Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Веберовская политическая социология

Веберовская теория капитализма.

 

В своей самой известной книге «Протестантская этика и дух капитализма»[14] Вебер постоянно, явно и неявно, спорит с Марксом по вопросу о природе и закономерностях развития капитализма. По ряду вопросов – и прежде всего по вопросу о генезисе и сущности капитализма – их взгляды оказались диаметрально противоположными.

Маркс возводил суть капитализма к эксплуатации человека человеком за счет присвоения прибавочной стоимости, а его происхождение выводил из развития производительных сил. А для Вебера капитализм – это закономерный результат рационализации общественной жизни, перехода от традиционного общества с его «идиотизмом сельской жизни» и патриархальными обычаями к современному, динамичному, наукоемкому обществу. Поэтому-то, по Веберу, непосредственная причина зарождения капитализма – не рост промышленного производства, а религиозный раскол (т.н. «Реформация»). Как известно, в результате Реформации единое прежде западное христианство раскололось на две части – на католическую церковь и на церковь протестантскую. Поэтому сначала возник «дух капитализма», а потом уже сложился сам общественный строй. Экономический успех был возведен протестантизмом в религиозное призвание. Первые капиталисты были религиозными фанатиками, но ни в коем случае не пьяницами, не обжорами и не развратниками. Они рассматривали свои экономические успехи как знак божеского к ним расположения, как знак того, что они, возможно, будут спасены и попадут на том свете в рай – заветная мечта каждого искренне верующего человека.

 

С проблемой рационализации связано еще одно важное понятие веберовской социологии – понятие «бюрократии». Именно Веберу принадлежит знаменитое выражение: «железная клетка бюрократии». Но если для Маркса и особенно для Ленина бюрократия – это проклятие современного, особенно социалистического, общества, то Вебер подчеркивал, что бюрократия – это неотвратимый спутник закономерной и неизбежной рационализации общественной жизни. Рост упорядоченности жизни предполагает и рост людей, которые ее упорядочивают.

И еще одна важная часть веберовской социологии – «социология власти» или «политическая социология». Вебер определял власть или господство следующим образом: «выраженная воля (приказ) одного или многих господствующих должна повлиять на действия других (тех, над кем господствуют) и действительно влияет на них таким образом, будто последние по своей воле сделали содержание приказа основным принципом своих действий».

Рассмотренные выше 4 идеальных типа социального действия содержат в себе и типологию трех идеальных типов власти, трех типов господства. Каждый из них отвечает на вопрос «почему же мы подчиняемся власти?»

(1) легитимный или легально-рациональный тип – правление в соответствии с законами, с «позитивным» правом;

(2) традиционный – правление в соответствии с традициями;

(3) харизматический тип господства, основанный на вере в необычные качества вождей.

В отличие от легально-рационального, основанного на авторитете права, традиционное господство основывается на святости унаследованных порядков и власти господ, на вере в привычное как норме поведения. «Харизма» - это считающиеся необычайными способности личности, благодаря которым она признается сверхъестественной, ниспосланной богом, и в силу этого становится вождем.

 

 

ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ. НЕКЛАССИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ.

 

Вопросы:

1. Структурно-функциональный анализ.

2. Теория конфликта.

3. Символический интеракционизм.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Веберовская методология социального познания | Структурно-функциональный анализ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.