Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление менеджмента

Датой возникновения менеджмента принято считать 1911 г., когда вышла в свет книга Фредерика У.Тейлора “Принципы научного управления”. Именно Тейлор использовал термин “менеджмент” для обозначения нового научного направления. Основные положения этой теории изложены в любом учебнике по управлению.

Важно, что Ф.Тейлор рассматривал работника как своеобразную “живую” машину, которую важно научиться правильно отладить. Он считал, что правильная (научно обоснованная) организация рабочего места, автоматически приведет к росту эффективности работы организации в целом. Взамен интуиции отдельного руководителя он предложил метод (метод изучения затрат рабочего времени, организации рабочего места, построения заработной платы).

Идеи Ф.Тейлора получили широкое признание в США. К 1940 г. примерно 90% индустриальных предприятий этой страны в той или иной мере использовали его систему.

В 1916 г. во Франции вышла книга Анри Файоля, также посвященная вопросам управления. В ней основной акцент был сделан не на рабочих, а на руководителя. Автор считал, что правильная организация работы каждого руководителя является залогом успеха организации в целом. Поэтому он подверг анализу работу руководителя, выделил в ней пять повторяющихся в определенной логической последовательности видов деятельности (функций), подчеркнул общий характер работы по управлению, не зависящий от особенностей технологии. (см. учебник)

Для выделения различных направлений, возникших в рамках одной науки, был введен термин “школа”.

Направление Ф.Тейлора стало называться научной школой управления, а А.Файоля – классической или административной школой.

В конце 40-х гг. в США получает признание школа человеческих отношений, возникшей в результате Хоуторнского эксперимента (подробнее см. учебник). Выводы этой школы в корне отличались от положений научной школы, так как делали акцент на систему взаимоотношений людей в процессе производства; человек рассматривался уже не как машина, а как социальное существо, которому присущи интерес к работе и трудовой энтузиазм.

Позже в рамках этой школы были разработаны все основные теории мотивации, было введено в научный оборот понятие “человеческий фактор”.

Еще одна школа сформировалась в 50-е гг., но получила признание в 60-е благодаря развитию ЭВМ. Ее становление связано с использованием различных разделов математики для решения различных управленческих задач. Первоначально она стала называться школа науки управления, а в дальнейшем во избежание путаницы со школой научного управления, ее стали называть “количественный подход”, или новая школа.

Таким образом, XX в. открыл дорогу самым различным экспериментам в сфере управления, что вызвало к жизни широкий спектр научных направлений (школ), возникших в рамках одной науки.

Систематизировать эти научные школы решил профессор Нью-Йоркского университета Питер Друкер (P. Drucker), которого можно считать отцом современного рационального менеджмента. Он доказал исключительную важность роли менеджеров в развитии не только бизнеса, но и общества в целом, сформулировал концепцию управления по целям и обосновал необходимость перехода от единоличного управления к командному; от централизованного к децентрализованному.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение. Роль структура курса | Методологические основы менеджмента: законы, принципы и функции управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.