удовлетворяют выдвигаемым рассматриваемым стандартом условиям. Некоторые из них морально устарели и способны контролировать только содержание оксида углерода, оставляя без внимания остальные важные параметры. Другие могут контролировать необходимые параметры, но не удовлетворяют по состоянию метрологических характеристик. Поэтому выбор газоаналитического прибора для исследования отработавших газов нужно проводить с особой тщательностью. В качестве приборов, отвечающих установленным требованиям, необходимо отметить газоанализаторы серии «Автотест».
Перед проведением испытания газоанализатор может быть проверен в соответствии с ГОСТ 8.513-84, а выпускная система автомобиля должна быть исправна, чтобы предотвратить движение отработавших газов мимо пробоотборного зонда газоанализатора. Двигатель должен быть прогрет до рабочей температуры, указанной в руководстве по эксплуатации автомобиля. Для двигателей с жидкостным охлаждением средой замера температуры является охлаждающая жидкость, для двигателей с воздушным охлаждением - моторное масло. Собственно замер должен происходить в соответствии с нижеприведенной последовательностью: • установить рычаг переключения передач в нейтральное по • открыть капот двигателя, подключить тахометр; • установить пробоотборный зонд газоанализатора в выпуск • полностью открыть воздушную заслонку карбюратора и за • увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя до • установить минимальную частоту вращения вала двигателя
80 Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ Яти и, не ранее чем через 20 с, измерить содержание оксида углерода и углеводородов; • установить повышенную частоту вращения вала ппм и, не Приведенная методика может иметь вариации в той степени, которая диктуется конструкцией системы питания и трансмиссии испытываемого автомобиля. Полученные результаты проверки необходимо фиксировать в специальном журнале. Рекомендуемая форма журнала приведена в табл. 3.9. Контроль содержания оксида углерода и углеводородов в ОГ следует производить: • на предприятиях, осуществляющих капитальный ремонт ав
• на предприятиях, изготовляющих двигатели и автомобили, при • при сертификационных испытаниях; • при государственных технических осмотрах; • при выборочном контроле на дорогах и улицах. относятся к двигателям с внешним смесеобразованием. Этим свойством в значительной степени определяется состояние горючей смеси, образующейся после перемешивания с кислородом воздуха и отработавшими газами, оставшимися в цилиндре от предыдущего цикла. Такое состояние горючей смеси может быть названо как однородное, т. е. такое, при котором сохранена равномерность распределения в надпоршневом пространстве цилиндра двигателя молекул топлива и кислорода воздуха. Именно в этом случае скорость распространения пламени, а следовательно, и эффективность использования топлива наиболее высока, так как ограничивается только скоростью химической реакции окисления молекул топлива молекулами кислорода воздуха. Иначе выглядят процессы образования горючей смеси и ее горения в двигателях с внутренним смесеобразованием, характерным для дизельных двигателей. Несмотря на сходный состав Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ
горючей смеси, последняя имеет существенные отличия. Наиболее важное состоит в том, что такая смесь является неоднородной, т. е. такой, при которой нарушена равномерность распределения молекул топлива и молекул кислорода воздуха. Скорость горения такой смеси определяется двумя основными моментами. Первый состоит в том, что происходит процесс взаимной диффузии двух основных составляющих горючей смеси, и только после его завершения наступает второй - химическая реакция окисления. Эти процессы следуют один за другим, но имеют время, в течение которого существуют совместно. Таким образом, процесс диффузии не всегда успевает завершиться до начала химических реакций. Это влечет за собой образование зон, в которых имеется избыточное количество молекул топлива и недостаточное количество молекул кислорода воздуха. В условиях высоких температур это приводит к крекингу углеводородных молекул, который сопровождается выделением твердого углерода в виде мельчайших частиц сажи. Количество выделившейся сажи является экологической характеристикой дизельных двигателей и определяется таким параметром, как дымность. Экологические требования к отработавшим газам дизельных двигателей при эксплуатации содержит ГОСТ 21393-75. Этот документ устанавливает нормы и методы измерения дымности на режимах свободного ускорения и максимальной частоты вращения коленчатого вала автомобильного двигателя (табл. 3.10). Основным нормируемым параметром дымности является натуральный показатель ослабления светового потока К, вспомогательным - коэффициент ослабления светового потока N. Пересчет значений К в N приведен в табл. 3.11. Дымность автомобилей, официально утвержденных в процессе сертификации по Правилам ЕЭК ООН № 24, проверяется только на режиме свободного ускорения и не должна превышать предельных значений, указанных заводом-изготовителем в знаке или документе (сертификате, техническом паспорте) официального утверждения типа транспортного средства. При контрольных проверках дымности автомобилей в условиях эксплуатации (на дороге) допускается
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |