Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы законодательной власти

Федеральное Собрание РФ — парламент является представи­тельным и законодательным органом России. Федеральное Соб­рание РФ состоит из двух палат — Совета Федерации и Государ­ственной Думы. Состав палат, как и принципы их комплектова­ния, различны.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от законодательного (предста­вительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Федерации. Так как в состав России входит 89 субъек­тов, всего членов Совета Федерации — 178.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин России не моложе 30 лет, обладающий в соответст­вии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Представитель от законодательного (представительного) орга­на государственной власти субъекта Федерации избирается зако­нодательным (представительным) органом государственной вла­сти субъекта Федерации на срок полномочий этого органа. Пред­ставитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Группа депутатов численностью не менее одной трети обще­го числа депутатов законодательного (представительного) орга­на государственной власти субъекта Федерации может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совет Федерации. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации избирается на срок его полномочий.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и пре­кращаются со дня вступления в силу решения об избрании (о назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответ­ственно законодательным (представительным) органом государ­ственной власти или высшим должностным лицом субъекта Фе­дерации. Полномочия члена Совета Федерации могут быть пре­кращены досрочно избравшим (назначившим) его органом госу­дарственной власти субъекта Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение).

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирает­ся сроком на четыре года. Избираются они по различным систе­мам. Одна половина палаты, т.е. 225 депутатов, избирается по одномандатным (один округ— один депутат) избирательным округам (мажоритарная система), другая (также 225 депутатов)— по федеральному избирательному округу пропорцио­нально количеству голосов, поданных за то или иное избира­тельное объединение или избирательный блок (пропорциональ­ная система).

Первые выборы в Государственную Думу проводились 12 декабря 1995 г. на основании специального Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государствен­ной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». К третьим выборам появился новый Закон от 24 июня 1999 г.

Депутатом может быть избран гражданин России, достигший на день голосования 21 года. Не имеет право избирать и быть из­бранным гражданин России, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Выборы депутатов Государственной Думы назначает Прези­дент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за пять месяцев и не позднее чем за четыре месяца до дня голосования. Днем голосования является первое воскре­сенье после дня, когда истекает конституционный срок, на кото­рый была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Вы­боры считаются состоявшимися, если в них приняло участие 25% избирателей.

Для проведения выборов депутатов Государственной Думы, избираемых по одномандатным избирательным округам, на тер­ритории России образуются 225 одномандатных избирательных округов на основании представленных в ЦИК исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации данных о числе избирателей.

Одномандатные избирательные округа образуются с соблю­дением следующих требований:

• должно соблюдаться примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их тер­риториях избирателей. Отклонение от средней нормы в пределах одного субъекта Федерации должно быть не более 10%, а в отда­ленных местностях — не более 15%;

• не допускается образование округа из территорий двух и более субъектов Федерации;

• на территории каждого субъекта Федерации должно быть об­разовано не менее одного одномандатного избирательного округа;

• при образовании округов внутри субъектов Федерации должны учитываться его административно-территориальное устройство, границы муниципальных образований.

ЦИК на основании имеющихся данных об избирателях раз­рабатывает схему образования одномандатных округов, которая утверждается федеральным законом. Этот закон должен быть опубликован не позднее чем за 100 дней до дня голосования.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. При образовании участков должны быть соблюдены два требования: 1) на территории каж­дого избирательного участка может быть зарегистрировано не более 3000 избирателей; 2) недопустимо пересечение границ из­бирательных округов границами избирательных участков.

Подготовку и проведение выборов депутатов Государствен­ной Думы обеспечивают ЦИК, избирательные комиссии субъек­тов Федерации, окружные, территориальные (районные, город­ские и др.) и участковые избирательные комиссии.

Право выдвигать кандидата или свою кандидатуру по одно­мандатному избирательному округу принадлежит:

• избирателям данного округа;

• гражданину в порядке самовыдвижения;

• избирательным объединениям или блокам. Избирательным объединением признается общефедеральное

политическое общественное объединение (политическая партия, политическое движение), которое создано и зарегистрировано в Минюсте России не позднее чем за один год до дня голосования. Избирательные блоки образуются добровольно на период прове­дения выборов депутатов Государственной Думы не менее чем двумя общественными объединениями. Избирательные блоки регистрируются в ЦИК.

Федеральный список кандидатов в депутаты Государствен­ной Думы для баллотирования на выборах по федеральному из­бирательному округу выдвигается избирательным объединением на съезде (конференции) избирательного объединения. Решение об этом принимается тайным голосованием. Общее число кан­дидатур не должно превышать 225 человек. Все кандидаты об­ладают равными правами и несут равные обязанности.

После получения от ЦИК заверенных копий выдвинутых кандидатов начинается сбор подписей в их поддержку. В одно­мандатных избирательных округах в поддержку каждого канди­дата необходимо получить не менее 1% общего числа избирате­лей, зарегистрированных на территории соответствующего из­бирательного округа. Избирательное объединение или блок, вы­двинувшие федеральный список кандидатур, обязаны собрать в его поддержку не менее 200 тыс. подписей избирателей. При этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 14 тыс. из необходимого для регистрации количества подписей. В случае проведения досрочных выборов число подписей со­кращается наполовину.

Вместо сбора подписей можно внести избирательный залог. Залог вносится на специальный счет ЦИК или избирательной ко­миссии субъекта Федерации. Залог для кандидата в депутаты Го­сударственной Думы составляет 1000 МРОТ, а для избирательно­го объединения или блока — 25 000. Залог вносится не ранее чем за 85 дней и не позднее чем за 55 дней до дня голосования.

Если кандидат в депутаты Государственной Думы набрал по ре­зультатам голосования не менее 5% голосов избирателей общего числа избирателей либо избран в федеральный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением или блоком, и набрал не менее 3%, то избирательный залог возвращается в избирательный фонд кандидата, блока. Но если эти условия не выполнены, залог не подлежит возврату и перечисляется соответствующей избиратель­ной комиссией в доход федерального бюджета.

Кандидат, избирательное объединение, блок, которым воз­вращен залог, в течение десяти рабочих дней со дня его поступ­ления возвращают средства тем гражданам и юридическим ли­цам, от которых они были получены.

После регистрации все кандидаты приобретают права, необхо­димые им для ведения предвыборной компании (освобождаются от работы с компенсацией, бесплатно пользуются транспортом и др.) Кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подверг­нут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора РФ.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кан­дидата, федерального списка кандидатов и прекращается в 0 ч по местному времени за сутки до дня голосования. В день голосо­вания и предшествующий ему день любая предвыборная агита­ция запрещена.

Расходы на подготовку и проведение выборов депутатов Го­сударственной Думы производятся за счет средств федерального бюджета. Кандидаты в депутаты и избирательные объединения и блоки формируют собственные избирательные фонды для фи­нансирования предвыборной агитации.

Подсчет голосов производит участковая избирательная комис­сия, которая передает протокол в вышестоящую комиссию, и так — до ЦИК, которая устанавливает и объявляет о результатах выборов.

Избранным по одномандатному округу признается кандидат, который получил наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Распределение депутатских мандатов по федеральному избира­тельному округу по федеральным спискам осуществляется между теми партиями и движениями, которые набрали 5% и более голосов избирателей, пришедших на выборы. Они получают депутатские мандаты в Государственную Думу пропорционально числу полу­ченных голосов. Внутри списка мандаты получают прежде всего те кандидаты, фамилии которых занимают верхние строчки.

Внутренняя организация палат. Регламенты. Федеральное Собрание РФ является постоянно действующим органом. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания открытые. Палаты могут собираться совместно в случаях: 1) заслу­шивания послания Президента РФ; 2) заслушивания посланий Конституционного Суда РФ; 3) выступлений руководителей иностран­ных государств; 4) принесения Президентом РФ народу присяги.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя и его заместителей. Государственная Дума также избирает из своего состава Председателя и его заместителей. Конкретный порядок избрания руководителей установлен в регламенте каждой палаты.

Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комите­ты и комиссии. В настоящее время в Государственной Думе 28 комитетов. В Совете Федерации число комитетов значительно меньше, но их названия близки аналогичным по предмету веде­ния комитетам Государственной Думы. В Совете Федерации всего 11 комитетов.

Государственная Дума и Совет Федерации могут сами при­нимать решения о ликвидации, реорганизации отдельных коми­тетов либо образовании новых. Комитеты могут создавать под­комитеты. Каждый комитет имеет утвержденную Регламентом компетенцию.

В отличие от Совета Федерации в Государственной Думе создаются депутатские объединения: фракции и группы. Фрак­циями являются депутатские объединения, сформированные на основе избирательного объединения, прошедшего в Государст­венную Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам. Не вошедшие во фрак­ции депутаты могут образовывать группы, причем их числен­ность не может быть менее 35 депутатов. Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении.

В Государственной Думе создается Совет Думы, в состав ко­торого входит Председатель, руководители фракций и депутат­ских групп.

Внутренняя структура и организация деятельности палат Фе­дерального Собрания РФ определяется Регламентом.

К компетенции Совета Федерации относятся:

• назначение на должность всех высших должностных лиц государства, которые представляют судебную власть: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Ар­битражного Суда РФ и Генерального прокурора РФ;

• назначение на должность и освобождение от должности за­местителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов;

• утверждение изменения границ между субъектами Федерации;

• утверждение указа Президента РФ о введении военного по­ложения;

• решение вопроса о возможности использования Вооружен­ных Сил РФ за пределами территории России;

• назначение выборов Президента РФ;

• отрешение Президента РФ от должности.

К компетенции Государственной Думы относятся:

• дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

• решение вопроса о доверии Правительству РФ;

• назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России;

• назначение на должность и освобождение от должности Пред­седателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов;

• назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

• объявление амнистии;

• выдвижение обвинения против Президента РФ для отреше­ния его от должности.

Постановления Совета Федерации и Государственной Думы по вопросам своей компетенции принимаются большинством голосов общего числа членов соответствующей палаты, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конституционный статус Президента РФ | Особенности конституционного статуса Правительства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.