Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение

Самара 2006

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

«Философия»

Для специальностей: ____________________________

_______________________________________________

 

 

Обсуждено на заседании

кафедры философии

«_ _ »_ ______ __ 2006 г

 

 

Протокол №_____

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 3

ФИЛОСОФИЯ: ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ...... 6

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА......................................................... 23

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ........................................................ 42

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ............................................................ 62

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (ХVI - ХVIII В.В.)..................... 70

КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ................................. 86

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ....................................................... 102

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ................................... 121

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ...................................................................... 151

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ.............................................. 211

СОЗНАНИЕ КАК СИСТЕМА................................................................ 256

ЕГО СТРУКТУРА И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................ 256

ПОЗНАНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 271

МЕТОДЫ И ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.............................. 288

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ............................................................ 321

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?............................................................... 337

Ó Корявко Г.Е.

 

В начале 20 века русский философ Сергей Николаевич Булгаков писал: «В настоящее время русское общество, по крайней мере та его часть, которая способна размышлять и учиться, находится в тяжелом раздумье и силится извлечь исторические уроки из пережитого в области политической, экономической, культурной, готовая набраться новых сил для творческой работы». Эти слова оказались актуальными и в конце ХХ и в начале ХХ1 века, когда русская мысль переживает один из самых острых кризисов мировоззрения и личности. Трагизм этого кризиса может быть слабо осознается, будучи заслоненным близкими жизни вопросами экономического бытия, его неурядицами, вопросами национальных и политических коллизий. Но все испытания - экономические, социально-политические, национальные и им подобные - своим центром имеют один вопрос: выдержит ли их духовная личность современного человека, способна ли она сегодня перейти от безответственного существования в мире к осознанию сложности этого мира, своего места в нем и своей ответственности перед ним? Крушение многих привычных идеалов и идолов вызывает нередко чувство беспомощности и растерянности перед бурями внешнего мира; возникает ощущение безысходности, обращающее личность к скептицизму и к мистическим поискам «Того», кто может принести избавление от неурядиц и неудобств нынешнего существования.

Многохарактерность переживаемого обществом времени, в котором рядом с упадочностью и потерями в строе привычного понимания жизни присутствует и энергичное возникновение нового ее понимания, бурное возникновение новых ценностей и ориентаций, острая ностальгия по когда-то разрушенным традициям и нормам человеческой жизнедеятельности, - все это пробуждает потребность в широком, масштабном видении происходящего, всей человеческой истории и ее возможных перспектив. Который раз в истории (и, вероятно, не в последний) возникает потребность в глубоком философском видении мира и человека в этом мире. Сегодняшняя интеллектуальная деятельность - не важно в какой области она совершается: в политике или экономике, в науке или международных отношений - пропитана стремлением осмыслить прошлое, соотнести его с реальностью сегодняшнего дня, с перспективой нового века и тысячелетия. Интеллект современного человека пропитан стремлением к философскому видению мира. И это закономерно, поскольку там, где в истории совершался переход от старых привычных норм и обычаев, всегда начинала свою активную работу философия.

Русский философ Владимир Сергеевич Соловьев писал в конце Х1Х - го века: «...философия возникает только тогда, когда для отдельного мыслящего лица вера народа перестает быть его собственной верой, теряет для него значение внутреннего безотчетного убеждения, из начал жизни становится только предметом мышления»[1]. Добавим к этому одно: философия возникала не однажды, она каждый раз возрождается все в новом обличье тогда, когда старые идеалы жизни, ее смысл и значение приходят в противоречия с формирующимися общественными обстоятельствами.

Но, возникая каждый раз заново, философия сберегает в собственном лоне все прошлые опыты человеческой жизнедеятельности, ее положительные и даже отрицательные наработки. Тем самым философия как бы «сберегает» для новых житейских обстоятельств уже бывшее, уже пережитое уже найденные решения множества проблем, с которыми человечество имело дело. Тем самым философия как бы копит тот драгоценный запас множества вариантов решения мучительных вопросов, сохраняет «модели поведения» человечества в самых разных ситуациях, создаваемых историей, что позволяет каждому поколению при встречах с новым и неизведанным обладать запасом средств его понимания. Где же философия хранит эти средства? Она хранит их в своем содержании, показывая, каким образом возникали те «вечные и мучительные» для человечества проблемы, без решения которых ни человечество, ни каждый человек не могут совершать переход к новому. Поэтому философия дает своим содержанием как бы запас решений, применение, понимание и сохранение которых позволяет человечеству даже при возникновении самых разрушительных коллизий, самых отчаянных ситуаций не сорваться «в бездну непонимания и отчаяния».

Философия не имеет, конечно, особых рецептов, способных моментально излечивать общественные и личностные болезни, но единственным средством, создаваемым философией, является человеческий дух, человеческая мысль, обладающие свойством находить решения. Поэтому философия не есть просто совокупность понятий и принципов. Философия - это способ мыслительной деятельности, сутью которого является способность к акту «понимания»: понимания как способности увидеть, обозначить место каждого большого или маленького вопроса, глобальной или локально-житейской проблемы в общем человеческом мироздании, в той реальности, которая и создает эти проблемы, и их разрешает.

Поэтому философия - это не свод принципов, не учебник и даже не учение. Это всегда философия самого человека, которая не есть собрание каких-то знаний, но это принципы жизнедеятельности личности, принципы ее отношения к миру, к себе подобным и к самому себе. Важно только, чтобы эта личностная философия обладала бесконечностью, выводящей ограниченность нашего личностного существования на все мироздание, и обладала вечностью, выводящей наше индивидуально ограниченное бытие в сферу человеческого бессмертного духа.

Этой цели - осознанного увязывания нашего индивидуального бытия и нашего личного сознания с бесконечностью мироздания и вечностью духовного существования, в принципе, и служит изучение курса философии. Перефразируя русского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева, можно сказать, что главная задача философии, ее цель, ее возможность заключаются в том, чтобы с ее помощью совершить перевод «своего материального существования» в «существование духовное» (В.С. Соловьев писал о необходимости «воскресить свое материальное тело в духовное»)[2].

Настоящее пособие преследует чисто прагматические цели - обеспечить учебный процесс соответствующим письменным текстом, т.е. помочь студенту теоретически грамотно, методически последовательно и, насколько это возможно, содержательно усваивать курс философии, учиться философствованию, - тому, что отечественный философ 20-го века М.К. Мамардашвили называл «актом, дающем нам некое обобщённое, универсальное знание, свободное от повседневной «гонки за происходящим»[3].

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экзаменационные вопросы по курсу | Философия: ее возникновение и роль в обществе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.