Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список первоисточников

Базис и надстройка. По определению Маркса, «совокуп­ность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается политическая и юридическая надстройка»[47]. По мнению марксистов, всякая интеллектуальная деятельность: политическая, религиозная, научная, юридическая, военная, врачебная, театральная, писательская, вторична по отношению к производственной деятельности и однозначно детерминируется последней. В свою очередь, производственные отношения определяются уровнем развития производительных сил, что приводит Энгельса к следующему парадоксальному выводу: изобретение паровой машины в большей степени революционизировало общество, чем все революции 19 века[48].

Теория познания. Общий объем совместного знания, которым обладает человечество, имеет тенденцию к непрерывному расширению. Происходит это благодаря познанию, т.е. получению нового знания о мире. Согласно марксизму, исходные знания о мире даны человеку в ощущениях, восприятиях и представлениях. При этом существование любых форм доопытного знания, врожденных идей категорически отрицается. «Все идеи извлечены из опыта, они - отражение действительности, верные или искаженные»[40].

План.

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Вопросы для повторения.

1. Какова роль естествознания в формировании идей немецкой классической философии?

2. Чем отличается, согласно Канту, «вещь в себе» от «вещи для нас»?

3. Сформулируйте категорический императив И. Канта.

4. В чем достоинства и в чем недостатки диалектики Гегеля?

5. Что означает утверждение: «Философия Л. Фейербаха имела антропологический характер»?

6. Почему философию Канта называют трансцендентальным идеализмом?

7. В чём заключается субъективный идеализм Фихте?

8. Почему философию Шеллинга называют натурфилософией?

9. Что означает термин «априорные формы»?

10. Охарактеризуйте основные законы диалектики.

 

 

ЛЕКЦИЯ 7

 

Ó ФИЛАТОВ Т.В.

 

§1. Диалектический материализм.

§2. Материалистическая диалектика.

§3. Социально-экономическое учение марксизма.

 

0.1. Возникновение марксизма. Кризис немецкой классической философии (1-я половина XIX века) повлек за собой возникновение ряда неклассических философских систем, одной из которых является марксизм, названный так по имени своего основателя - К. Маркса (1818-1883), материалистически переосмыслившего идеалистическую диалектику Гегеля и диалектически переработавшего метафизический материализм Фейербаха. Совместно со своим многолетним сотрудником Ф. Энгельсом (1820-1895), Маркс разработал фундаментальную социально-философскую систему, сочетающую в себе элементы немецкой классической философии, английской политэкономии, французского социализма и опосредованно восходящую к христианству и иудаизму.

 

0.2. Задачи философии по Марксу. Маркс призывал философов не ограничиваться размышлением и созерцанием, а активным образом воздействовать на мир. Основную задачу философии он усматривал в выработке революционного мировоззрения, способного овладеть сознанием широких народных масс, что, в свою очередь, должно было повлечь за собой качественное изменение общества, его переход в новое состояние, отличающееся от прежнего большой степенью рациональности и организованности.

 

§1. Диалектический материализм.

Марксизм представляет собой один из наиболее последовательных вариантов материализма. Идея, по Марксу, не обладает самодостаточным существованием и определяется как вторичное, производное от материи образование. Духовное рассматривается марксизмом как один из многочисленных атрибутов телесного, наряду с протяженностью, внутренней структурой, цветом, функциональными характеристиками и т.д. Человеческая мысль в своей потусторонности есть ничто и только ее материализация через действие, практическую деятельность способна обнаружить ее присутствие, превратить ее в осязаемое нечто.

 

1.1. Основной вопрос философии. Наиболее принципиальным, основным вопросом любой философской системы марксисты считали вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному вообще. Вычленение основного вопроса философии и выяснение его роли в построении философских учений принадлежит Ф. Энгельсу, обобщившему богатый опыт своих философских предшественников, начиная с Платона и кончая Гегелем и Фейербахом. Если философ рассматривал материю (бытие) в качестве чего-то первичного (самодостаточного), а идею (мышление) в качестве вторичного (производного), то он относился марксистами к категории материалистов. Если же философ придерживался противоположной позиции, т.е. считал первичной идею, а вторичной - материю, то он относился марксистами к лагерю идеалистов. Философы, рассматривающие материю и идею в качестве равнозначных, полностью независимых друг от друга сущностей, относились марксистами к разряду дуалистов. Наконец, те философы, у которых невозможно было обнаружить какого-либо внятного ответа на основной вопрос философии, именовались марксистами колеблющимися между материализмом и идеализмом или эклектиками.

К основному вопросу философии в марксизме тесно примыкает вопрос о познаваемости мира. При этом философы, отрицающие возможность познания мира, выделяются марксистами в отдельную категорию и именуются агностиками.

 

1.2. Определение материи. Марксизм отрицает классический (демокритов) вариант материализма, допуская бесконечную делимость материи. Тем самым материя превращается в нечто, структурно принципиально неопределяемое, и определяется исключительно через противопоставление ее мышлению, идее. Так, в частности, определяет материю В.И. Ленин (1870-1924) в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909): «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» [38].

Материальность мира проявляется в том, что мир существует независимо от наших представлений о нем, как нечто, противостоящее нам. Если бы наши представления о вещах во всех без исключения случаях совпадали с действительным положением вещей, мы бы так никогда и не узнали, что в мире существует еще что-то, отличное от нас и наших представлений.

1.3. Связь материи и движения. Ф. Энгельс определял движение как способ существования материи [39]. Всякая материя пребывает в непрерывном движении, и абсолютный покой возможен лишь там, где нет никакой материи. Движение материи многообразно и не сводится к механическому движению т.е. к простому перемещению частиц вещества в пустом пространстве. Наряду с механической формой движения материи Ф. Энгельс выделяет еще следующие формы: физическую (теплота, свет, электричество, магнетизм), химическую (изменение внутреннего строения тел) и органическую (биологическую) - переход неживого к живому. Позднее эта классификация была дополнена социальной формой движения материи, присущей исключительно человеку и человеческому сообществу.

 

1.4. Пространство и время. Движение материи, согласно марксизму, происходит в пространстве и во времени. Пространство и время определяются как всеобщие формы бытия материи. Пространство, время, движение и материя неразрывно взаимосвязаны, т.е. одно не существует без всего остального. Тем самым в марксизме отрицается традиционное для классической ньютоновской механики понимание пространства, как универсального вместилища вещей, и времени как равномерно текущей длительности, и утверждается понимание, созвучное идеям Г.В. Лейбница и теории относительности А. Эйнштейна.

Пространство и время бесконечны, что свидетельствует о несотворенности окружающего нас мира, который всегда был, есть и всегда будет. Материальный мир ничем не ограничен, т.е. Вселенная пространственно бесконечна. При этом повсюду в бесконечной Вселенной действуют одни и те же законы природы, наблюдаются приблизительно одинаковые астрономические, физические, химические и пр. явления, наличествует приблизительна одна и та же структура вещества. Материальный мир, согласно марксизму, един и единство мира состоит в его материальности.

 

1.5. Сознание. Постулируя бесконечное многообразие природы, ее неисчерпаемость (В.И. Ленин), марксисты ограничивают рассмотрение структурных составляющих бытия человеческим сознанием и производными от него формами, принципиально отрицая любую возможность существования сверхъестественного и сверхчеловеческого. Подобная позиция обуславливается присущей марксизму атеистической направленностью, резко враждебным отношением к любым религиозным учениям, органическим отторжением любых модификаций идеи Бога, в т.ч. понимаемого как предельная наивысшая форма организации бытия.

Сознание определяется в марксизме как высший уровень психической активности человека. С другой стороны, по мнению марксистов, сознание представляет собой одно из свойств высокоорганизованной материи - мозга, выступая как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, а в гносеологическом плане - как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним.

Решающую роль в возникновении и развитии сознания играет труд, производственная деятельность людей. По мнению Энгельса, именно труд создал человека, т.е. явился решающим фактором антропогенеза. Благодаря труду человекоподобные приматы обрели способность к прямохождению, усовершенствовали свою руку, изобрели членораздельную речь и стали потреблять больше мясной пищи, что привело к увеличению размеров их головного мозга.

Сознание предполагает совместное знание людей о чем-либо, что в свою очередь невозможно без интенсивного общения и наличия языка. Язык и сознание тесно взаимосвязаны. Животные не говорят, поэтому они не обладают сознанием.

 

Теория познания марксизма рассматривает познание как одну из многочисленных форм отражения окружающего мира в человеческом сознании. Под отражением марксисты понимают всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Человек воспроизводит в себе доступный ему фрагмент окружающего мира, подобно тому как его воспроизводит в себе зеркало. Но качественно иным, более сложным образом. При этом несовершенство наших органов чувств, языка и средств передачи знания искажает формирующуюся в нашем мозгу картину мира, что приводит к возникновению ложного знания, которому реально ничего не соответствует.

Истина, согласно марксизму, представляет собой соответствие наших знаний действительности. Абсолютная истина, т.е. полное соответствие, практически недостижима. Люди могут только бесконечно приближаться к ней, никогда не достигая ее окончательно. Напротив, относительная истина, т.е. частичное соответствие наших знаний действительности имеет место во всех случаях, когда мы в процессе познания не нарушаем законов мышления.

Критерием истины является практика, предметная деятельность людей. Если человеку удается реализовать те или иные свои идеи, значит эти идеи истинны. Если же идеи не поддаются никакой реализации, значит они ложны.

В целом, познание представляет собой сложный, многоуровневый процесс. Два основных уровня познания - чувственное восприятие и абстрактное мышление. Последнее осуществляется в форме понятия, суждения, умозаключения. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности», - учил В.И. Ленин[41].

 

§2. Материалистическая диалектика.

Первоначально под диалектикой понимали искусство ведения спора. Диалектик доказывал внутреннюю противоречивость позиции своего оппонента и тем самым опровергал его точку зрения. Впоследствии Гегель интерпретировал диалектику как саморазвитие Абсолютной Идеи через серию последовательных самоотрицаний. Маркс переосмыслил идеи Гегеля материалистически, постулировав, что противоречия в нашем мышлении есть отражение противоречий в окружающем нас мире.

 

2.1. Марксистское определение диалектики. В своей трактовке диалектики Энгельс исходил из убеждения, что «наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласоваться между собой» [42]. Исходя из единства мышления и бытия, марксисты определяют диалектику как «науку о наиболее общих законах всякого движения», т.е. науку о наиболее общих законах природы, общества, мышления.

В марксизме диалектика выступает одновременно как теория развития, теория познания и макросоциологическая теория. Она представляет собой некую универсальную схему, которая может быть наложена практически на любую мыслимую ситуацию или явление.

 

2.2. Диалектика и метафизика. В историческом и логическом плане альтернативой диалектике выступает метафизика. Сторонники последней исходят из убеждения об отсутствии каких бы то ни было противоречий в объективной действительности, метафизически понятый мир абсолютно непротиворечив, вследствие чего противоречия однозначно свидетельствуют о слабости и ограниченности познающего субъекта. С точки зрения метафизика адекватно отразить окружающий мир способно лишь непротиворечивое мышление, в связи с чем подлинно научным традиционно считалось непротиворечивое описание мира.

Марксисты демонстрировали откровенное неприятие метафизики, обвиняя ее в односторонности, неспособности описать развитие и т.д. По мнению марксистов, метафизика описывала лишь предметы, тогда как задача заключалась в том, чтобы описать процессы, что можно было осуществить только диалектически, то есть противоречиво.

 

2.3. Основная идея диалектики. С точки зрения марксизма всякое явление окружающего мира - от глобального до самого незначительного представляет собой единство противоположностей. Бытие внутренне противоречиво, и хрупкое единство, характеризующее всякую целостность, в любой момент может быть нарушено. Тяготея друг к другу в рамках целостности, противоположности непрерывно «борются» друг с другом, что с неотвратимостью приводит сначала к изменению, а затем и упразднению исходного объекта, к новому синтезу противоположностей в рамках новой целостности.

Так, например, нация объединяет представителей различных классов, семья - представителей противоположных полов, спортивные состязания - участников и болельщиков, торговля - продавцов и покупателей, образование - учителей и обучаемых. При этом болельщик может стать спортсменом, покупатель - продавцом, ученик - преподавателем, т.е. одна противоположность может перейти в другую. Устранение противоположности приводит к разрушению исходной целостности, когда покупатель приобретает те вещи, которые имеются у продавца, а ученик - те знания, которыми обладает учитель. Наконец, удовлетворенный покупатель может сдавать приобретенное в аренду, объединяющую арендодателей и арендаторов, а выучившийся студент откроет собственное предприятие, объединяющее исполнителей и заказчиков, т.е. выйдя из одного отношения противоположностей, люди войдут в новое, качественно иное отношение, также предполагающее единство взаимоисключающего.

 

2.4. Категории диалектики. Следуя основной идее диалектики, марксисты пытались описывать материальный мир при помощи совокупности взаимоисключающих полярных категорий. Например, всякая вещь может быть понята как единичное, особенное и всеобщее. «Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона или сущность) отдельного», - учил В.И. Ленин[43].

 

2.5. Причина и следствие. По мнению марксистов, всякая причина является одновременно следствием другой причины, а всякое следствие есть одновременно причина другого следствия. Например, болезнь может быть причиной смерти, являясь одновременно следствием заражения. Марксисты отрицали существование конечных причин, не являющихся одновременно следствиями еще чего-то, и бесплодных следствий, не влекущих за собой никаких иных явлений.

 

2.6. Форма и содержание. В марксизме отрицается существование чистых форм, лишенных всякого содержания, чистых, абсолютно неоформленных содержаний. Всякое содержание оформлено, всякая форма содержательна. При этом изменение содержания должно рано или поздно повлечь за собой соответствующее изменение формы, в то время как обратный процесс представляется марксистам весьма проблематичным. Несоответствие формы содержанию решается марксистами в пользу содержания и никогда в пользу формы. Иначе говоря, форма в марксизме оказывается до некоторой степени подчиненной содержанию, что более соответствует материалистическим представлениям, нежели диалектическим, предполагающим приблизительную равнопорядковость противоположностей, т.к. подчиненное способно противостоять подчиняющему только по видимости.

 

2.7. Часть и целое. Часть предполагает существование целого, частью которого она является, равно как и целое предполагает наличие составляющих его частей. Всякое целое может рассматриваться как часть более сложного образования, равно как и часть представляет некое целое, состоящее из других, более мелких частей. С точки зрения марксизма ни об одном объекте окружающего нас мира нельзя сказать просто: «Это часть или это целое». Всякий предмет есть одновременно и часть и целое.

 

2.8. Необходимость и случайность. Марксисты подвергают решительной критике т.н. лапласовский детерминизм, согласно которому все явления в природе и обществе протекают по законам необходимости, а случайность есть следствие простого незнания и ограниченности познавательных способностей личности. Случайность для марксизма столь же объективна, как и необходимость. Более того случайность необходима, поскольку она имеет под собой некое основание, а необходимость случайна, ибо не имеет основания.

2.9. Сущность и явление. Аналогичная диалектическая схема используется марксизмом применительно к категориям сущности и явления. «Всякое явление есть проявление сущности» [44]. С другой стороны, всякая сущность так или иначе является. Марксисты отрицают существование кантовской «вещи в себе», сущность которой никак не проявляется и поэтому принципиально недоступна человеческому восприятию. В определенном смысле всякое явление можно рассматривать как сущность и всякую сущность как явление.

Например, молекулярное движение тел, рассматриваемое в термодинамике как сущность температурных эффектов, оказывается явлением в рамках квантовой механики, скрывающим за собой другие, более глубокие сущности. В целом, однако, марксисты склоняются к жесткому отграничению сущности от явления, предпочитая говорить не о явлении-сущности и сущности-явлении, а о сущностях различного порядка.

Одной из важных сторон сущности является кажимость. «Кажущееся, - писал В.И. Ленин - есть сущность в одном ее определении, в одной из ее сторон, в одном из ее моментов. Сущность кажется тем-то. Кажимость есть явление сущности в самой себе» [45].

 

2.10.Возможность и действительность. Действительность есть реализованная возможность, и в этом смысле всякая действительность возможна. Данный вывод, следуя используемой марксистами диалектической схеме, необходимо было дополнить обратным выводом: всякая возможность действительна, хотя бы потому, что она уже существует в действительности как возможность. Именно здесь с наибольшей силой проявилось системное противоречие между дуалистической по своей сути диалектикой и монистическим материализмом. «Возможное! Мало ли что возможно! Что только не возможно на свете! Марксизм опирает политику на действительное, а не на возможное», - писал В.И. Ленин[46]. Признание равнозначности возможности и действительности, единства этих двух противоположностей, автоматически приводило к признанию равнозначности материального, как разновидности действительного, и идеального (духовного) как разновидности возможного, с чем марксисты не могли согласиться.

 

2.11. Основные законы диалектики. Фундаментальные законы диалектики первоначально были сформулированы Гегелем применительно к мышлению. Энгельс переформулировал данные законы, экстраполировав их на природу и общество. В марксистской трактовке законы диалектики - взаимный переход количественных и качественных изменений, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания - являются всеобщими законами всякого развития. Попытка формализации данных законов по аналогии с законами формальной логики, предпринятая в 60-70-е годы ХХ века советскими философами (Э. Ильенков, А. Зиновьев), закончилась абсолютно безрезультатно, ввиду специфического характера диалектического мышления и системных особенностей марксизма.

2.12. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Качество - это то, что обеспечивает сохранение самотождественности объекта. Если лицо человека будет обезображено до неузнаваемости, мы все равно будем воспринимать его, как того же самого человека, а не другого. Если же человек полностью утратит разум, при сохранении внешнего вида, он станет для нас другим,т.к. именно разум и есть качество человека.

Количество - категория, противоположная качеству. Утрата количественной характеристики не приводит к нарушению самотождественности объекта, к превращению его из этого в другой. Закон перехода количества в качество гласит, что серия последовательных количественных изменений объекта рано или поздно должна привести к его качественному изменению, а качественное изменение с необходимостью должно сопровождаться серией количественных изменений.

Если у волосатого достаточно долго выдергивать по одному волоску, он превратится в лысого; если дневной рацион питания лошади достаточно долго уменьшать всего на одну горсточку, лошадь рано или поздно умрет с голоду; если к одному камню добавить другой, к другому третий и т.д., рано или поздно мы будем иметь кучу камней.

 

2.13. Закон единства и борьбы противоположностей. Центральный закон марксистской диалектики, согласно которому всякое развитие происходит по следующей схеме: единство противоположностей - поляризация - борьба противоположностей - синтез качественно нового. Первоначально составляющие объект противоположности трудно различимы, объект представляется единообразным, однородным, бесструктурным. С течением времени, однако, противоположности поляризуются, становясь все более явственными. Поляризация плавно переходит в борьбу противоположностей, которая,в принципе, может завершиться временной «победой» одной из них. В этом случае воспроизводится первоначальная ситуация, вновь приводящая к поляризации и борьбе, и так до тех пор, пока в системе не возникнет качественно новое образование («не то, и не другое»),утверждение которого делает объект другим и переводит его в качественно иное состояние. Марксисты применяли закон единства и борьбы противоположностей, главным образом, для описания макросоциальных процессов: классовой борьбы, революций, войн и т.д. Менее успешными представляются попытки применения данного закона в процессе описания естественнонаучных явлений: биологических, геологических, химических и особенно физических.

 

2.14. Закон отрицания отрицания. Суть данного закона впервые была сформулирована Гераклитом, провозгласившим, что «в один поток нельзя вступить дважды». Поскольку мир пребывает в непрерывном движении и развитии, возвращение объекта к исходному состоянию представляется диалектикам принципиально невозможным. Так человек может тяготиться своей деятельностью и сменить профессию, а затем, устав от новой деятельности, вернуться к первоначальной. При этом он не перейдет в прежнее состояние, т.к. привнесет в свою старую деятельность нечто новое, ранее для нее не свойственное.

Согласно закону отрицания отрицания, всякое развитие происходит по спирали. Уходя из первоначального состояния объект отрицает себя, затем уходя из нового состояния, отрицает свое отрицание, что переводит его в третье состояние, близкое первоначальному, но не тождественное ему. По существу это третье состояние представляет собой некий синтез двух предшествующих состояний.

Таким образом, закон отрицания отрицания описывает объекты как бы извне, в то время как закон единства и борьбы противоположностей описывает их как бы изнутри. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные позволяет выявить основные условия трансформации одних объектов в другие.

 

§ 3. Социально-экономическое учение марксизма.

Материализм и диалектика использовались марксистами, главным образом, для анализа общественных явлений. Именно социальная философия марксизма наиболее разработана и безупречна в логическом плане. Если разработка общефилософских проблем носила у Маркса и Энгельса сугубо теоретический характер и исторически как бы достраивала уже сложившуюся систему, то в области социальной философии классики марксизма ставили перед собой масштабные практические задачи, предполагая осуществить кардинальный революционный переворот, коренную перестройку общества в соответствии с изобретенными ими принципами.

 

3.1. Материалистическое понимание истории. В своих социально-экономических построениях Маркс и Энгельс исходили из убеждения, что прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой, люди должны есть, пить, одеваться. Отсюда делался вывод, что именно экономические, производственные отношения являются в обществе определяющими и именно материальное производство соответствующей эпохи однозначно детерминирует историю этой эпохи.

 

3.2. Производительные силы и производственные отношения. Производственные отношения - это тот специфический тип отношений между людьми, в которые они вступают между собой в процессе материального производства. Это отношения между хозяином и наемным работником, между банкиром и производителем, между должником и кредитором, между продавцом и покупателем и т.д.. Марксисты исходят из убеждения, что характер производственных отношений однозначно детерминируется сложившимся в обществе способом производства, уровнем развития производительных сил. Последние включают в себя самих производителей, а также средства производства, которые, в свою очередь, подразделяются на средства труда (орудия, приспособления) и предметы труда, на которые направлено воздействие производящего человека (земля, полезные ископаемые и т.д.).

 

 

3.4. История общества как естественноисторический процесс. Таким образом, история, по мнению марксистов, однозначно детерминируется экономическими факторами, а не творится людьми по своему субъективному произволу. «То, чего хочет один, встречает противодействие со стороны всякого другого, и в конечном результате появляется нечто такое, чего никто не хотел», - отмечал Энгельс[49]. Исторические события - войны, революции и т.д. - происходят независимо от нашего желания и наших усилий. Последнее дало повод противникам марксизма обвинить марксистов в фатализме. «Если революция с необходимостью должна свершиться, зачем же создавать для этой цели партию? - вопрошали они. - Ведь никто не создает партии с целью приблизить затмение Луны».

 

3.5. Классы и классовая борьба. На начальных этапах истории человечества, когда уровень развития производительных сил был крайне низок, человек мог существовать только за счет окружающей природы, в поте лица добывая свой хлеб. Совершенствование производительных сил довольно быстро должно было бы привести человечество ко всеобщему изобилию. Последнего, однако, не произошло, и вплоть до настоящего времени десятки миллионов людей на Земле ежегодно умирают от голода. Причину подобной аномалии Маркс и Энгельс усматривали в том, что по мере развития производительных сил у людей появилась возможность существовать не только за счет окружающей природы, но и за счет других людей. В результате единое прежде общество распалось на классы, прослойки, сословия, характеризующиеся своим специфическим образом жизни.

По определению В.И. Ленина, «классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различи. их места в определенном укладе общественного хозяйства» [50]. Классовые интересы людей с необходимостью оказываются диаметрально противоположными, что порождает перманентную, незатухающую классовую борьбу. Так, капиталист стремится как можно меньше платить рабочему и как можно интенсивнее его эксплуатировать. Напротив, рабочий стремится как можно меньше работать и как можно больше получать за свой труд. Капиталисты для достижения своих целей сознательно сбивают цены на труд, умышленно провоцируя рост безработицы; рабочие бастуют и всячески тайно вредят своим хозяевам.

 

3.6. Социальная революция. Высшим проявлением классовой борьбы является социальная революция. В этом случае классовый антагонизм в обществе достигает высшей точки, за которой классовая борьба принимает форму борьбы на уничтожение. Социальная революция имеет субъективные и объективные предпосылки. К числу первых относится прежде всего, наличие революционной организации (партии, движения), способной аккумулировать недовольство. Важнейшей объективной предпосылкой социальной революции является революционная ситуация, когда верхи общества не могут управлять по-старому, а низы не хотят жить по-старому.

 

3.7. Учение об общественно-экономических формациях. Ключевым в марксистской социологии является понятие об общественно-экономической формации. Последнее обозначает исторически определенный тип общества, характеризующийся специфическим способом производства. Традиционно марксисты выделяют пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую.

Первобытное общество соответствует крайне низкому уровню развития производительных сил. Каждый член общества с трудом способен прокормить лишь себя. Материальных излишков нет, поэтому нет и классов.

Рабовладельческое общество в экономическом плане более развито. Основными классами здесь являются рабовладельцы и рабы, труд которых присваивается рабовладельцами. Как правило, рабами становились представители покоренных в войне народов, а рабовладельцами - народы-завоеватели. Рабы часто восставали против рабовладельцев; в случае победы они обращали в рабство бывших своих хозяев, вследствие чего рабовладельческие отношения всякий раз восстанавливались, независимо от результата антирабовладельческих восстаний.

Основные классы феодального общества - феодалы (землевла­дельцы) и крепостные крестьяне. Последние часто поднимали против феодалов восстания, перераставшие в крестьянские войны, однако, феодальный строй при этом оставался практически неизменным до тех пор, пока в недрах феодального общества - в городах - не сформировался принципиально новый способ производства - капиталистический. Новые, городские классы - буржуазия и пролетариат - заявляют о себе посредством серии успешных буржуазных революций (нидерландская 16в., английская 17в., французская и американская 18в., немецкая и итальянская 19в., российская 20в.), знаменующих собой политическое крушение феодального строя, разложенного ранее экономически.

Капиталистическое общество по Марксу характеризуется крайним обострением классовых противоречий. Пролетарии в этом обществе лишены всякой собственности, тогда как буржуазия накапливает невиданные богатства. Последнее приводит к социалистической революции, посредством которой буржуазия уничтожается, а накопленные ею богатства экспроприируются (изымаются) в общее пользование. Тем самым классовые различия окончательно упраздняются, и общество вновь возвращается к бесклассовому - коммунистическому состоянию, отличающемуся от первобытного более высоким уровнем развития производительных сил.

 

3.8. Теория социалистической революции. По Марксу, социалистическая революция должна быть всемирной, т.е. произойти одновременно во всех промышленно развитых странах мира. В.И. Ленин выдвинул и практически обосновал принципиально иную теорию, согласно которой социалистическая революция может произойти только в нескольких или даже в одной, отдельно взятой капиталистической стране. Впоследствии ленинскую теорию революции пытался развить Л.Д. Троцкий (1879-1940), выдвинувший идею перманентной революции, согласно которой социалистическая революция, победив в одной стране, постепенно должна перерасти в революционную мировую войну, вследствие которой социалистические отношения распространяются по всему земному шару. Принципиально иная модификация ленинской теории революции была предложена И.В. Сталиным (1879-1953) и Мао Цзе-дуном (1893-1976). По их мнению, социалистическое государство может бесконечно долго существовать в капиталистическом окружении, но только в том случае, если возникающие в нем зародыши капиталистических отношений перманентно ликвидируются посредством серии социалистических революций, происходящих в стране каждые 10-15 лет. При этом главный удар должен быть направлен против верхушки общества (партийной, хозяйственной, культурной), наиболее склонной к капиталистическому перерождению («Огонь по штабам!»).

Кубинская революция 1959г. инициировала возникновение ряда новых теорий социалистической революции, прежде всего теории Р. Дебре, согласно которой успех социалистической революции в современном мире определяется скорее субъективными, нежели объективными факторами. Необходимо героическое усилие небольшой группы революционеров-пассионариев, чтобы народ пришел в революционное движение («малый мотор приводит в движение большой мотор»).

Изменение глобальной геополитической ситуации в послевоенном мире нашло свое отражение в теории революции Франца Фанона (1925-1961). По его мнению буржуазии в развитых капиталистических странах удалось «договориться» с пролетариатом, несколько ослабив эксплуатацию последнего. Ныне черта между бедностью и богатством проведена не столько структурно, сколько географически. В результате мы имеем ничтожное меньшинство сверхбогатых стран, на территории которых проживают 5-7% населения и сверхбедное большинство человечества - т.н. третий мир, объединяющий более 70% обитателей Земли. При этом богатые страны всячески препятствуют развитию бедных, превращая их в свои сырьевые придатки. Последнее влечет за собой трансформацию социалистической революции в национально-освободительную, направленную не столько против внутренней буржуазии, сколько против европейских народов-неоколониалистов, превратившихся в гигантских коллективных паразитов.

Разочарование в европейском пролетариате характерно для теории революции Герберта Маркузе (1898-1980). Он считал, что западные рабочие, интегрированные в общество массового потребления, полностью утратили свою революционность. В новых условиях самым пролетаризированным, т.е. лишенным имущества слоем, становится молодежь (студенчество, школьники и т.д.), революционность которой проявляется в перманентном возникновении неформальных молодежных движений (битники, хиппи, рокеры, панки, «зеленые»). Именно с молодежью Маркузе связывает основные надежды на социалистическую революцию в странах Запада.

 

3.9. Непоследовательность социально-экономического учения марксизма. В целом, марксисты так и не смогли последовательно провести диалектический подход применительно к общественным явлениям. Требования системы вступили в противоречие с требованиями метода. Диалектическая схема, разработанная Марксом, принципиально исключает возможность «окончательного торжества» одной из системных противоположностей, в то время как система требует именно этого, предполагая полную победу пролетариата и переход общества в качественно новое бесклассовое состояние. Согласно диалектике, качественное изменение общества предполагает синтез в процессе борьбы противоположностей чего-то третьего, «ни того и ни другого», утверждение которого и есть переход к качественно новому. Что же касается утверждения одной из борющихся противоположностей, то оно никогда не может быть «окончательным», т.к. временное усиление социальной однородности общества сменяется процессами поляризации, завершающимися в конечном счете, возвращением к прежнему состоянию борьбы вновь возникших эксплуататоров с теми из потомков прежних эксплуатируемых, которые не смогли или не захотели вовремя перебежать в противоположный лагерь. Реставрация капитализма в бывшем СССР и бывших странах народной демократии (80-90г.г. ХХ века) однозначно подтвердила данный теоретический вывод, сформулированный Джорджем Оруэллом (1903-1950) в 40-е годы ХХ века.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РАЗДЕЛА.

Агностики - философы, отрицающие познаваемость мира.

Базис - совокупность производственных отношений в обществе.

Борьба противоположностей - основной источник саморазвития системы, переводящий ее из одного состояния в другое, качественно отличное от первоначального.

Возможность - то, чего нет сейчас, но что уже было или еще будет.

Вторичное - то, что требует для своего существования чего-то другого.

Движение (в марксизме) - способ существования материи.

Действительность - реализованная возможность.

Диалектика - (в марксизме) учение о наиболее общих законах всякого развития.

Единичное - то, что свойственно только одному предмету.

Единство противоположностей - сосуществование в рамках одной системы двух взаимоисключающих составляющих.

Идеалисты - философы, считающие первичным сознание.

Истина (в марксизме) - соответствие наших знаний действительности.

Качество - атрибут, утрата которого делает предмет другим.

Классы - большие группы людей, объединенных специфическим отношением к средствам производства.

Количество - атрибут, утрата которого не делает предмет другим.

Материалистическое понимание истории - понимание, согласно которому история общества однозначно определяется экономическими обстоятельствами.

Материалисты - философы, считающие первичной материю.

Материя - (в марксизме) объективная реальность, данная нам в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отражается нашими органами чувств, существуя независимо от них.

Надстройка - любые отношения в обществе, отличные от экономических.

Необходимость - то, что было, есть, будет и не может не быть.

Общее - то, что свойственно всей группе рассматриваемых предметов.

Основной вопрос философии - вопрос об отношении мышления к бытию.

Особенное - то, что присуще части рассматриваемых предметов, а части не присуще.

Отрицание отрицания - серия из двух, противоположно направленных изменений исходного состояния системы.

Первичное - то, что не требует для своего существования чего-то другого.

Познание (в марксизме) - отражение окружающего нас мира в сознании.

Практика (в марксизме) - критерий истины наших знаний.

Причина - то, что всегда влечет за собой что-то иное.

Производительные силы - материальная основа процесса производства.

Производственные отношения - отношения, в которые вступают люди в процессе производства.

Пространство и время (в марксизме) - формы бытия материи.

Следствие - то, что всегда вызывается чем-то другим.

Случайность - то, что может быть, а может и не быть.

Содержание - то, что оформляется в объекте.

Сознание (в марксизме) - одно из свойств головного мозга, высший уровень психической активности человека.

Социальная революция - процесс перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

Сущность - внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве многообразных и противоречивых форм его бытия.

Форма - способ существования и выражения содержания объекта.

Формация общественно-экономическая - исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень его развития.

Часть - то, что включено в целое.

Целое - то, что состоит из определенным образом связанных частей.

Эклектики - философы, не определившиеся в основном вопросе философии.

Явление - то или иное выражение предмета, внешней формы его существования.

 

1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. - Соч., т.1,с.219-368

2. Маркс К. Экономическо-философские рукописи. - Соч., т.42.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. - Соч., т.3,с.1-5.

4. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. - Соч., т.3, с.1-5.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. - Соч.,т.3.

6. Маркс К. Нищета философии. - Соч.,т.4, с.65-185.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. - Соч., т.4, с.419-459.

8. Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848-1850г. - Соч., т.7, с.5-110.

9. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. - Соч., т.8, с.115-217.

10. Маркс К. Критика политической экономии. - Соч., т.46, ч.1-2.

11. Маркс К. Гражданская война во Франции. - Соч., т.17., с.317-370.

12. Маркс К. Капитал. - Соч., т.23-26.

13. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - Соч., т.20.

14. Энгельс Ф. Диалектика природы. - Соч., т.20., с.339-626.

15. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. - Соч., т.21, с.269-317.

16. Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов. - ПСС, т.1.

17. Ленин В.И. Что делать? - ПСС, т.6.

18. Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. - ПСС, т.11.

19. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. - ПСС, т.18.

20. Ленин В.И. Три источника и три составные части марксизма. - ПСС, т.23.

21. Ленин В.И. Философские тетради. - ПСС, т.29.

22. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. - ПСС, т.27.

23. Ленин В.И. Государство и революция. - ПСС, т.35.

24. Ленин В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. - ПСС, т.41.

25. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма. - ПСС, т.45.

 

Рекомендуемая литература.

1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. –М.: 1998.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М.: 1998.

3. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина. М., 1997

4. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерк истории и теории. - М.,1974.

5. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. (Проблемы теории исторического процесса). - М., 1981.

6. Копнин П.В. Диалектика, логика, наука. М., 1973.

7. Лабриола А. Очерки материалистического понимания истории. М.,1960.

8. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. - М., 1974.

9. Оруэлл Дж. Скотский уголок. - В кн.: Фантастика 2. Антиутопии ХХ века. - М.,1989, с.272-326.

10. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. - Избран. филос. произв., т.1, М., 1956.

11. Сталин И.В. Вопросы ленинизма. - М.,1947.

12. Троцкий Л.Д. К истории русской революции. - М.,1990.

13. Уоддис Дж. «Новые» теории революции. - М.,1975.

 

Вопросы для самоконтроля.

1.Кем был впервые сформулирован основной вопрос философии?

2.Каких философов называют эклектиками?

3.В какой из своих работ Ленин дает определение материи?

4.Верно ли, что пространство и время, по мнению марксистов, существуют независимо от движения и материи?

5.Верно ли, что сознание есть одна из функций головного мозга?

6.Что является критерием истины согласно марксизму?

7.Какое учение в содержательном плане противоположно марксизму?

8.Верно ли, что марксисты разделяют лапласовские представления о необходимости и случайности?

9.Кажимость - это явление?

10.Верно ли, что согласно марксизму история детерминируется духовными факторами?

11.В чем основная причина классового расслоения человеческого сообщества?

12.Верно ли, что теория перманентной революции была выдвинута Энгельсом?

 

ЛЕКЦИЯ 8

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стремление к счастью одного человека сталкивается со стремлениями других людей. Люди могут мешать друг другу. Поэтому не мешай другим стремиться к счастью | Русская философия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.187 сек.