КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовой статус субъектов административно-правовых отношений 2.2.1. Административно-правовой статус гражданинаАдминистративно-правовой статус человека и гражданина — эго комплекс прав и обязанностей личности в административно-правовых отношениях. Такие отношения возникают у человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного права: органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами и их должностными лицами, судами. Граждане как участники административных правоотношений выступают в качестве частных лиц, т.е. реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных или негосударственных организаций или их должностных лиц. Поэтому административные правоотношения между гражданами, с одной стороны, обладающими правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, и с другой — соответствующим органом (должностным лицом), наделенным государственно-властными полномочиями, могут складываться в связи с: • реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав в сфере исполнительной власти; • выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере исполнительной власти; • нарушением гражданами своих правовых обязанностей в этой сфере; • нарушением органами исполнительной власти или их должностными лицами прав и законных интересов граждан. Основные права и обязанности граждан России в сфере исполнительной власти являются частью комплекса прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Конституции РФ и конкретизированных в законах и других правовых актах. Так, согласно ст. 32 Конституции РФ граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; имеют равный доступ к государственной службе. Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная право- и дееспособность. Под административной правоспособностью понимается фактическая, обеспеченная государством возможность иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Граждане обладают равным объемом административной правоспособности в хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферах. Однако она может быть частично или временно ограничена в случаях и в порядке, определенных законодательством. Например, согласно Федеральному закону от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не все граждане по состоянию здоровья могут быть зачислены на действительную срочную военную службу (ст. 16). Статьей 3.2 КоАП предусмотрено наказание в виде лишения гражданина специального права, например права управления транспортными средствами. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» предусматривает возможность введения чрезвычайного положения, правовой режим которого выражается в возможности ограничения некоторых прав и свобод граждан с указанием предела и срока их действия. Административная правоспособность является необходимым условием административной дееспособности, под которой понимается способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Административная дееспособность, как правило, возникает по достижении гражданином 18 лет, в ряде случаев — раньше, в частности с 16 лет. Граждане, как правило, обладают равной административной дееспособностью. Однако по состоянию здоровья (психическое расстройство, слабоумие) некоторые из них могут быть признаны частично или полностью недееспособными. Так, в соответствии со ст. 2.8 КоАП не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Дееспособные граждане могут осуществлять субъективные права и обязанности, вступив в конкретные административные правоотношения, и быть стороной, обязанной выполнять требования, исходящие от органов исполнительной власти, или реализующей принадлежащие ей права. Конкретные административные правоотношения возникают как по собственной инициативе граждан, так и в порядке одностороннего волеизъявления другой стороны, наделенной конкретными полномочиями. Иностранные граждане и лица без гражданства при нахождении на территории России пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором России (ст. 62 Конституции РФ). Иностранным гражданам, в том числе учащимся и студентам российских образовательных учреждений, гарантируются предусмотренные законом права и свободы, включая право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и других прав. Это относится и к гражданам стран СНГ. В то же время объем административной правосубъектности них лиц несколько ^же, чем правосубъектность граждан России. Они не могут занимать государственные должности, а также заниматься деятельностью, которая связана с принадлежностью к гражданству России. В отношении этих лиц допускаются ограничения в передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для обеспечения безопасности. На иностранных граждан не распространяется законодательство о воинской обязанности и военной службе. Иностранные граждане, прибывшие в Россию на постоянное проживание, обязаны получить вид на жительство и в установленный срок зарегистрироваться (прописаться). За проживание без документов на право жительства в России или проживание но недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации (прописки) либо передвижения и выбораместа жительства, уклонение от выезда по истечении определенного срока пребывания, а также за несоблюдение правил транзитного проезда через территорию России к ним могут быть применены меры административного взыскания. В определенных случаях иностранный гражданин может быть выдворен из России. Не подпадают под юрисдикцию России иностранные граждане, которые в соответствии с законодательством России и международными договорами пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |