Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основная часть выступления

Вступление

Начало речи

Чаще всего начинают с этикетных фраз: обращения, приветствия, представления, изъявления радости (У важаемые коллеги ….; Дамы и господа….; Уважаемые товарищи….; Дорогие друзья….; Здравствуйте…; Я рад вас приветствовать….; Разрешите представиться…; Я рад счастливой возможности выступать перед вами…).

Неудачные начала выступлений:

- Я хочу начать своё выступление…

- Если вы позволите, то я начну говорить…

- Мне хочется сказать вам…

- Я очень волнуюсь, мне трудно говорить…

- Вот здесь, как вы слышали, многие говорили, что…

- Почти всё, что я хотел сказать, здесь уже сказали, но раз уж я вышел на трибуну…

 

Виды вступления Функция вступления
сообщение темы выступления, перечисление рассматриваемых проблем ввести слушателей в суть последующего содержания, психологически настроить на восприятие темы
юмористические замечания установить контакт с аудиторией, расположить к себе аудиторию
замечания о значении темы для слушателя и оратора подготовить слушателей к восприятию выступления;
вопрос или сообщение, захватывающее внимание («Знаете ли вы, что…?) заинтересовать слушателей, установить с ними контакт
цитата пробудить интерес слушателей, привлечь внимание к персоне оратора
подходящий пример подготовить слушателей к восприятию выступления
изложение конкретной цели   обосновать постановку вопроса

 

В заключении оратор может ставить перед собой следующие цели:

− суммировать сказанное, обобщить информацию;

− способствовать запоминанию основных положений речи;

− повысить эмоциональную убедительность речи;

− вновь привлечь внимание к проблеме выступления;

− призвать слушателей к выполнению тех или иных задач.

Следует помнить, что вступление и заключение речи пишутся тогда, когда уже написана основная часть речи.

В главной части формулируется основная мысль выступления, его тезис.

Оратору следует определить тему речи, её тезис, цель, стратегии убеждения аудитории, подобрать материал для речи.

Компоненты речи Характеристика компонентов речи
тема речи То, о чём будет говорить оратор
тезис Основная мысль речи
цель Результат, которого оратор должен достичь речью
материал для речи Конкретные идеи, примеры, положения и аргументы для доказательства тезиса
стратегия убеждения Последовательность, в которой оратор выстроит свою систему аргументов, примеров, приёмов выразительности для убеждения аудитории

 

Развёртывание речи. Стратегия убеждения

Аргументация необходима в речах, где требуется доказать что-либо. Однако существуют виды речей, где доказывать ничего не нужно, например, речи информативные или развлекательные. В этом случае оратор использует общие риторические места.

Общие риторические места – набор категорий, которыми мыслит каждый человек. Это вспомогательное средство, которое позволяет отказаться от спонтанной и несистематической разработки темы. Оратор может «извлекать» из сознания аудитории те представления, которые уже там содержатся. Общие риторические места – это приёмы, с помощью которых автор речи выявляет аспекты темы: часть, целое, причина, время, место. Слово «общие» означает, что это положения общие для оратора и аудитории, в одинаковой степени разделяемые ими.

 

  Общие риторические места Пример или пояснение
  Целое и части Нечто рассматривают как совокупность компонентов. «Оратор должен соединить в себе тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юрисконсульта, голос трагика и, наконец, жесты и грацию великих актёров» (Цицерон)
  Действие / претерпевание Оратор должен выяснить, кто что кому делает и кто что к кому испытывает. Если один человек оказывает воздействие на другого, то этот второй непременно испытывает данное воздействие
  Место (где?) Пространственная локализация или место человека в социальной иерархии
  Время Рассуждения о том, в какое время/эпоху жил человек и как это повлияло на него
  Цель Оратор отвечает на вопросы «зачем? для чего? с какой целью?»
  Средства Оратор отвечает на вопросы «с помощью чего? как? каким образом? с чьей помощью?»
  Предыдущее и последующее Размышление о последовательности событий
  Причина и следствие «Налоги пропитаны потом всякого, кто трудится. Результатом чрезмерных налогов являются бездействующие фабрики, проданные за недоимки фирмы и толпы голодных людей, бродящих по улицам в напрасных поисках работы» (Ф.Рузвельт)
  Сходство и различие Учёт всех признаков, которые могут быть существенными в контексте. Сравнение как операция, непосредственно направленная на выявление различий
  Противоположность и противоречие   Обращение к понятиям, дополняющим тезис. «Скажи мне вот что: бывают ведь и такие нехорошие ораторы, которые обманывают народ ему во вред. Некоторые делают это ненамеренно, а некоторые даже намеренно. Какие же всё-таки лучше, а какие хуже?» (Сократ)
  Уравнивание или степень   Сопоставление двух вещей, которые в мысли или уравниваются, или мыслятся иногда меньшим, иногда большим другого; выявление различий в количестве признака у разных объектов. «Говорят, что боги ни в чём не нуждаются; так вот, чем меньше человеку надо, тем больше он похож на бога» (Сократ)
  Ссылка на авторитеты Цитаты. Сила утверждения состоит не в его правильности, а в том, кому оно принадлежит
  Свидетельства очевидцев Сюда же входит ссылка говорящего на свой опыт или опыт аудитории

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оратор и его аудитория. Вид красноречия – это область ораторского искусства, характеризующаяся 1) отнесенностью к определенной коммуникативной сфере | Основные виды аргументов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.