Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кооперация в странах Азии и Тихого океана

В 1990 г. развивающиеся страны Азии, включая Японию, производили 21% мирового дохода. По оценкам экспертов, к 2025 году эта доля увеличится до 39% и к 2050 году достигнет 60%.

Китай, со второй по величине экономикой и с 10% мирового дохода, к 2005 г. опередит США (20% мирового дохода), а Индия станет третьей по величине с 7% мирового дохода.

Но это всего лишь расчеты и они не означают, что доход на душу населения в этих странах будет выше, чем в наиболее влиятельных странах современного мира: неравенство будет возрастать.

Как влияет кооперативное движение на устранение этого дисбаланса?

Потребительские кооперативы в регионе классифицируются по четырем типам:

В Японии, Сингапуре и Южной Корее развитые потребительские кооперативы характеризуются эффективностью, мастерством в управлении и рыночной ориентации, взаимозависимостью кооперативов и пайщиков: кооперативы могут продавать только своим членам.

В Японии 670 потребительских кооперативов, насчитывающих около 14 млн. пайщиков и имеющих годовой оборот около 33 млрд. долларов США.

В Сингапуре всего 5 потребительских кооперативов, но все они экономически прочные.

В Южной Корее потребительские общества имеют достаточную уверенность для того, чтобы выдержать давление как со стороны рынка, так и со стороны политики.

Потребительские кооперативы всех стран рассматриваемого региона ориентированы на открытый рынок, продавая продукцию как своим членам, так и посторонним.

Потребительские кооперативы Австралии, Таиланда, Малайзии и частично Индии настроены на открытый рынок, нацелены на поиск преимуществ в конкурентной борьбе, сохраняя в то же время членскую благонадежность.

Потребительский кооперативный сектор Австралии - самый большой, но как и в Западной Европе, столкнулся с конкуренцией предпринимателей.

Своеобразны выходы из кризиса. Для производителей найдены торгово-экономические ниши: винные кооперативы, кооперативы производителей. Интересен тот факт, что именно студенческие кооперативы поддержали традиции национального кооперативного движения. С 1958 г. студенты-кооператоры, начиная с открытия кооперативного книжного магазина, распространили свое влияние на 30 университетских городков, а число членов этого движения достигло 695 тыс. человек.

Таиланд имеет более 400 потребительских обществ со средним количеством членов 1800 человек, и большинство из этих обществ преуспевает.

В Индии 25 тысяч потребительских кооперативов и около 700 центральных оптовых магазинов. Они добились разных результатов, но кооперативные рынки в этих странах поддерживают принцип "улучшение условий жизни" и снижают возросший разрыв между "городом и деревней" посредством организации традиционных праздников, программ здравоохранения и семейного благосостояния.

Японское кооперативное движение может многому научить не только азиатские, но так же европейские и североамериканские кооперативы в плане управления и контроля,.

После войны потребительское кооперативное движение слилось в единую федерацию. Законодатели Японии долгое время препятствовали развитию кооперативного движения, но побеждая своей репутацией оппозицию предпринимателей, японские кооператоры добились признания своих прав на ведение кооперативной торговли.

Торговые ниши, которые освоили кооператоры Японии, Новой Зеландии, Австралии и других аналогичных коопераций:

обеспечение товарами и услугами (иногда совсем необычными, например, разведение бойцовских рыбок) именно своих пайщиков;

дешевая продукция;

доступность цен товаров для посторонних;

значительная часть пайщиков не пользуется услугами кооперативов, но продолжает свое членство в них, обеспечивая тем самым возможность поддержания уровня жизни в случае потери работы и т.п.

Кооперативы ориентированы на распределение, т.е. продают товары в розницу. Большинство национальных кооперативных движений относится именно к этой категории.

Правительства оказывают экономическое влияние на развитие потребительской кооперации в своих странах.

Например Шри-Ланка.

Парадоксально, но сегодня именно эта страна - страна с наиболее кооперированным населением в мире. Кооперация Шри-Ланки состоит из 286 многоцелевых обществ с более чем 8 тыс. розничных магазинов, охватывающих практически все население страны. Возможный аналог - кооперация в СССР: через систему потребительской кооперации осуществляется распределение товаров первой необходимости - пшеница, мука, сахар, чечевица и картофель.

Существуют наименее развитые потребительские кооперативы, характеризующиеся отдаленностью друг от друга, отсутствием распределительной системы, недостаточной экономической надежностью и отсутствием демократических форм управления и контроля. Примеры - Бангладеш, Индонезия, Филиппины, Непал и Афганистан.

Следует отметить осторожность экспертов в оценке потребительской кооперации Российской Федерации: она находится в развитии и не может быть отнесена ни к одной из рассматриваемых групп, хотя, по внешним признакам, ее обычно относят к двум последним группам.

В общем виде, вклад потребительских кооперативов в азиатскую экономику достаточно ограничен и наблюдается тенденция к снижению их поддержки государствами.

В то же время в Индии существуют государственные программы поддержки потребительской кооперации, которые направлены на подготовку управленческого состава, организацию семинаров, обеспечение консультационными услугами и созданию образцовых кооперативных магазинов для качественного улучшения кооперативного сектора.

Особое место в мировой кооперативной структуре занимает китайская потребительская кооперация.

Китайские потребительские кооперативы образуются на средства государства и паевые взносы пайщиков. Формально они независимы и исключены из системы директивного планирования.

Иерархия кооперативов и их фактическая подчиненность: городские, районные власти, на верхнем эшелоне союзы кооперативов управляются государством, текущей деятельностью управляет согласованное с государственными органами правление кооператива.

Большое число "лжекооперативов" (до 40%),

Налоговые льготы:

выплата с момента получения прибыли;

освобождение от налогов до 5 лет, далее льготные ставки.

Величина выплачиваемого на пай дивиденда (тантьема) для руководства не может превышать 15% в год и общий заработок не выше 4 - 6 средних заработных плат.

Фактическое кредитование государством не превышает 10%.

Для подведения итогов анализа потребительских коопераций стран рассматриваемого региона приведем пример развития Японской потребительской кооперации, как наиболее успешной.

В течение последних 20 лет потребительские кооперативы Японии разделились на региональные кооперативы, кооперативы при компаниях и на множество школьных, студенческих и пригородных кооперативов.

Побуждаемые растущей конкуренцией предпринимателей, потребительские кооперативы развиваются по пути роста своего членства, результатом чего явилось увеличение их товарооборота на 30%.

Интересно сравнить японские и британские кооперативы: технологически они развивались одинаково - магазины самообслуживания, супермаркеты и т.п.

Но японские кооператоры оказались более восприимчивы к изменению рыночной обстановки. В период спада кооперативного движения (80-е годы) японские кооператоры начали реструктуризацию своей деятельности: появилось новое поколение кооперативов, которые начали использование предпринимательских методов управления и контроля региональными обществами и освоение городских территорий. Эти потребительские общества стали социально-значимыми как для населения, так и для государства.

Это был смелый шаг. Потребительские объединения временно раздробились, чтобы потом объединится на новой основе (нет ничего нового в кооперации, вспомним Финляндию).

Например, кооперативное объединение "Цукуора" начало организацию своих членов в подгруппы по десять хозяйств, называемых "хан", которые стали ключевым элементов реорганизованной кооперации. Основа "хана" - демократическая лояльность членов. Демократия в управлении и контроле кооперативов и экономическая выгода населения от участия в них изменили политическую и экономическую ситуацию в японском обществе: правительство законодательно отдало предпочтение потребительской кооперации перед другими видами хозяйств.

Так же как и в европейских потребительских кооперативах, в японской кооперации наступил спад 60-80-х годов.

Причины - те же что и в Европе.

Но демократизация кооперативного движения Японии зашла слишком глубоко и коллективистский менталитет японского общества не позволил предпринимателям подчинить себе кооперативное движение.

Все же, это сказалось на рынке: сегодня потребительская кооперация Японии занимает около 2% рынка.

Но эта цифра совершенно не отражает истинное положение японской потребительской кооперации: достаточно высокий уровень жизни позволяет японцам рассматривать потребительскую кооперацию как резерв для поддержания своего уровня жизни в сложных житейских ситуациях.

Привлекательность потребительской кооперации японцы видят в пяти ключевых факторах:

чистота и надежность кооперативной продукции;

оптово-закупочная система;

прямые поставки сельскохозяйственной продукции;

вовлечение пайщиков в распространение продукции;

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Швейцария | Кооперация на американском континенте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.