Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие понятия информации и информационного обмена

Система информационного обеспечения управления

 

Управление можно рассматривать как информационный процесс. Любого типа упорядоченность возникает в результате какого-то воз­действия окружающей среды на систему. Последняя, приспосаблива­ясь к изменяющимся условиям, накапливает полезную для себя ин­формацию, повышает уровень организации. По существу, вся содержа­щаяся в системе структурная информация вводится внешней средой, и изменение системы (ее саморазвитие) обусловлено в основном дли­тельным влиянием ее факторов.

Таким образом, структуру процесса управления можно рассматри­вать как связанную, внутреннюю информацию, которая возникает во втором его контуре (рис. 16.1) в результате циркуляции оперативной информации.

Рис. 16.1. Структура процесса управления

 

Для представления управления в виде информационного процесса рассмотрим его основные объекты — информацию, информационные процессы и технологии, на базе которых и создаются различные ин­формационные системы (см. рис. 16.1, а — г).

Основным объектом процесса управления является информация. Хотя она представляет общенаучную (философскую) категорию, строгого определения понятия этого феномена не существует. Поня­тие «информация» условно подразделяется на четыре составляю­щих:

1) содержательное понимание;

2) формализованные модели (мера разнообразия);

3) теория познания и отражения;

4) учет связи информации со свойствами материи.

Информационный процесс — это реализация определенного ин­формационного взаимодействия. Последнее представляет собой фун­даментальную категорию, отражающую процессы воздействия различ­ных объектов друг на друга.

Академик Н.А. Кузнецов определяет информационное взаимодей­ствие, как взаимодействие объектов, приводящее к изменению знаний хотя бы одного из них. Для его описания он вводит шесть уровней (ас­пектов) представления и обработки информации: физический, сиг­нальный, лингвистический, семантический, коллективного поведения, воспроизводства и эволюции.

Информационные технологии это последовательность действий по преобразованию информационных ресурсов в информационные продукты. Различают следующие технологии: инфраструктурные, ра­боты с данными, совместной работы, бизнес-приложений, интернет-технологии и др.

Информационные технологии реализуются в информационных системах, которые можно описать функциональной структурой и с помощью информационного, технического, алгоритмического, про­граммного, организационного обеспечений.

 

Семиотика и ее разделы

 

Информационное взаимодействие между системами осуществляет­ся посредством сигналов — физических процессов, переносящих ин­формацию, которая чаще всего представлена в виде символов, знаков или звуков. С их помощью одна система воздействует на другую. На­ука о знаках и знаковых системах в природе и обществе называется семиотикой. Она рассматривает различные аспекты информационно­го взаимодействия систем и состоит из трех частей — синтактики, семантики и прагматики.

Синтактика изучает структуру знаков и отношений между ними с точки зрения синтаксиса независимо от того, что они отражают и кам воспринимаются адресатом. Синтактический анализ — обработка текста на естественном языке, цель которой заключается в получении синтактического представления текста, в частности его синтаксической структуры.

Семантика исследует содержательные отношения между знаками и обозначаемыми ими объектами, общие закономерности построения любых знаковых систем, рассматриваемых в синтактике. Различают се­мантику логическую и структурную. Логическая семантика изучает знаковые системы как средства выражения смысла, установление за­висимости между структурой знакосочетаний и их выразительными возможностями. Структурная семантика — раздел структурной линг­вистики, посвященный описанию смысла языковых выражений и опе­раций над ним.

Семантический анализ — это совокупность операций, служащих для представления смысла текста на естественном языке в виде запи­си на некотором формализованном семантическом (смысловом) язы­ке. Такой анализ моделирует процесс понимания текста человеком.

Прагматика изучает восприятие осмысленных выражений знако­вой системы в соответствии с разрешающими способностями воспри­нимающего. Теоретическая прагматика рассматривает некоторые гипо­тезы о свойствах и строении интеллекта, которые формулируются на основе данных нейрофизиологии, экспериментальной психологии, бионики, теории персептронов и т.д. Прикладная прагматика включает в себя исследования, связанные с эмпирическим анализом понимания людьми различных языковых выражений, изучением ритмики и сти­хосложения, а также разработкой информационно-поисковых систем. Таким образом, выделяются три уровня рассмотрения любого инфор­мационного сообщения, т.е. три уровня абстрагирования от особеннос­тей конкретных актов обмена информацией. На прагматическом уровне для выявления полезности информации рассматривают все элемен­ты информационного обмена. На семантическом уровне конечной целью изучения является смысловое значение сообщения, его адекватность описываемым объектам независимо от получателя информации. Наибо­лее узким является синтактический уровень, так как представляет изу­чение только самих знаков и соотношений между ними.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Контроль эффективности управления | Коммуникационные сети организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.