Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы общественной организации

 

3.1. Открытые и закрытые общества. Общества организуются по определенным принципам. При этом далеко не каждый индивид может войти в определенное сообщество, равно как и выйти из него. В этом плане различают три типа сообществ:

- открытые. В этом случае практически каждый может вступить в соответствующее сообщество, равно как и выйти из него. Примером такого рода организаций являются некоторые религиозные объединения, активно вербующие своих адептов из различных социальных слоев. Открытые общества, как правило, неустойчивы, носят формально-условный характер и не способны к серьезной социальной активности, требующей жертвенности от индивидов.

- полуоткрытые. Войти и выйти из таких сообществ можно лишь в том случае, если индивиду удается преодолеть в той или иной степени серьезные ограничения. Например, членство в компартии первоначально требовало двух поручителей, которые несли партийную ответственность за действия неофита. Аналогичным образом спартанский мальчик становился полноправным членом своего племени лишь после того, как выдерживал сложный обряд инициации.

- полузакрытые. В этом случае членство в сообществе может быть получено либо автоматически, либо весьма легко, однако выход из данного сообщества представляется невозможным, либо весьма затруднительным. Так, принятие ислама в древности не сопровождалось существенными затруднениями; вместе с тем, человек, решивший порвать с исламом, рассматривался как отступник (кофир) и подлежал уничтожению. Соответственно, любое отступление от ортодоксального католицизма в Средние века рассматривалось как ересь и влекло за собой уничтожение еретика. Практически во всех странах дети граждан автоматически получают гражданство; вместе с тем отказ от гражданства во многих случаях выглядит весьма затруднительным.

- закрытые. Вступление, равно как и выход из подобного рода сообществ невозможны. Конечно, абсолютно закрытых сообществ не может существовать по определению, но некоторые из сообществ представляются закрытыми в весьма существенной степени. Например, переход из одной индийской касты в другую был практически невозможен. Точно так же в феодальной Европе крестьянин практически не мог перейти в дворянское сословие.

 

3.2. «Принцип почвы». Один из древнейших принципов структурирования социального сообщества можно назвать «принципом почвы». Если индивид рождался в соответствующей пещере, он автоматически становился членом рода. Неофит принимался в род, если родичи не возражали против его проживания вместе с ними. Аналогичным образом изгнание из рода означало запрещение под страхом смерти пребывания в соответствующем месте.

Примечательно, что принцип почвы до сих пор сохраняется в США, причем, в самой архаичной форме, вплоть до того, что ребенок граждан любой страны, родившийся на территории США, автоматически приобретает права на американское гражданство.

 

3.3. «Принцип крови». Более сложный принцип социального структурирования – принцип крови, согласно которому членство в социальной общности определяется характером кровнородственных связей между индивидами. Вступить в соответствующее сообщество можно лишь в том случае, если породниться с определенными его членами.

 

3.4. Соотношение принципов «крови» и «почвы». «Принцип крови» и «принцип почвы», с одной стороны, могут рассматриваться как взаимно дополнительные принципы социального структурирования, но, с другой стороны, могут быть и принципами-антагонистами. Например, автоматическое предоставление гражданства индивиду, хотя бы один из родителей которого является гражданином соответствующего государства – это, по существу, своеобразное сочетание принципов «крови» и «почвы».

«Принцип крови» составляет идейное основание таких течений как национализм и расизм. С другой стороны, «принцип почвы» делает социальные сообщества беззащитными против культурной и биологической экспансии извне, когда люди иной культуры «мирно» переселяются на соответствующую «почву» извне, вытесняя аборигенов более мощной и многочисленной биомассой.

 

3.5. Этническая экспансия. Так, государство «почвы» – США – представляет собой мозаичное образование, причем, представители различных рас и культур, как правило, не пересекаются географически. Например, в том случае, когда в каком-то из городских районов США начинают преобладать афроамериканцы, белое население «мирно» перемещается в другие районы с иным этническим составом. Пример более грубого этнического вытеснения – трагедия сербского населения Косово, вытесненного более многочисленными этническими албанцами, переселение которых на эту исконно сербскую территорию началось во время правления Броз Тито, пытавшегося противопоставить «принципу крови» другие принципы социального объединения.

 

3.6. Языковая общность. В этом случае принципом социального структурирования выступает общность языка. Всякий индивид, владеющий соответствующим языком, получает доступ в соответствующую социальную общность. С подобной формой структурирования мы сталкиваемся у древних греков, разделявших людей на эллинов (говорящих по-гречески) и варваров (не говорящих по-гречески). Языковый критерий весьма функционален, поскольку отсутствие общего языка не позволяет индивидам эффективно функционировать в качестве социального целого. По этой причине в многонациональных сообществах, подобных России, Австро-Венгрии или США, всегда вводился государственный язык, который, как правило, оказывался языком народа, усилиями которого создавалось соответствующее многонациональное сообщество.

Примечательно, что распад СССР начался с принятия законов о государственном языке, в силу язык соответствующей республики получал статус государственного. Последнее, очевидно, препятствовало эффективному взаимодействию представителей различных республик.

 

3.7. Планетарный статус английского языка. В современном монополярном мире, для которого характерно планетарное политическое доминирование США, английский язык фактически приобретает статус межгосударственного или планетарного. Конечно, национальные языки продолжают сохранять свой государственный статус, однако, английский постепенно становится вторым обязательным языком, незнание которого существенно ограничивает возможности индивида в профессиональной, коммерческой, научной и прочих сферах.

 

3.8. Религиозная общность. В этом случае принадлежность к социальной общности осуществляется посредством принятия индивидом определенной системы религиозных верований. Так, фараон в Древнем Египте и император в Риме, по существу, имели божественный статус. Русское слово «крестьянин» первоначально означало «христианин», т.е. указывало не на национальную или сословную, а на религиозную принадлежность.

Расцвет религиозной детерминации происходит в Средние века. Знаковым здесь является становление величайшего в истории теократического государства – Арабского халифата, правитель которого совмещал духовную и светскую власть, причем, духовная компонента явно преобладала над светской. Определенное возрождение религиозной детерминации наблюдается и в современном мире, главным образом, в мусульманских и латиноамериканских социальных сообществах. При этом религия выступает сегодня преимущественно в снятой, идеологизированной форме, как универсальный способ социального различения по типу «свой» – «чужой».

 

3.9. Идеологическая общность. Идеология - наиболее современная из форм социального структурирования. В этом случае принадлежность к соответствующему сообществу определяется фактом принятия соответствующих идеологических установок. Именно 20-й век становится веком противостояния и доминирования глобальных идеологий, таких как коммунистическая, фашистская и либеральная, стержневыми идеями которых являются построение коммунизма, доминирование высшей расы, массовое потребление.

 

3.10. Доминирование либеральной идеологии. В настоящее время из трех великих идеологий планетарное значение сохраняет лишь одна – либерально-демократическая, ориентирующая людей на максимальное удовлетворение своих потребностей: политических, экономических, сексуальных. Крах коммунистической идеологии вскрыл негативные стороны подобного рода социального структурирования. В отличие от религий идеологии рациональны, что делает их уязвимыми в плане рациональной критики. Именно ошибочный социальный прогноз Маркса, предсказывавшего перманентное обострение классовой борьбы и абсолютное обнищание рабочего класса, в конечном счете, повлек за собой планетарный крах коммунистической идеологии.

 

3.11. Многовариантность социального структурирования. В целом, построить какую-либо четкую классификацию социальных сообществ по типу структурирования не представляется возможным. Дело в том, что в реальных сообществах одновременно присутствуют различные варианты структурирования, причем, на каждом историческом этапе могут доминировать различные принципы. Например, в России сначала доминировала религиозная (православие), а затем идеологическая (коммунизм) идентификация. В настоящее время наблюдается борьба принципов «почвы» и «крови», что, в частности, связано с противопоставлением россиян и русских, в силу которых русские, родившиеся в республиках бывшего СССР, не имеют автоматического права на получения российского гражданства, в отличие от представителей т.н. «титульных» наций (армян, грузин, узбеков, литовцев), родившихся на территории Российской Федерации.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нет, лучше я в баре блядям буду | Основные концепции общественного развития.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.