Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционно-правовой статус личности и гражданина в России

Правовой статус личности определяется как юридически за­крепленное положение личности в государстве и обществе. При­нято выделять несколько видов правового статуса: 1) общий (конституционный) статус человека и гражданина; 2) специаль­ный или родовой статус определенной категории граждан; 3) индивидуальный статус, характеризующий пол, возраст, се­мейное положение и т.д.; 4) статус иностранцев, лиц без граж­данства, лиц с двойным и тройным гражданством; 5) отраслевые правовые статусы (уголовно-процессуальный, административно-процессуальный и др.); 6) статус физического лица и т.д.

Важно отметить, что общий (конституционный) статус явля­ется единым и одинаковым для всех граждан государства, не зависящим от конкретных обстоятельств, т.е. базовым, исход­ным, делающим все иные статусы производными от него, до­полняющими его. Если имеют место какие-то ограничения об­щего правового статуса личности, то они должны быть преду­смотрены в принципах и нормах конституции и конкретизирова­ны в законах. Условия возможного ограничения правового ста­туса содержатся в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек дол­жен подвергаться только таким ограничениям, какие установле­ны законом исключительно с целью обеспечения должного при­знания и уважения прав и свобод других и удовлетворения спра­ведливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». В п. 3 ст. 19 Ме­ждународного пакта о гражданских и политических правах оп­ределены, в частности, основания ограничения прав человека беспрепятственно придерживаться своего мнения, выражать это мнение устно и письменно, в печати или иными способами по своему выбору. Указывается, что ограничения этих прав могут быть установлены законом, если они необходимы: а) для уваже­ния прав и репутации других лиц; б) для охраны государствен­ной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравст­венности населения. В Конституции РФ содержится соответст­вующая международному праву норма: «Права и свободы чело­века и гражданина могут быть ограничены федеральным зако­ном только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 ст. 55).

В структуру конституционного статуса личности как интегративного понятия входят следующие компоненты: 1) гражданство; 2) правосубъектность, включающая право- и дееспособ­ность; 3) основные права, свободы, законные интересы и обя­занности (следует отметить, что реализация личных прав не зависит от такого условия, как обладание лицом дееспособности); 4) правовые принципы; 5) гарантии правового статуса, в числе которых большое значение имеет юридическая ответст­венность. Сердцевину, или основу, правового положения лично­сти составляют ее права, свободы, законные интересы и обязан­ности в их единстве. Принципиальных различий в социальном и юридическом значении в соотношении прав и свобод в структуре правового положения личности нет, т.е. свободы личности одновременно являются и ее правами.

Юридически проблемы прав человека основываются на ха­рактере распределения социальных возможностей и обязанно­стей между людьми в пределах конкретных общественных от­ношений, социальной реальности. Конкретизируется это в пони-мании соотношения социальной действительности и ее правового выражения применительно к статусу личности. Во второй половине XX в. получила признание естественно-правовая доктрина прав и свобод в сочетании с социальной док­триной. Последняя устанавливала, что в конституции закрепля­ются права и свободы, идущие от природы как человека, так и общества. То есть теория естественного права как бы пережила свое возрождение и в то же время оказалась существенно допол­ненной социально-экономическими и культурными правами. Все это можно подтвердить путем анализа французской Декларации прав человека и гражданина от 20 августа 1789 г. (являющейся фактически составной частью Конституции Французской Рес­публики 1958 г.): «1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Социальные различия могут быть основаны лишь на соображениях общей пользы.

2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению...

3. Свобода состоит в возможности делать все, что не прино­сит вреда другим...»

Эти идеи восприняла и развила Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1948) в каче­стве общей нормы для всех народов и всех государств. Статья 1 гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью...» Таким образом, Всеобщая декларация принимает естественный закон как аксиому. Возрождение естественного закона отражает потребности последних 70 лет.

Международные правовые документы устанавливают общепра­вовые стандарты прав и свобод личности, определяющие тот уро­вень, ниже которого государства не могут опускаться. Дело в том, что права и свободы человека перестали быть только внутренним делом государства. Теперь они — объект внимания всего междуна­родного сообщества. Универсальный набор прав и свобод, способ­ный обеспечить нормальную жизнедеятельность человека, сформу­лирован в таких актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Факультативный протокол к Междуна­родному пакту о гражданских и политических правах (1966). Благо­даря этим документам человек стал субъектом международного права. Все государства, присоединившиеся к перечисленным актам, оказались обязаны привести свое законодательство в соответствие с требованиями этих актов, что создало их приоритет над внутренним законодательством стран-участниц. Поэтому каждый гражданин, политические или гражданские права которого нарушены, получил право обратиться непосредственно в соответствующие междуна­родные структуры, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой зашиты.

С принятием в России Декларации прав и свобод человека и гражданина (1991) начался период, в рамках которого произо­шел поворот правовой системы к признанию и гарантированию прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности. Конституция РФ закрепила новую концепцию прав и свобод че­ловека и гражданина, согласно которой гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоя­щую из взаимных прав и обязанностей, признается самостоя­тельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве дос­тойного члена общества. Конституция РФ стоит на позициях признания неотчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежности их каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). В ней впервые получил закрепление принцип примата международно­го права, в частности в области прав человека (ч. 1 ст. 17).

Конституция РФ содержит новое для конституционного за­конодательства положение об отношениях государства к челове­ку и гражданину. Согласно ст. 2 «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государст­ва». Это исходное, базовое положение определяет содержание и структуру специальной главы (гл. 2), посвященной правам и свободам человека и гражданина. Содержащиеся в ней принци­пы и нормы значительно расширяют круг прав и свобод с учетом конституционного опыта цивилизованных государств и содер­жания международных правовых актов о правах человека. Наря­ду с правами и обязанностями граждан впервые в отечественной истории закреплены отдельно права человека, т.е. юридически признана категория «права человека». Понятия «права человека» и «права гражданина» близки, но не совпадают по своей природе и своему содержанию, так как отражают различные аспекты по­ложения личности. Первое понятие подчеркивает неотчуждае­мость прав личности как таковой, исходя из присущих всем чле­нам общества свободы и достоинства, второе — характеризует права личности как гражданина государства, определяет его пра­ва и свободы в качестве такового. В конкретном перечне прав и свобод эти понятия в значительной части совпадают, но не сли­ваются. Поэтому в большинстве статей права и свободы адресу­ются каждому, в некоторых — гражданину.

В Конституции РФ налицо отказ от классового подхода и пе­реход к закреплению правового статуса личности, хотя этот принцип был важнейшим и в предыдущих конституциях.

Конституция РФ признает субъектом прав и свобод индиви­дуально каждого конкретного человека, а не только коллектив­ного субъекта, как прежде, в виде трудящегося и эксплуатируе­мого народа или просто народа впоследствии. Естественно, что коллективный субъект как таковой отрицаться не должен и не отрицается, если это признание не ведет к игнорированию инди­видуальных прав и свобод каждого человека, признания его са­моценности. Кроме того, Конституция РФ отказывается от ха­рактерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов над интересами личности.

Помимо собственных граждан на территории России, как и других государств, постоянно или временно проживают ино­странные граждане и лица без гражданства. Российское консти­туционное законодательство содержит нормы, регулирующие их взаимоотношение с государством. Действующим в части, не противоречащей Конституции РФ, является Закон СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР», вступивший в силу с 1 января 1982 г. Правовое положе­ние иностранцев и лиц без гражданства регулируется также гра­жданским и гражданско-процессуальным, уголовным и уголов­но-процессуальным, таможенным законодательством, Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации», Воздушным кодексом, Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Кодексом торгового море­плавания1 и др. Исходной является ст. 62 Конституции РФ, пре­дусматривающая, что «иностранные граждане и лица без граж­данства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или междуна­родным договором Российской Федерации».

Определенные ограничения в правах, свободах и обязанно­стях иностранных граждан и лиц без гражданства установлены в самой Конституции РФ, которая использует разные категории для обозначения субъектов правового статуса: в одном случае употребляется термин «каждый», включающий иностранцев, лиц без гражданства и лиц с несколькими гражданствами, в другом — «граждане Российской Федерации», означающий, что конкрет­ные права и свободы, а также обязанности имеют только граж­дане России. Соответственно иностранные граждане не пользу­ются избирательными правами, не могут служить в государст­венном аппарате, не исполняют обязанности воинской службы и т.д. Аналогичным образом этот вопрос решается в конституци­ях других государств.

Понятие и конституционно-правовое регулирование граж­данства. Условием, предпосылкой или элементом правового стату­са личности, а скорее всего и тем, и другим является гражданство. Под гражданством в науке принято понимать устойчивую поли­тико-правовую связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная и государственная власть как в пределах государства, так и вне его границ.

Правовая принадлежность человека к тому или иному госу­дарству создает юридическое состояние, в силу которого он об­ладает определенной совокупностью прав и обязанностей, уста­новленных законодательством данного государства, и может пользоваться его защитой и покровительством. Иными словами, гражданство создает взаимные права и обязанности для человека и государства, т.е. именно с гражданством связаны самые суще­ственные последствия для обеих сторон: объем прав, обязанно­стей и ответственности государства и гражданина.

К основным характеристикам гражданства относятся: 1) гра­жданство — правовое состояние, выражающееся, с одной сторо­ны, в его общем правовом нормировании, с другой — в индиви­дуальном документальном юридическом оформлении граждан­ства каждого человека (паспорт гражданина, свидетельство о. рождении, иной документ, содержащий указание на гражданст­во); 2) устойчивый характер отношений гражданства, сущест­вующих постоянно, как правило, от рождения до смерти гражда­нина, имеющих общий порядок прекращения, не допускающий одностороннего расторжения гражданства; 3) двусторонняя связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека; 4) распространение на гражданина суверенной власти государства как внутри страны, так и за ее пределами.

Отношения, связанные с гражданством субъекта Федерации, регламентируются его Конституцией и соответствующими ре­гиональными законодательными актами. В силу значимости ин­ститута гражданства Конституция РФ включила этот институт в содержание гл. 1, регулирующей основы конституционного строя. В ст. 6 установлено:

«1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязан­ности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».

Кроме этих положений, нормы института гражданства со­держатся в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина». Так, гарантия защиты и покровительства за пределами Российского государства для граждан России предусмотрена в ст. 61. Впер­вые в истории конституционного законодательства в ст. 62 за­креплен институт двойного гражданства.

Гражданство России является единым, т.е. гражданин России, постоянно проживающий на территории субъекта Федерации, является гражданином и этого субъекта Федерации, и России.

Гражданство является равным независимо от оснований и времени приобретения. Оно доступно и обладает свободным характером. Это выражается в том, что: 1) каждый человек в России, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, имеет право на гражданство независимо от каких бы то ни было условий; 2) запрещено лишать гражданства, но имеется возможность его изменять; 3) допустимо двойное граж­данство; 4) сокращается число лиц без гражданства.

По вопросам гражданства России действует принцип приори­тета норм международного права и международных договоров над национальным законодательством.

Гражданство неотъемлемо, что выражается, во-первых, в не­связанности гражданства мерами наказания за совершенное им правонарушение; во-вторых, в сохранении за гражданами Рос­сии, проживающими за ее пределами, гражданства России; в-третьих, в недопустимости высылки гражданина России за пре­делы России. Граждане России, находящиеся за пределами стра­ны, подлежат защите и покровительству. Это значит, что госу­дарственные органы России, ее дипломатические и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам России была создана возможность в полном объеме использовать все права и свободы, установленные зако­нодательством государства, международными договорами Рос­сии и международными обычаями, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан Рос­сии. Гражданин России не может быть выслан за пределы Рос­сийского государства или выдан другому государству. За пре­ступления, совершенные за границей, гражданин России подле­жит уголовной ответственности по законам России.

Действует институт почетного гражданства России, которое может быть предоставлено лицу российского гражданства, имеющему заслуги перед Россией или мировым сообществом. Почетное гражданство предоставляется Президентом РФ.

Нормы законодательства о гражданстве по предмету регули­рования можно объединить в три группы: 1) регулирующие поря­док приобретения гражданства; 2) регулирующие порядок пре­кращения гражданства; 3) регулирующие порядок разрешения гражданства. Рассмотрим основные положения каждой из них. В качестве иллюстрации порядка выбора гражданства можно при­вести ч. «а» ст. 30 Конституции Мексиканских Соединенных Штатов, согласно которой мексиканцами по рождению являются: 1) дети, родившиеся на территории республики, какой бы нацио­нальности, т.е. гражданства, ни были их родители; 2) дети, ро­дившиеся за границей от родителей-мексиканцев (от отца или матери); 3) дети, родившиеся на мексиканском военном или тор­говом корабле или в самолете.

Гражданство России приобретается: в результате его призна­ния; по рождению; в порядке регистрации; в результате приема в гражданство (натурализация) [1]; в результате восстановления в гражданстве; путем выбора гражданства (оптация) при измене­нии государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами России; по иным основаниям. К иным основаниям приобретения гражданства относится: усыновление, опекунство, соглашение родителей о российском гражданстве ребенка, предоставление почетного гражданства и др.

Основания для прекращения гражданства: выход из граждан­ства; отмена решений о приеме в гражданство; выбор граждан­ства (оптация) при изменении государственной принадлежности территории; по другим основаниям.

Следует обратить внимание на то, что впервые в отечествен­ной практике Конституция РФ установила запрет на лишение гражданина России его гражданства (ч. 3 ст. 6). Никакой госу­дарственный орган, никакое должностное лицо не могут сделать это ни при каких обстоятельствах, так как лишение гражданства противоречит естественным правам человека и является антигу­манным. В прошлые годы в нашей стране существовал институт лишения гражданства. Он был предусмотрен Законом о граж­данстве СССР 1978 г. и мог применяться по решению Прези­диума Верховного Совета СССР в исключительных случаях по отношению к лицам, совершившим действия, порочащие звание советского гражданина. В реальности лишение гражданства имело место главным образом в отношении лиц, не удобных ре­жиму, а потому не угодных ему (диссиденты).

В других государствах лишение гражданства представляет со­бой санкцию государственных органов в отношении лица, допус­кающего недозволенное поведение. Как правило, такие меры применяются только к натурализованным гражданам и то в тече­ние сравнительно небольшого срока после натурализации. На­пример, Закон о гражданстве Австрийской Республики (абз. 3 § 34), допускающий лишение гражданства натурализованных граждан, запрещает это делать по истечении шести лет после на­турализации. Согласно ст. 16 Основного Закона ФРГ германское гражданство не может быть отобрано. Утрата гражданства может наступить лишь на основе закона, а против воли лица — лишь в том случае, если оно тем самым не становится лицом без граж­данства. Пункт 2 ст. 11 Конституции Королевства Испания преду­сматривает, что «ни один испанец по происхождению не может быть лишен своего гражданства», из чего можно сделать вывод о том, что натурализованные испанцы могут быть лишены граж­данства.

Законодательство России знает различные формы восстанов­ления в гражданстве: 1) в порядке регистрации; 2) путем призна­ния компетентными органами факта восстановления; 3) по хода­тайству лица.

В системе органов государства, решающих вопросы гражданст­ва, основными полномочиями обладает Президент РФ (п. «а» ст. 89 Конституции РФ). По вопросам гражданства он издает указы. Все другие органы, связанные с решением этих вопросов, в том числе органы внутренних дел, выполняют вспомогательную работу.

В решении вопросов гражданства принимают участие органы МВД России, МИД России, дипломатические представительства и консульские учреждения. Они обладают одинаковой компе­тенцией по вопросам гражданства с той лишь разницей, что МВД России и его органы принимают такие решения в отноше­нии лиц, проживающих на территории России, а МИД России и его органы — в отношении лиц, живущих за ее пределами. В их функции входят: прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства России; проверка фактов и представленных доку­ментов; направление ходатайства вместе с документами в Ко­миссию по вопросам гражданства при Президенте РФ; определе­ние принадлежности лиц к гражданству России; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства Рос­сии в предусмотренных законом случаях.

Вопросы приобретения и прекращения гражданства, за ис­ключением случаев их решения в регистрационном порядке, оформляются ходатайством на имя Президента РФ. Он оконча­тельно принимает решение, которое оформляется его указом. Срок рассмотрения ходатайства не должен превышать девяти месяцев. В случае неудовлетворения ходатайства решение обжа­лованию не подлежит, но через один год возможно повторное ходатайство. Решение исполняется органами МВД России или МИД России за рубежом.

Система конституционных прав, свобод и обязанностей. Правовой статус личности включает совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей человека и гражданина, пре­дусмотренных в принципах и нормах всего законодательства. В то же время конституционное законодательство содержит ос­новные права, свободы и обязанности, образующие конституци­онный статус личности.

Институт прав и свобод человека и гражданина является цен­тральным в Конституции РФ. Под свободой следует понимать возможности человека обладать чем-либо, например свободой мысли, свободой совести. Свобода состоит в возможности де­лать все, что не приносит вреда другому. Границы свободы мо­гут быть определены только законом.

Права человека характеризуются как охраняемая законом ме­ра возможного поведения, направленная на удовлетворение ин­тересов человека.

В Конституции РФ закреплены три группы прав и свобод гражданина России: 1) личные (гражданские); 2) политические; 3) социально-экономические.

Личные (гражданские) права и свободы часто открывают в Конституции РФ перечень прав и свобод человека и гражданина, составляют основу правового статуса и закреплены в наибольшем числе статей. Согласно гл. 2 к этой группе прав и свобод относят­ся: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновен­ность, право на неприкосновенность жилища, охрана частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, те­леграфных и иных сообщений, защита частной жизни лица, право определения национальности, право на пользование родным язы­ком, свобода передвижения и места жительства, свобода совести.

Личные права и свободы:

• являются по своей сущности неотчуждаемыми, естествен­ными правами человека и не связаны напрямую с принадлежно­стью к гражданству государства;

• включают право на охрану достоинства личности, что воз­лагает соответствующие обязанности на государство и других граждан и предполагает определенную этику и законность пове­дения государственных служащих, их уважительное, чуткое, внимательное, соответствующее правовым предписаниям отношение к людям, а равно требования к членам общества не нару­шать права и свободы других;

• особо значимы, и нарушение их особенно > болезненно для личности.

Неприкосновенность личности как личная свобода имеет ряд проявлений. Она означает, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь какому-либо принужде­нию или ограничению в правах со стороны кого бы то ни было. Институт неприкосновенности включает неприкосновенность как физическую (это сама жизнь, здоровье человека), так и ду­ховную (честь, достоинство личности).

Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом, и на основании судебно­го решения. Например, разрешается проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц в следующих ситуациях: 1) при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах (пожар, земле­трясение, наводнение, обвал, авария водопровода, канализации, повреждение электропроводки, тепло- и газоснабжения, при по­дозрении, что хозяин дома (квартиры) умер и в других подобных случаях); 2) при защите правопорядка (для раскрытия преступле­ния и установления истины по уголовному делу; получения све­дений о преступлении и подозреваемых в его совершении лицах при проведении оперативно-розыскной работы; пресечение пре­ступлений и иных правонарушений в рамках административного права; исполнения приговоров и других судебных решений).

В век научно-технического прогресса особо ценным является право каждого человека на тайну переписки, телефонных перего­воров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основе судебного решения.

Впервые в Конституции РФ 1993 г. закреплено право челове­ка на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также право опре­деления своей национальности. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежно­сти. Русский язык признан государственным на всей территории России. Вместе с тем Конституция РФ гарантирует всем ее наро­дам право как на пользование родным языком, на создание усло­вий для его изучения и развития, так и на свободный выбор язы­ка общения, воспитания, обучения и творчества.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами ме­ждународного права каждому, кто законно находится на территории России, предоставляется свобода передвижения и места жительства.

Важнейшими духовными правами человека являются свобода совести, свобода вероисповедания. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии.

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Пакта о гражданских и политических правах и общими принципами Конституции РФ право на свобо­ду вероисповедания связано с обязанностью уважать права и свободы других лиц, законы государства, общественную безо­пасность, здоровье и мораль общества.

Политические права связаны с обладанием гражданством го­сударства и в отличие от личных прав, адресованных в консти­туциях каждому, принадлежат только гражданам. Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни обще­ства, в управлении государством. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин как индивид уча­ствует в осуществлении государственной политической власти. Применительно к политическим правам правосубъектность в полном объеме наступает с 18 лет.

Наиболее общим правом этого вида является право участво­вать в управлении делами государства (см., например, ст. 32 Конституции РФ). Данное право реализуется как непосредствен­но, так и в иных формах.

Формами непосредственного осуществления гражданами го­сударственной политической власти являются: референдумы, всенародное голосование по вопросам государственности и ме­стной жизни, все виды участия в выборах в органы государст­венной власти и местного самоуправления.

К формам воздействия граждан на государственную полити­ческую власть всех уровней относятся: влияние избирателей на своих депутатов, выражение общественного мнения по всем во­просам внутренней и внешней политики. Важные средства про­явления активности граждан — обращения (личные и коллек­тивные) в государственные органы и органы местного само­управления по индивидуальным и общественным делам и для защиты своих прав. Граждане имеют равный доступ к государ­ственной службе всех видов. За каждым из них закреплено право на объединение в общественных организациях, включая право создавать политические партии для непосредственного решения государственных проблем, профсоюзы для защиты своих произ­водственных, социальных и других интересов, достижения уста­новленных целей и т.д. Порядок их образования, регистрации уставов определяется законодательством.

Особое место занимает свобода собраний и манифестаций как неограниченная возможность собираться в закрытых поме­щениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями собрания. При этом, как правило, предусмотрен уведомительный порядок проведения собраний, о которых компетентные органы извещаются заранее, с указанием времени, места и тематики (см., например, ст. 31 Конституции РФ).

Права и свободы, входящие в группу социально-экономи­ческих, являются основой всех иных прав и свобод и потому об­разуют особую группу основных прав и свобод человека и гражданина. В их число входят культурные права, которые в силу относительной самостоятельности можно выделить и в отдельную группу. Они принадлежат к таким важным сферам жизни, как собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование, и служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересовI личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие. В Конституции РФ, в ст. 7, закреплены положения, определяющие экономические, социальные и культурные права человека и гражданина. К ним относятся права: на предпринимательскую деятельность (ч. 1 ст. 34); на частную собственность (ст. 35); на землю (ст. 36); на труд в надлежащих условиях и свобода труда (ст. 37); на отдых (ч. 5 ст. 37); на охрану семьи (ст. 38); на социальное обеспечение (ст. 39); на жилище (ст. 40); на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); наI благоприятную окружающую среду (ст. 42); на образование (ст. 43); свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44); пользования учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44).

В Конституции РФ прямо закреплены основные обязанности граждан России: соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15); платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); защищать Отечество (ст. 59); заботиться о детях и нетрудоспособных родителях (ст. 38); заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, бережно относиться к памятникам истории и культуры (ст. 44).

В целом обязанности имеют различную природу. В России кроме названных, вытекающих из принадлежности лица к гражданству нашей страны, связанных с его статусом члена общества, все отрасли права закрепляют круг обязанностей, соответст­вующих другим видам правового статуса личности. Это обязан­ности лица как депутата, как избирателя, как служащего различ­ных органов государственной власти и органов местного само­управления, как обладателя других видов правового статуса (предпринимателя, банкира, работника, служащего, учащегося, обвиняемого, свидетеля и т.п.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конституционные характеристики Российского государства | Система органов государственной власти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.