Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4. Управление транспортом – это целенаправленная деятельность соответствующих органов по выполнению задач и функций в пределах компетенции

Управление транспортом – это целенаправленная деятельность соответствующих органов по выполнению задач и функций в пределах компетенции, определенной нормативными актами. Если функции раскрывают основные направления деятельности и целенаправленного воздействия на объекты управления транспортом, то формы управления указывают на пути осуществления такого воздействия: как и каким путем возможно достигнуть поставленные задачи.

Формы управленческой деятельности зависят от характера отношений в сфере управления, а также объема и содержания компетенции органа управления. Каждый орган управления или должностное лицо наделен определенной компетенцией, которая предоставляет возможность выбирать варианты поведения в зависимости от конкретной ситуации, т.е. определить содержание управленческой деятельности в той или иной форме. Примером таких действий могут быть: издание акта управления, проведение совещания, назначение ревизии, осуществление контроля и другие формы осуществления управленческой деятельности. Эти действия предусмотрены и до определенной степени регламентированы нормами права. Например, Законом Украины «О дорожном движении» закреплено положение, в соответствии с которым к компетенции Кабинета Министров Украины отнесено: подготовка проектов законов и других нормативных актов по вопросам дорожного движения и его безопасности, а также ответственность за их нарушение на территории Украины; контроль за соблюдением законодательства о дорожном движении; определение единого порядка организации дорожного движения и его безопасности; установление единых требований к конструкциям и техническому состоянию транспортных средств, которые эксплуатируются в Украине и т.п.

В юридической литературе общепринятой классификации видов форм управления транспортом нет, но наиболее распространенными являются два варианта: 1) в зависимости от юридических последствий; 2) по степени правовой регламентации процесса их применения. Нормотворческая, правоустанавливающая, правоприменительная деятельность органов управления создает существенные юридические последствия, и их реализация имеет большое значение для выполнения поставленных задач. Эта деятельность связана с изданием правовых актов, которые влекут за собой возникновение, изменение или прекращение транспортных отношений и требует четкого юридического выражения и регламентированную процедуру осуществления. Такие формы управленческой деятельности в юридической литературе принято называть юридическими формами, главной особенностью которых является юридическое волеизъявление субъекта управления, присущее государственному управлению, а именно: односторонне-властное, официальное решение управленческого характера.

Однако, значительная часть деятельности не связана с изданием правовых актов и осуществлением юридически значимых действий, не создает прямых юридических последствий. К таким формам деятельности относятся: проведение материально-технических операций (отчеты, справки, представления); осуществление организационных мер (проведение совещаний, консультаций, оказание помощи, обмен опытом и т.п.). Такие формы не создают, не изменяют и не прекращают транспортных правоотношений и в юридической литературе именуются не правовыми формами. Вместе с тем, эти формы могут быть основанием для осуществления действий юридического характера. Например, статистические данные о состоянии безопасности движения могут быть основанием для принятия нормативного акта об ограничении движения на отдельных участках или об установлении более строгой ответственности за нарушение тех или иных правил движения. Т.о., в зависимости от юридических последствий формы управления подразделяются на правовые и не правовые.

По степени правовой регламентации процесса их применения можно выделить такие формы:

- принятие ведущих актов управления транспортом и применение норм транспортного права;

- заключение договоров;

- осуществление организационных мер;

- осуществление материально-технических операций.

Принятие правовых актов управления транспортом является особой формой деятельности органов управления транспортом, направленной на выполнение законов путем установления дополнительных положений (норм права) подзаконного характера, что предусмотрено самими законами. Так, в законах Украины «Об автомобильном транспорте», «О железнодорожном транспорте», Кодексе торгового мореплавания устанавливается, что нормативные документы, которые определяют правила и порядок перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, пользование средствами транспорта, безопасности движения, охраны труда, обеспечения общественного порядка, санитарные нормы и правила на транспорте Украины являются обязательными для всех юридических и физических лиц на территории Украины. Эти положения продублированы Уставом железных дорог, в Положениях о Министерстве транспорта Украины, О Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины и Государственных департаментах других видов транспорта с учетом специфики деятельности отдельных видов транспорта.

Принятие подзаконных нормативных актов осуществляется органами управления в соответствии с их компетенцией. Например: Правила перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты; Технические условия погрузки и крепления грузов утверждаются Минтрансом Украины, а правила пожарной безопасности, санитарные нормы и правила, правила безопасности граждан на транспорте, инструкции по перевозке отдельных видов грузов, инструкции о порядке расследования и учет несчастных случаев непроизводственного характера и другие документы могут утверждаться приказами должностных лиц, соответствующих администраций, департаментов транспорта и даже их структурными подразделениями (железной дорогой, пароходством, портом). С помощью такого нормотворчества конкретизируются и детализируются общие нормы законов, при этом, не изменяя их содержание, но вместе с тем обеспечивая условия реализации требований законов.

Деятельность органов управления транспортом, кроме этого, состоит в применении норм транспортного права – издании индивидуальных актов управленческого характера. Именно с помощью таких актов законы и подзаконные нормативные акты применяются при конкретных обстоятельствах. Они служат основанием возникновения, изменения и прекращения транспортных отношений. Например: приказ начальника железной дороги или уполномоченного им должностного лица о загрузке вагонов сверх плана или вне плана и обеспечение их перевозки. Индивидуальные акты – это правоприменительные акты, обращенные к конкретному лицу, имеющие разовое применение, и особенностью их является то, что они не содержат нормы права, а направлены на реализацию конкретных юридических повелений уполномоченных субъектов (органов) управления транспортом.

Заключение договоров – это особенная специфическая форма деятельности транспортных органов. В настоящее время планирование хозяйственной деятельности на транспорте как форма государственного управления частично утратило актуальность. Вместе с тем, в условиях рыночных отношений усиливается роль договора не только на стадии выполнения, но и на стадии организации и формирования отношений субъектов. Однако, договорные отношения на транспорте имеют некоторую специфику, в частности: данные отношения должны характеризоваться юридическим равенством волеизъявления сторон, а природа транспортно-правовых отношений наряду с равенством сторон предусматривает властные полномочия транспортного органа. Властность полномочий транспортного органа проявляется в том, что форма договора устанавливается Правилами, утвержденными Министерством транспорта Украины. Порядок разработки, срок подачи заявки, утверждение планов и учет выполнения перевозок грузов также устанавливаются Правилами. Определенными полномочиями наделены начальники железнодорожных станций, речных и морских портов, аэропортов. Т.о. договор перевозки хоть и сохраняет гражданско-правовую форму, но по содержанию построенный на основе не всегда свободного волеизъявления сторон, характеризуется наличием в той или иной степени властных полномочий транспортного органа, приобретает новые качества – становится непосредственно транспортным договором.

Осуществление организационных мер – это действия соответствующих органов, не требующие четко определенного юридического оформления. К ним относятся инструктажи, совещания, собрания, предоставление практической помощи по организации процесса перевозок работниками транспорта, а также взаимодействие с грузоотправителями и грузополучателями по вопросам распространения положительного опыта маршрутизации перевозок грузов, проведения контрольных мер рационального использования транспортных средств, их загрузки до полной вместимости и грузоподъемности и т. п.

Осуществление материально-технических операций – также не правовая форма деятельности, не требующая четкого юридического оформления, имеет вспомогательное назначение в обеспечении управленческого процесса на транспорте. К материально-техническим операциям принадлежат: информационная работа, подготовка материалов к изданию нормативных актов, научно-исследовательская работа, статистика и учет, делопроизводство и ведение архивов и т.п.

Методы управления транспортом – это разнообразные способы, приемы и средства, с помощью которых компетентный орган или уполномоченный субъект осуществляет практическое воздействие на поведение управляемого объекта с целью достижения определенного результата. В зависимости от способа воздействия методы управления можно подразделить на следующие: убеждения, поощрения и принуждения.

Метод убеждения – это способ целенаправленного воздействия на сознание и поведение участников транспортных отношений, который реализуется в комплексе разъяснительных, рекомендательных и поощрительных мер с целью обеспечения правомерности их поведения.

Метод поощрения – это меры материального и морального воздействия как необходимого условия мотивации надлежащего поведения участников транспортных отношений. Например, относительно грузоотправителей, перевозчиков, грузополучателей законодательством установлены меры материального воздействия – штрафы, пеня, сборы – в случае неподачи подвижного состава под загрузку или задержку подвижного состава грузоотправителем под погрузкой и выгрузкой и т.п. К этому методу можно отнести награждения работников транспорта подарками или деньгами, объявление благодарности, представление к награде и пр.

Метод принуждения – заключается в применении уполномоченным лицом (органом) комплекса принудительных мер морального, материального и физического воздействия на волю и поведение участников управленческих отношений, направленных на выполнение поставленных задач. Метод принуждения реализуется посредством установления определенных норм права; изданием индивидуальных управленческих актов; применения в предусмотренных законом случаях мер всех видов государственного принуждения. В сфере транспортных отношений применяются все виды государственного принуждения, присущие юридической науке: уголовное принуждение, гражданско-правовое принуждение, административное принуждение.

 

 

Тема № 4: «Правонарушения на транспорте и юридическая ответственность»

 

План:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 3. Субъектами управления транспортомявляются органы (организации) и их должностные лица, созданные в установленном законодательством порядке специально для | Вопрос 1. Особенности гражданско-правовой ответственности за нарушение транспортных обязательств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.