Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и правосубъектность государственных служащих и должностных лиц

Административно-правовой статус государственных служащих

Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномо­чиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимо­сти от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Воо­руженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работни­ки иных организаций, а также лица, осуществляющие предприни­мательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Должностные лица делятся на руководителей и представите­лей власти. Первые обладают линейной властью в отношении подчиненных, круг которых строго определен, вторые — власт­ными полномочиями публичного характера, распорядительной властью в отношении многих физических и юридических лиц, организационно им не подчиненных. Представители власти об­ладают функциональной властью вне рамок организаций, в ко­торых они работают, и в отношении граждан и юридических лиц, которые не являются, например, их клиентами. Нередко руководители (органов внутренних дел, государственных ин­спекций и др.) также наделены правами представителей власти.

Государственная должность — должность в федеральных орга­нах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ (далее — государ­ственные органы), с установленным кругом обязанностей по ис­полнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполне­ние этих обязанностей (ст. 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Россий­ской Федерации»).

Государственные должности подразделяются на должности:

• устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными закона­ми (государственные должности России), конституциями, уста­вами субъектов Федерации (государственные должности субъек­тов Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президента РФ, Председателя Прави­тельства РФ, Председателей палат Федерального Собрания РФ, руководителей органов законодательной и исполнительной вла­сти субъектов Федерации, депутатов, министров, судей и др.) — государственные должности категории «А»;

• учреждаемые в установленном законодательством порядке, для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», — государствен­ные должности категории «Б».

• учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий— государственные должности категории «В».

Государственные должности категории «А» можно назвать политико-судебными, «Б» — патронатными, «В» — администра­тивными.

Существует шесть видов должностей: 1) должности в госу­дарственных предприятиях, учреждениях; 2) должности в строе­вых подразделениях (вооруженных формированиях); 3) должно­сти технических исполнителей в органах государственной вла­сти; 4) государственные должности категории «А»; 5) государст­венные должности категории «Б»; 6) государственные должно­сти категории «В».

Государственные должности, как правило, учреждаются актами органов государственной власти, некоторые из категории «А» пре­дусмотрены Конституцией РФ, возникли на основе референдума.

Государственные должности включены в Реестр государствен­ных должностей России или субъектов Федерации. Он состоит из перечня политических должностей (категории «А») и Реестра госу­дарственных должностей государственной службы (категорий «Б» и «В»). Реестр государственных должностей государственной службы России утверждается Президентом РФ. В него включены должности патронатные и административные (категорий «Б» и «В»), классифицированные по группам. Реестры государственных должностей государственной службы субъектов Федерации утвер­ждаются их законами или актами глав исполнительной власти.

Таким образом, государственная должность характеризуется следующими признаками. Это:

• часть организационной структуры органа государственной власти;

• закрепленный правовыми актами устойчивый комплекс обязанностей и прав, связанный с осуществлением государст­венных функций и рассчитанный на одного человека;

• установлена актом государственного органа;

• внесена в Реестр государственных должностей. Государственным служащим является гражданин России, испол­няющий в установленном законом порядке обязанности по госу­дарственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Феде­рации (ст. 3 Закона об основах государственной службы).

Государственный служащий занимает государственную должность и в установленном порядке использует соответст­вующие права, реализует должностные полномочия, выполняет государственные функции. За свою службу он регулярно полу­чает денежное вознаграждение в заранее определенном размере.

Под государственной службой понимается профессиональ­ная деятельность лиц, замещающих государственные должности категорий «Б» и «В», по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Будучи разновидностью службы вообще и обладая всеми ее признаками (информационное содержание, деятельность за возна­граждение, в чужих интересах и т.д.), государственная служба имеет ряд специфических признаков. Во-первых, это деятельность лиц, замещающих патронатные и административные (категории «Б» и «В») государственные должности, а также служащих строе­вых подразделений (вооруженных формирований). Деятельность служащих государственных предприятий, учреждений и техниче­ских исполнителей в государственных органах официально не считается государственной службой, как и деятельность Прези­дента РФ, министров, губернаторов, судей и иных лиц, замещаю­щих государственные должности категории «А».

Во-вторых, содержанием государственной службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, оборона страны, охрана правопорядка. Государственные служа­щие выполняют государственные функции. Государственную службу закон связывает с исполнением полномочий, а значит, с осуществлением исполнительной власти.

В-третьих, государственная служба содержится за счет бюд­жетного финансирования. Задачи, стоящие перед государством, решают государственные служащие. В своей работе они исполь­зуют определенные технические средства, но в основном их дос­тижения, эффективность деятельности зависят от организации труда, умения, добросовестности, активности.

Принципы государственной службы:

• верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инст­рукциями при исполнении государственными служащими долж­ностных обязанностей и обеспечении их прав;

• приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непо­средственное действие, обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

• единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Россией и субъектами Федерации;

• разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;

• равный доступ граждан к государственной службе в соот­ветствии со способностями и профессиональной подготовкой;

• обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и их ру­ководителями;

• единство основных требований, предъявляемых к государ­ственной службе;

• профессионализм и компетентность государственных слу­жащих;

• гласность в осуществлении государственной службы;

• ответственность государственных служащих за подготавли­ваемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадле­жащее исполнение своих должностных обязанностей;

• внепартийность государственной службы; отделение рели­гиозных объединений от государства;

• стабильность кадров государственных служащих в государ­ственных органах.

Существует два типа государственной службы: федеральная, находящаяся в ведении России, и субъектов Федерации, находя­щаяся в их ведении.

Федеральная государственная служба по правовому положе­нию служащих подразделяется на гражданскую и милитаризо­ванную. На гражданскую службу принимаются лица, достигшие 18 лет, их личные права регламентируются в основном трудовым правом, они вправе создавать профсоюзы и быть их членами.

Существуют два рода государственной гражданской служ­бы— общегражданская и специальная. Специальными видами гражданской службы являются дипломатическая, в органах про­куратуры, налоговых инспекциях и др. Особенность специаль­ной службы состоит в том, что она регулируется специальными, распространяющими свое действие только на нее нормативными актами, основана на более широком единоначалии, на более строгой дисциплине. Соответствующие служащие имеют фор­менную одежду, персональные звания, чины, ранги.

Родовые разновидности милитаризованной службы: военная и военизированная (не военная). Военная служба делится на службу в Вооруженных Силах РФ, пограничных войсках ФПС России, внутренних войсках МВД России и др., а также в воору­женных формированиях, в органах государственной власти, в государственных учреждениях; военизированная служба— в милиции, в военизированных пожарных частях (внутренняя служба), в таможенных органах, судебных приставов, в конвой­ной охране, в налоговой полиции, в военизированной охране МПС России, в военизированных спасательных частях и др.

В зависимости от вида государственной власти государст­венные служащие делятся на работающих в представительных органах; судебных органах; органах исполнительной власти; строевых частях; иных органах (Администрации Президента РФ, Центральной избирательной комиссии, Банке России, Генераль­ной прокуратуре РФ, Счетной палате РФ, аппаратах уполномо­ченных по правам человека и др.). В зависимости от того, в ка­ких организациях служат, а значит, что делают государственные служащие, можно различать служащих: 1) органов государст­венной власти; 2) строевых подразделений; 3) направленных на работу в учреждения, на предприятия, а также приравненных по статусу к государственным служащим.

Правовой статус государственных служащих:

• их права и обязанности устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на госу­дарственной службе;

• деятельность государственных служащих подчинена осуще­ствлению задач, возложенных на соответствующий орган, и но­сит официальный характер;

• служебные права и обязанности государственных служащих обладают единством: их права одновременно являются обязан­ностями, и наоборот;

• осуществление служащими служебных прав и обязанностей гарантируется законодательством;

• законные предписания и требования государственных слу­жащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы;

• они имеют право на продвижение по службе;

• предусмотрены ограничения их общегражданских прав в целях эффективности служебной деятельности;

• для них предусмотрены определенные льготы, а также по­вышенная ответственность за совершенные ими правонарушения.

Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же, как и у других граждан, гражданские права и свободы могут быть ограничены законом.

Многочисленные обязанности государственных служащих можно классифицировать на:

1) общеслужебные, которые связаны с выполнением служеб­ного долга. Служащий обязан:

• обеспечивать поддержку конституционного строя и соблю­дение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и за­конов субъектов Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;

• добросовестно исполнять должностные обязанности;

• обеспечивать соблюдение и защиту прав и интересов граждан;

• исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

• в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных организа­ций, а также предприятий, учреждений, организаций, государст­венных органов и органов местного самоуправления и прини­мать по ним решения;

• соблюдать установленные в государственном органе прави­ла внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

• поддерживать уровень квалификации, достаточный для ис­полнения своих должностных обязанностей;

• хранить государственную и иную охраняемую законом тай­ну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с ис­полнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан;

• бережно относиться к государственной собственности и природным ресурсам;

2) профессиональные;

3) должностные, связанные с занимаемыми ими должностями;

4) ограничения. Это запреты совершать определенную дея­тельность, они осуществляются, как правило, путем бездействия. Они ограничивают конституционные права граждан России, что необходимо для обеспечения четкой работы государственных служащих, предотвращения злоупотреблений властью, повыше­ния доверия к ним граждан. Государственный служащий не вправе (ст. 11 Закона об основах государственной службы):

• заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме пе­дагогической, научной и иной творческой деятельности;

• заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

• состоять членом органа управления коммерческой органи­зации, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральными законами и зако­нами субъектов Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

• быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государст­венной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

• использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

• получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

• получать от физических и юридических лиц вознагражде­ния (подарки, денежное вознаграждение и т.д.), связанные с ис­полнением должностных обязанностей, в том числе после выхо­да на пенсию;

• выезжать в служебные командировки за границу за счет фи­зических и юридических лиц;

• быть депутатом законодательных органов России, субъек­тов Федерации, органов местного самоуправления.

• принимать без разрешения Президента РФ награды, почет­ные и специальные звания иностранных государств, междуна­родных и иностранных организаций;

• принимать участие в забастовках;

использовать свое служебное положение в интересах поли­тических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических пар­тий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Особым видом ограничений является обязанность служащего не владеть, а передавать в доверительное управление под гаран­тию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в устав­ном капитале коммерческих организаций, а также ежегодно представлять в органы государственной службы сведения о по­лученных им доходах и имуществе, принадлежащем на праве собственности, являющиеся объектом налогообложения.

Права государственного служащего делятся на служебные и личные. Служебные связаны с выполнением должностных обя­занностей, их принято называть полномочиями. Существуют общеслужебные, профессиональные, должностные полномочия.

К общеслужебным относятся полномочия, которые имеет каждый государственный служащий (см. ст. 9 Закона об основах государственной службы), а именно:

• знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности госу­дарственной службы, критериями оценки качества работы и ус­ловиями продвижения по службе, а также с организационно-техническими условиями, необходимыми для исполнения им должностных обязанностей;

• получать в установленном порядке информацию и материа­лы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

• посещать в установленном порядке для исполнения должно­стных обязанностей юридические лица любой формы собственно­сти;

• принимать решения и участвовать в их подготовке в соот­ветствии с должностными обязанностями;

• вносить предложения по совершенствованию государствен­ной службы в любые инстанции.

Выделение профессиональных прав государственных служа­щих вызвано спецификой выполняемой деятельности и прежде всего теми обязанностями, которые на них возложены.

Разнообразие должностных прав (принимать на работу, рас­пределять средства, штрафовать и т.д.) обусловлено разнообра­зием должностей и должностных обязанностей.

Личные права призваны косвенно обеспечивать эффективную деятельность служащего, заинтересовывая его в получении пре­мий, в продвижении по службе и т.п. В этой группе прав можно выделить те, которые связаны с карьерой служащего, с реализа­цией его прав на материальное обеспечение, отдых и защиту.

С карьерой связаны следующие права: а) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы; б) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации; в) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета.

Подгруппа прав служащего на материальное обеспечение и отдых включает права на денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами. Денежное содержание состоит из должностного оклада, надбавок к нему за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы.

Эта подгруппа включает также право на ежегодный оплачи­ваемый отпуск (не менее 30 дней). Кроме того, за выслугу лет предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск. В соот­ветствии с Положением о федеральной государственной службе федеральному государственному служащему сверх ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляется дополнительный опла­чиваемый отпуск при стаже государственной службы: от пяти до десяти лет — пять календарных дней, от десяти до 15 лет — де­сять и свыше 15 лет — 15 календарных дней.

В эту же подгруппу входит обязательность получения согла­сия служащего на перевод на другую государственную долж­ность государственной службы, за исключением случаев, преду­смотренных федеральным законом; медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода на пенсию; пенси­онное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи в случае смерти государственного служащего, на­ступившей в связи с исполнением им должностных обязанно­стей; обязательное государственное страхование на случай при­чинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей; обязательное государственное соци­альное страхование на случай заболевания или потери трудоспо­собности в период прохождения им государственной службы. Кроме того, служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляются жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов. Ему возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи со служебными командировками, с прие­мом на государственную службу, переводом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую ме­стность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.

Для защиты своих прав и законных интересов государствен­ный служащий может использовать права (подгруппа прав на защиту) на:

• ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до вне­сения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объ­яснений;

• проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

• объединение в профсоюзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

• обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификацион­ных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выдан­ных характеристик, несоблюдения гарантий правовой и соци­альной защиты, увольнения с государственной службы;

• защиту его и членов семьи от насилия, угроз, других непра­вомерных действий в связи с исполнением им должностных обя­занностей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Административно-правовой статус общественных объединений, органов исполнительной власти | Понятие и правовой статус муниципального служащего
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.