Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие личности в социологии

Понятие личность восходит к античному театру, где слово “персона” (личность) означало маску, которую надевал актер, играя роль ревнивца или завистника, воина или раба, патриция или плебея. При этом человек маскировал свое “я” и соотносил себя с какой-то группой.

В психологии, педагогике и в обыденном сознании слово личность используется как нечто отличающее от человека вообще. То есть личностью считаются особенные черты человека (чаще всего положительные). Поэтому личностью признаются не все люди, а только те из них, которые обладают особенными качествами.

В социологии используется другое понятие личности, где личность – это человек, взятый в его социальном качестве. В этом смысле личностью является любой человек включенный в социальные отношения. Младенец – это потенциальная личность, она еще должна возникнуть. Исходной точкой становления его личности будет его включение в первичную социальную группу – семью.

Социализация личности – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм.

В этом процессе выделяются основные жизненные циклы. Разные авторы дают разную периодизацию. Мы будем пользоваться той же, что используется обыденным сознанием: детство, юность, зрелость и старость. По степени завершенности процесса выделяют начальную социализацию (детство и юность) и продолженную (зрелость и старость).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением образа жизни. Нельзя полагать, что жизненные циклы имеют абсолютные значения в виде соответствия определенному числу лет. Для разных обществ и границы и содержание и даже ценность этих этапов будет разной.

Так в современном индустриальном обществе относительными границами детства будут 0-16 лет, юности 17-20 лет, зрелости 21 и до выхода на пенсию.

В первобытном и аграрном обществах детство короче, а его границы четче. Так обряд инициации может совершенно однозначно определять, кого считать взрослым, а кого – нет. Юность существовала отнюдь не всегда и не для всех, ее границы самые неопределенные. Основным ее содержанием является осуществление выбора, что было совершенно излишне в первобытном обществе и для многих сословий в аграрном. Именно сложность современного общества предполагает наличие такого этапа. Для разных социальных групп продолжительность юности разная (примеры). Так как она предполагает выбор и право на многочисленные ошибки, то можно говорить, что есть виды деятельности и отношений, в которые нецелесообразно вступать молодым людям. Это относится ко всему, что ограничивает этот выбор и многообразие поведения (армия, тюрьма и т.п.).

Зрелость в индустриальном обществе начинается позже, позже наступает и старость.

Ценность каждого из этих периодов также исторически меняется. Детство когда-то считалось этапом просто социальной неполноценности. Даже убийство ребенка оценивалось как порча имущества.

В нашем обществе самым привлекательным этапом считается юность. Старость же в индустриальном обществе оценивается очень низко. В традиционных же обществах это самый уважаемый возраст.

Продолженная социализация имеет две стороны: десоциализация и ресоциализация. Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

Наиболее драматичны они для индивида в случае попадания в жесткие закрытые учреждения: армию, концентрационный лагерь, тюрьму, психиатрическую больницу, тоталитарную секту.

Американский социолог Ирвин Гоффман выделил следующие признаки ресоциализации в тотальных институтах:

Принудительная изоляция от внешнего мира. Постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает, спит. Утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (спецформа). Переименование, замена старого имени на “номер” и получение статуса: солдат, заключенный, больной. Замена старой обстановки на новую, обезличенную. Отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым. Утрата свободы действий.

Люди или социальные институты во взаимодействии с которыми проходит социализация, называются агентами социализации. Обычно агентами социализации называют людей, с которыми общается индивид и под влиянием которых он усваивает нормы и ценности. Если речь идет об учреждениях, то говорят об институтах социализации.

По степени близости агенты и институты социализации могут быть первичными и вторичными. Первичные – те, кто оказывает непосредственное влияние на индивида в малых группах, с ними индивид вступает в межличностное общение. Вторичная – предполагает опосредованнное влияние, более формализованное.

ТЕМА 6. СЕМЬЯ И БРАК КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Маргинальность | Супружеские роли в семье
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.