Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое личность

Эволюция философских взглядов Бердяева. Об эволюции философских воззрений Н. Бердяева исследователи его творчества говорят: сначала он был легальным марксистом, а к концу своей жизни решительно перешел в неокантианство. Это не совсем верно, поскольку на самом деле его творческая эволюция была намного богаче. В ранние годы он получил хорошее христианское образование, что не могло не наложить существенного отпечатка на всю его последующую творческую жизнь. Происходил Бердяев, как сам он говорил, «из мира аристократического»[113], его родители принадлежали не только к дворянскому, но и к светскому обществу. Позже сам Бердяев напишет по этому поводу: «Я прошел длинный философский путь. В нем были разные периоды. Внешне могло быть впечатление, что мои философские взгляды меняются. Но первые двигатели у меня оставались те же. И многое, что было в начале моего философского пути, я снова осознал теперь, после обогащения опыта мысли всей моей жизни. Меня всегда интересовало не исследование мира, каков он есть, меня интересовала судьба мира и моя судьба, интересовал «конец вещей». Моя философия не научная, а профитическая и эсхатологическая по своей направленности»[114].

 

3.3. От ссылки в Вологду до высылки за границу. В студенческие годы Бердяев испытывал сильное влияние философии Вл. Соловьева, затем интенсивно изучал Достоевского (первого экзистенциалиста, как считают на Западе). Он в совершенстве знал философскую классику - Канта, Шопенгауэра, Фихте, Гегеля. В университете его захватила волна студенческих выступлений, и он познакомился с марксизмом. В 1900 г. он был арестован и выслан на три года в Вологду, где отбывал наказание вместе с видными марксистами Богдановым и Луначарским. В те годы Ленин как-то Любови Аксельрод: «из Вологды, где сидят Богданов и Бердяев, сообщают, что много спорят о философии и Бердяев, к сожалению, побеждает» [115]. Позже Плеханов и Ленин неоднократно критически отзывались о Бердяеве.

 

3.4. Кантианство Бердяева. Ссылка пошла Бердяеву явно на пользу: он постепенно начинает отходить от марксизма и в 1903 году в сборнике «Проблемы идеализма» уже заявляет о себе как о последовательном стороннике учения Канта. На закате своей жизни, в книге «Самопознание» Бердяев признается: «В теории познания я изошел от Канта. Но довольно скоро пришел к своеобразной теории познания... Она направлена против рационализма, который верит в выразимость бытия в понятии» [116]. Бердяеву не нравился схематизм Канта, и он ставит вопрос о разработке новой антропологии. С этого времени не проблемы познания и онтологии, а проблема человека, смысла его бытия, его судьба становятся не только центральными для Н.А. Бердяева, но определяют все его дальнейшее мировоззрение. В конечном счете, он создает свою персоналистическую и одновременно экзистенциальную философию, замечая по этому поводу: «Я всегда был экзистенциальным философом...» [117].

 

3.5. Философская антропология Бердяева. Итак, Бердяев ставит вопрос о разработке новой антропологии, т.е. философского учения о человеке. Старая антропология Фейербаха пребывает как бы вне христианства; однако, говорит Бердяев, никакой антропологии вне Бога не может быть, поскольку невозможна ни мораль, ни духовность вне религии: «Все далекое от Бога провинциально. Жизнь делается плоской, маленькой, если нет Бога и высшего мира» [118].

 

3.6. Бердяев об ограниченности рационализма. Что же характерно для философии Бердяева? Обычно говорят, что это ярко выраженный антирационализм. Последнее, однако, не совсем точно. На наш взгляд, можно говорить только о том, что Бердяеву, как и Вл. Соловьеву, присуще чувство и понимание того, что рационализм ограничен, что он не является единственно верным средством решения всех, особенно, сугубо человеческих проблем. По Бердяеву, порок всех рационалистических философий в том, что, отвергнув старую метафизику, они не построили новую. По мнению Бердяева, нужна особая идеалистическая метафизика, построенная на основе синтеза философии самопознания с космическим мироощущением.

 

3.7. Бердяев о диалектике и метафизике. Главная особенность европейского рационализма, по мнению Бердяева, заключается в том, что все его интеллектуальные построения предполагают разъединение Субъекта и Объекта, Духа и Бытия; при этом объект рационализируется, что делает бытие абсолютно мертвым. Последнего, говорил Бердяев, не избежал даже Гегель, хотя он и понимал, что объективация закрывает тайну жизни, превращая философию в пустые метафизические спекуляции. Новая идеалистическая метафизика, по мнению Бердяева, должна быть диалектикой, и наиболее совершенная реализация подобной идеи в истории философии - это гегелевский панлогизм или диалектическая метафизика.

 

3.8. Бердяев о философии Гегеля. Гегель, конечно, открыл диалектику, но сам он так и не понял ее, подобно Колумбу, который так никогда и не узнал, что он открыл не Индию, а Америку, говорит Бердяев. У Гегеля диалектика так и остается логикой бесчувственного понятия, тогда как на самом деле она учит о «страстях понятий», представляя эволюцию мироздания как некую бесконечную «мистерию понятий»; Гегель не понял всего этого, потому что он был заражен аристотелевским учением о понятии.. По мнению Бердяева, решающим для понимания диалектики является фактор человеческих переживаний: «Гегель не понял, что логические законы не больше, чем болезнь бытия». Гегель, по Бердяеву, - это последний идеалист, вследствие чего его философия представляет собой уже не идеализм, а некий переход в реализм. При этом познание у Гегеля бытийственно, а Дух возвращается в мир через диалектику понятий. Однако основная гегелевская ошибка заключается, по Бердяеву, в признании «ненастоящего объективного духа», т.е. «Абсолютного рядом с Богом», тогда как на самом деле «настоящий - один Бог». Именно поэтому принцип тождества бытия и мышления, согласно Бердяеву, абсолютно неуместен; к тому же он и не последователен, поскольку тождество у Гегеля остается исключительно в различии. Бердяев также активно опровергает утверждение Гегеля о том, что его философские достижения соответствуют природе Духа. На самом деле Дух открывает себя многоактно:

- в религии он переживает;

- в искусстве - представляет;

- в философии - выражается в понятиях.

Бердяев учит, что выше идеи - живое существование, живое существо, а выше необходимости - свобода. Отсюда он выводит, что философия Гегеля так и не объяснила:

- что такое реальность,

- что такое свобода, и

Следовательно, это философия не человека и не для человека; это самоубийственная философия. Тут можно провести некоторую параллель между Бердяевым и Шопенгауэром, как-то сказавшим, что «гегелевская философия - это философия для стада баранов, которыми предводительствует Большой Баран».

В целом, Бердяев, конечно, признавал, что Гегель великий мыслитель; но он, по мнению Бердяева, не понял, что личность не атрибутивна, а субстанциональна.

 

3.9. Смысл философии и смысл философствования по Бердяеву. Н. Бердяев считал, что у философии есть ряд серьезных проблем, и самая большая из них - это нахождение соотношения между рациональными и иррациональными сторонами жизни. По мнению Бердяева, многие философы этого не понимают и поэтому занимают друг относительно друга абсолютно полярные позиции. Что же касается современной Бердяеву философии, то он говорил, что она во многом иррационалистична, хотя гносеологически пытается утверждать рационализм, безосновательно полагая, что философия есть наука. Бердяев едко высмеивал подобные представления рационалистически мыслящих философов, говоря, в частности, что наукообразная философия хотела бы поставить дело на место любви, ибо категории рациональной философии выражают лишь послушание необходимости, а любовь, в отличие от трудного дела продолжения рода, программируемого половыми инстинктами, вовсе не есть необходимость. Таким образом, голая рациональность загоняет свободу мышления в область жесткой, лапласовской детерминированности. Однако, наука и логика, по мнению Бердяева, лежат много ниже философии, ибо последняя предполагает общение исключительно на почве начальных и конечных интуиций, а не соединенных доказательств дискурсивной мысли. Иначе говоря, философия является отнюдь не наукой, а духовной культурой, связанной не с формально рациональными логическими процедурами, а с творчеством и с интеллектуальной подвижнической жизнью. Цель философии: завоевать свободу и обосновать свой определенный взгляд на мир. Поэтому нелогично искать классовую подкладку в философских идеях, ибо философия, как и свобода, - дело личности.

 

3.10. Трактовка Бердяевым диалектики. Как трактует Н. Бердяев диалектику? По его мнению, философия должна быть экзистенциальной диалектикой. При этом последнюю не надо понимать только как систематическую организацию понятий. Бердяев считал, что понятия это еще и сумбур, это живая, переживающая диалектика, т.е. диалектика переживания, лирическая диалектика, в то время как гегельянство - это вещь, сугубо холодная и бездушная. Гегель синтезировал «мертвую» диалектику, хотя надо было разрабатывать живую диалектику души.

 

3.11. Проблема человека в философии Бердяева. Человеческая субъективность неисчерпаема по своему внутреннему богатству. Бердяев стремится выразить ее через специально разработанную им для этой цели диалектику души. Следует отметить, что и до Бердяева уже существовала целая традиция подобного выражения - у Руссо, у немецких романтиков, у Достоевского (особенно в «Легенде о Великом Инквизиторе») и даже у Ницше. Основной вопрос состоит в том, достаточно ли такой диалектики, или она есть особая разновидность гегелевской диалектики духа, вырастающая и реализуемая не на основе рационального научного, а на основе художественного образного сознания. С точки зрения Бердяева, именно у перечисленных выше мыслителей следует искать подлинное решение основной проблемы философии, трактуемой им, о чем уже говорилось выше, как проблема человека. По мнению Бердяева, решение данной проблемы заключается в переходе философского исследования к познанию перехода от субъекта к объекту, от индивидуального ко всеобщему, в изучении условий и конкретных обстоятельств собственно этого перехода, равно как и в исследовании самого субъективного (микрокосма), а также в исследовании универсального в индивиде, что позволило бы нам соединить мир идей и мир людей в некое единое целое.

 

3.12. Категории философии Бердяева. До Бердяева философы европейской ориентации пытались выяснить, как происходит объективация извне (или познание). Однако, по мнению Бердяева, дело заключается в том, чтобы выяснить, как происходит объективация изнутри (или самопознание). Бердяев считал, что первоочередная задача новейшей философии заключается в разработке новой метафизики - метафизики объективированной субъективности микрокосма, иначе говоря, философы должны мысленно расположиться внутри человеческой субъективности, беспрепятственно обозревая все то, что люди тщательно пытаются скрывать за своей телесной оболочкой. И если в старой гегелевской диалектике категории фиксировали свойства бытия вне человека, а субъективное рассматривалось как производное от объективного, то в экзистенциальной диалектике Бердяева категории должны были выразить существование свойства субъективности, т.е. некого единого сверхсознания. Бердяеву нужны новые категории, например, категория страха, ибо человек рождается, живет и умирает в непрерывном страхе перед родителями, учителями, начальниками, бандитами, болезнями, войнами, истязаниями и, наконец, смертью. Очевидно, что у философов-объективистов нет и не может быть подобного понятия. Или другой пример - категория страдания, фигурирующая у Достоевского, который говорил, что страдание составляет основной закон жизни на нашей планете. Именно страх и страдание, по Бердяеву, образуют ту реальную основу окружающего нас мира, которая предопределяет характер течения каждой индивидуальной человеческой жизни.

 

3.13. Категория трагического у Бердяева. Решающим фактором человеческого существования, по Бердяеву, является трагедийность. Бескрылый оптимизм позитивистского, гегелевского толка ничего не дает, он только дисгармонирует человеческое существование, т.к. именно страдание представляет собой основной факт индивидуального человеческого бытия.

 

3.14. Противоречивость философии Бердяева. В философии Н. Бердяева можно обнаружить существенное противоречие, которое встречается также у Достоевского и у Шестова: с одной стороны, эти мыслители объявляют страх, зло и страдание определяющими константами человеческого бытия, а с другой стороны они же говорят о красоте, человечности, духовности как о других определяющих константах этого же самого бытия. Как вообще можно согласовать то и другое? По мнению Бердяева, страдание более соответствует человеческой сущности, нежели все остальное, тогда как просветление, переход к противоположному совершается лишь в так называемых пограничных ситуациях между жизнью и смертью, одну из которых гениально зафиксировал Л.Н. Толстой в своей бессмертной повести «Смерть Ивана Ильича», которая, вплоть до наших дней, является любимейшим произведением всех экзистенциалистов.

 

3.15. Критика Бердяевым атеизма. Экзистенциальная диалектика связана у Бердяева с критикой нерелигиозного субъекта. Как известно, экзистенциализм подразделяется на атеистический и религиозный, и Бердяев сторонник последнего. Поэтому для него нерелигиозный субъект - это человек, который придерживается рационального взгляда на мир и тем самым впадает в неразрешимое противоречие, поскольку в самой природе его, как субъекта, присутствует иррациональное видение мира, от которого он, в силу своей нерелигиозности, упрямо отворачивается. Данное противоречие, по замыслу Бердяева, должно замыкаться в сфере рационального. «Кто полагается на рациональное мышление, тот плавает на поверхности, - писал Бердяев в одной из своих работ.- Истинным может быть только мышление, объединенное с иррационализмом». Жажда вечности, полноты бытия, которая изначально присутствует в каждом человеке, по мнению Бердяева, может быть удовлетворена только религией, вследствие чего все атеисты должны рассматриваться как несчастные, духовно ущербные люди.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
С Востоком Запад примирил»[111] | Вопросы для повторения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.