Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. В настоящее время не существует ни одного участка общественной жизни, который так или иначе не был бы связан с процессом транспортирования

В настоящее время не существует ни одного участка общественной жизни, который так или иначе не был бы связан с процессом транспортирования. В этом процессе прямо или опосредствовано вовлекаются соответствующие средства, методы, формы, принципы и правила поведения, которые порождают транспортные общественные отношения. Для того, чтобы приобрести определенный смысл, эти отношения необходимо урегулировать. Одним из основных направлений урегулирования транспортных общественных отношений является воздействие на них норм права, которые аккумулированы в одну из отраслей системы национального права Украины – Транспортное право.

Транспортное право как отрасль права– это совокупность юридических норм и правовых институтов, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией и деятельностью транспорта по обеспечению внутренних и внешних транспортно-экономических связей и потребностей населения в перевозках.

В настоящее время определение понятия транспортного права – вопрос дискуссионный. В юридической науке имеют место два взгляда на данный вопрос. Одни авторы отрицают существование транспортного права как самостоятельной отрасли права, ссылаясь при этом на особенности транспортного права, которое объединяет в себе властно-организационные отношения административно-правового характера и имущественные отношения гражданско-правового характера, а важнейший раздел транспортного права – договор перевозки являет собой институт гражданского права. По их мнению, такое объединение не является основанием для обособления транспортного права в самостоятельную отрасль.

Другие авторы в категоричной форме утверждают, что транспортное право является самостоятельной правовой отраслью, которая возникла в результате объединения тех или иных принципов прикладных и отраслевых юридических наук.

Традиционно сложилось разделение отраслей права по предмету и методу правового регулирования, причем появление новой отрасли права, возможно, лишь при условии определения общих положений, которые отражают единые принципы и методы регулирования общественных отношений, характерных только для этой отрасли права.

 

Характеризуя транспортное право Украины как отдельную отрасль права, можно указать на то, что оно имеет такие черты:

во-первых, наличие значительного массива кодифицированных актов и высокий уровень систематизации транспортного законодательства;

во-вторых, с принятием единого комплексного законодательного акта– ЗУ «О транспорте» от 10.11.94 г., практически окончательно урегулированы вопросы о землях транспорта, порядок их отвода, использования и охраны, что нашло свое закрепление в Земельном кодексе Украины;

в-третьих, наличие специфических признаков в правоотношениях, которые регулируются нормами транспортного права. Специфичность правоотношений состоит в соблюдении прав и обязанностей не только органами и должностными лицами транспортных предприятий, но и другими субъектами, которые пользуются транспортом;

в-четвертых, одним из специфических признаков можно указать на трудовые правоотношения на транспорте. Построены они в целом на нормах трудового права, но в то же время имеют определенные особенности: в отношениях в большинстве используется метод субординации, которому характерно централизованное императивное регулирование отношений сверху до низу (используется униформа, знаки различия, иные атрибуты власти).

В-пятых, в транспортном праве имеют место присущие только ему правовые нормы. Например, определена целая группа категорий: железнодорожный транспорт, транзит грузов, судно, капитан порта, грузовые операции и др. – которая определяется и регулируется исключительно нормами транспортного права.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 1. Система, функции и принципы транспортного права | Предмет правового регулирования- это совокупность качественно однородных отношений определенной сферы общественной жизни, урегулированных правовыми нормами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.