Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы хозяйственного права

Взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется интересами государства и общества, характерная черта хозяйственно-правового метода регулирования.

Метод хозяйственного права.

Применяемый в хозяйственном праве метод регулирования отношений характеризуется сложным сочетанием двух способов воздействия на поведение субъектов, что дало основание утверждать, что в хозяйственном праве существует не один, а несколько методов правового регулирования.

При реализации директивных актов применяются директивные предписания (например, предписания антимонопольных органов). Однако вследствие перехода к преимущественно экономическим методам регулирования экономики властные предписания в ряде случаев трансформируются в диспозитивные, или рекомендательные, или реализуются на основе договора. Кроме того, властное, но некомпетентное предписание может быть оспорено в хозяйственном суде.

В условиях рынка поведение участников правоотношений регулируется главным образом путем предоставления субъектам права самостоятельно определять взаимоотношения с другими участниками экономического оборота, использовать производственные фонды, осуществлять хозяйственную деятельность.

Усиление самостоятельности всех субъектов народного хозяйства резко повысило объем применения таких способов регулирования. Вмешательство в хозяйственную или иную деятельность организаций, занимавшее в прежних условиях хозяйствования ведущее место в работе вышестоящих органов, ныне не допускается. Исключение составляет только контроль, предусмотренный законодательством для защиты публичных интересов общества.

Способы регулирования, применяемые в сфере экономики, взаимосвя­заны и составляют нерасторжимое единство. Усиление одной черты регулиро­вания за счет другой не разрушает этого единства. Широкое дозволение самостоятельности действий субъектов хозяйствования взамен мелочной их регламентации и применение диспозитивных начал в выборе поведения не устраняет властных импульсов государства там, где публичный интерес делает необходимым его властное воздействие. Права и свободы участников хозяйственного оборота сопряжены, поэтому необходимо выдерживать в установленных случаях квоты, брать лицензии для определенных видов деятельности, не допускать монополистической деятельности и т.д.

Для характеристики метода хозяйственного права принято иногда называть применение рекомендаций при воздействии на поведение субъектов и необходимости согласовании соответствующих действий при реализации прав. Эти способы не представляют самостоятельных черт метода хозяйственного права, а являются как бы промежуточными между двумя взаимосвязанными сторонами единого метода и объясняются сложной тканью хозяйственных отношений, в регулировании которых дозы обязательного и автономного могут быть различными.

Основополагающие начала хозяйственного права, его принципы обеспечивают целенаправленное регулирование хозяйственной деятельности на всех уровнях.

Хозяйственно-правовые отношения регулируются, как часть имущественных отношений на основе принципов, закрепленных в ст. 2 Гражданского кодекса РБ. Вместе с тем правовое регулирование хозяйственных отношений строится в первую очередь на основе следующих принципов.

А. Принцип экономической свободы, защиты экономически интересов хозяйствующих субъектов и поощрения предприимчивости в хозяйствовании.

Экономика страны, стиснутая длительное время жесткими рамками директивного руководства всеми процессами ведения хозяйства, устраняла стимулы к эффективной работе. Поэтому при переходе к рынку необходимо возродить стимулы к высокопроизводительному труду, нацеленному на удовлетворение подлинных потребностей общества. Законодательство выдвинуло и проводит идею создания максимальной свободы для такого труда. В качестве принципа работы всех субъектов хозяйственной деятельности сформулирована задача не навязывать никому решений свыше и извне, кроме минимума правил хозяйствования, устанавливающих экономическими мерами заинтересованность в развитии производства, улучшении качества товаров, работ, услуг.

Статьи 13 и 41 Конституции, а также Гражданский кодекс РБ и другие нормативные акты закрепляют свободу предпринимательской деятельности. Так, ст. 17 ГК РБ предусматривает возможность граждан заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью. В отличии от граждан, юридические лица в РБ обладают не общей, а специальной правоспособностью. Это следует из смысла пункта 2 ст. 48 ГК РБ, где требуется, чтобы в учредительных документах не только некоммерческих организаций и унитарных предприятий, но и в предусмотренных законодательством случаях и иных коммерческих организаций был определен предмет деятельности юридического лица. Далее, в соответствии с п. 1 ст. 391 ГК РБ - организации и граждане свободны в заключении договора. Свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законодательством в общественных интересах. Одним из таких ограничителей является лицензирование отдельных видов деятельности, которое используется как форма предварительного контроля за хозяйственной деятельностью.

Защита экономических интересов субъектов хозяйствования и поощрения предприимчивости находит выражение в системе налогов и налоговых льгот. Организации и предприниматели, расширяющие производство, осуществляющие его техническое перевооружение, ввод новых мощностей, развитие социальной инфраструктуры, вложения в природоохранные мероприятия, получают налоговые льготы. Самостоятельность субъектов хозяйствования и предприимчивость обеспечиваются широтой компетенции и имущественных прав.

Эти принципиальные исходные положения проявляются на разных уровнях и для разных субъектов с определенными особенностями.

Б. Принцип государственного воздействия на отношения в народном хозяйстве преимущественно на основе применения экономических мер и методов.

На смену директивным методам руководства экономика страны переходит к экономическим методам, то есть основанным на применении мер заинтересованности организаций и отдельных лиц к наращиванию объемов производства товаров, работ и услуг, расширению их ассортимента и повышению качества. К числу таких мер относятся применение единых налоговых норм, а не избирательных нормативов, которые оказывали отрицательное воздействие на хорошо работающие предприятия, поскольку с их помощью отбирались средства у высокорентабельных в пользу низкорентабельных предприятий. Там, где производство ведется с широким применением открытий, изобретений, рационализаторских предложений, создаются льготы в налогообложении. Налогообложение должно быть построено так, чтобы была заинтересованность в развитии производства, и не допускалось чрезмерное направление доходов в фонд потребления.

Отношение государства с хозяйствующими субъектами строится в основном на основе экономических мер, обеспечивающих оптимальную эффективность экономических решений.

Важным экономическим рычагом являются сегодня цены. В той мере, в какой они составляют компетенцию государства, цены целенаправленно используются для стимулирования производства к насыщению рынка соответствующими товарами, работами, услугами.

Для реализации соответствующих государственных программ используются целевые ассигнования, дотации, субсидии.

Следует также отметить и то, что сам процесс государственного воздействия на рынок в настоящее время во многом вводится в русло договорных отношений, что также выражает применение экономических мер, поскольку в договорах находит выражение воля субъекта, занимающегося хозяйственной деятельностью, его экономический интерес.

Государственное воздействие может быть и директивным. Там, где интересы государства и общества требуют их эффективной защиты, компетентные органы государства имеют право пресекать нарушения закона, давать обязательные предписания, привлекать нарушителей к ответственности.

В. Принцип свободы конкуренции и защиты от монополизма.

В условиях рыночной экономики только тот может получить преимущества в экономическом и социальном развитии, кто достиг наилучших результатов в хозяйствовании, произвел высококачественные, конкурентоспособные товары (работы, услуги) с меньшими издержками. Данный принцип является стержнем развития экономики. Он стимулирует конкурентоспособных и устраняет плохо работающих на рынке субъектов, которые при длительной убыточности и неплатежеспособности, отсутствии спроса на производимую продукцию подлежат реорганизации или ликвидации как банкроты.

Закон защищает только добросовестную конкуренцию и не допускает злоупотреблений, состоящих в подрыве предпринимательской деятельности конкурентов. Не допускается монополистическая деятельность, то есть подавление конкуренции за счет доминирующего положения на рынке и злоупотребление им. В таких случаях применяются ценовые санкции, принудительное разделение хозяйствующих субъектов, их имущественная ответственность за причиненные убытки.

Г. Принцип законности, хотя и является общеотраслевым, но приобретает в условиях перехода к рынку в сфере экономики специфическое выражение.

Граждане при осуществлении хозяйствования вправе осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законом. Это означает, что в основу оценки законности их деятельности ставится не бездумное следование мелочной регламентации каждого шага в работе, а экономически эффективное хозяйствование. Не может считаться нарушителем законов предприятие, если оно действовало экономически эффективно для государства и общества и не нарушало при этом прямых запретов закона и прав других лиц. И, напротив, есть все основания считать противоправным хозяйствование государственных предприятий по принципу: ничего не нарушил, хотя ничего не достиг.

Такое понимание законности соответствует переходу к рыночной экономике. Свобода выбора поведения означает, что не соответствует закону пассивное, безынициативное хозяйствование.

Д. Принцип недопустимости вмешательства в частные дела хотя и не включается в список основных принципов хозяйственного права, но в условиях перехода от плановой, директивной экономики к рыночным формам хозяйствования играет не последнюю роль в обеспечении нормальных условий в деятельности предпринимателей. К тому же, в ст. 2 ГК РБ, этот принцип сформулирован не совсем удачно. В статье записано, что "вмешательство в частные дела не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц". Подобное вмешательство должно быть допущено, но допустимо ли оно на основании правовых норм, содержащихся в актах законодательства независимо от того, кто их принял. Следовало бы указать конкретные органы государства, чьи акты могут разрешать вмешательство в частные дела.

 

Глава 2. Отграничение хозяйственного права от смежных отраслей

Отграничение хозяйственного права от других отраслей осуществляется по предметному признаку, то есть в сравнении его предмета правого регулирования с предметами, присущими каждой отдельной отрасли права.

Надо подчеркнуть, что профессиональная деятельность по производству товаров, отношения по государственному воздействию на такую деятельность отличается от других отношений и позволяет провести разграничительную линию между смежными с хозяйственным правом отраслями.

В принципе территория хозяйственного права - это воспроизводственные отношения в экономике. Однако не все они регулируются хозяйственным правом.

Отграничение хозяйственного права от гражданского права -это один из самых сложных вопросов. В чем же принципиальное отличие этих взаимодействующих отраслей?

Потребление произведенного продукта (непроизводственное потребление) осуществляется в рамках гражданского права, регулирование которого направлено на удовлетворение имущественных, личных неимущественных интересов вне собственно производственной деятельности. В реальной жизни потребление и обслуживающее его регулирование по приобретению гражданами товаров, работ и услуг оторваны от непосредственных воспроизводственных процессов, являются самостоятельной сферой, в которую перемещаются результаты производства. Сам же процесс удовлетворения потребностей граждан имеет особое содержание и соответственно специфическое регулирование. В этом смысле хозяйственный оборот, как совокупность всех актов деятельности в процессе производства, распределения, обмена, представляет собой самостоятельную сферу, в которой взаимодействуют производители. Гражданский же оборот - это совокупность сделок удовлетворению персональных потребностей, и здесь взаимодействуют производители и граждане, граждане между собой, совершая сделки удовлетворению интересов потребления.

Глухой стены между гражданским и хозяйственным правом нет, но территория той и другой отрасли просматривается достаточно определенно.

Даже в пограничной зоне перемещения результатов производства для удовлетворения потребностей граждан видно, что по одну сторону действуют производители, для которых реализация товаров, работ, услуг - необходимая часть воспроизводственного кругооборота. По другую же сторону действуют потребители товаров, работ, услуг. В этой пограничной зоне конкретные сделки граждан - территория гражданского права. Совокупная же деятельность производителей (на конечной стадии в этой пограничной зоне действуют торговые организации, организации бытового обслуживания, перевозчики и другие взаимодействующие с гражданами субъекты) представляет для них обычную профессиональную хозяйственную деятельность по производству и реализации товаров, подпадающую под действие хозяйственного права.

Организация работы магазинов, завоз, хранение товаров, применение норм естественной убыли, финансовые результаты торговли - все это территория деятельности хозяйственного права. Сделка с гражданином регулируется гражданским правом. Но совокупность (сумма) сделок – это уже объем товарооборота, прибыли, которые подпадают под действие хозяйственного регулирования. Разграничение хозяйственного и гражданского права в этой пограничной зоне можно провести достаточно четко. По этим же признакам (профессиональной деятельности коммерсанта) проводится граница между гражданским и торговым правом в зарубежных дуалистических системах, обслуживающих оборот на основе этих двух отраслей права.

В сфере хозяйственного права есть и некоторые неимущественные отношения, связанные с ведением предпринимательской деятельности (право на фирму-наименование, право на товарный знак, знак обслуживания). Они отличаются от соответствующих неимущественных отношений гражданского права тесной связью с предпринимательской деятельностью, вне которой эти права не реализуются и лишены какого-либо смысла.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Хозяйственное право | Различия трудового права и хозяйственного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.