Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание в семье

Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными узами и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей ещё не составляет семью: она появляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и в воспитании заключены основные функции семьи.

Ф. Адлер: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества».

Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена.

Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья — это такое образование, которое «охватывает» человека целиком в его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества.

Семейное воспитание – это система воспитания и обучения, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

В. Жуковский: «Семейная жизнь, понимаемая в её полном смысле, есть та школа, в которой настоящим образом научишься жизни».

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребёнку [22], [23]. Всё это органично переплетается и в каждом случае проявляется по-разному.

Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгин выделяют следующие задачи семьи [13, С.210]:

- создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;

- быть социально-экономической и психологической защитой ребёнка;

- передавать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

- обучать детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

- воспитывать чувство собственного достоинства, ценность собственного «Я».

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное, нравственное воспитание детей, формируются ценностные отношения по всем направлениям. По мере сил родители и близкие в семье дают знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребёнку. Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребёнку во имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.

М.И. Буянов выделяет несколько типов ошибочного, неправильного воспитания в семье [11]:

1. Безнадзорность, бесконтрольность. Встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под стихийное влияние среды.

2. Гиперопека. Жизнь ребёнка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит всё время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы.

3. Воспитание по типу Золушки. Ребёнок воспитывается в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребёнок чувствует, что или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему.

Л.Н. Толстой: «Нет ничего хуже притворства доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба».

4. «Жесткое воспитание». За малейшую провинность ребёнка сурово наказывают и он растёт в постоянном страхе.

К.Д. Ушинский: «Страх - самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество возникают на основе страха)».

5. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. С малых лет ребёнку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за себя и за своих близких.

Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является метод физического наказания, когда на детей действуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге выдут к изменению поведения.

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребёнка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать и слышать друга друга, стремления к поиску совместных решений, доводов, наблюдений.

В целом, все основные принципы, требования к семейному воспитанию можно сформулировать одной мыслью: детям рады в семье не потому, что дети хорошие и с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

 

Тема № 5. Процесс обучения как целостная система
5.1. Понятие, структура процесса обучения и его гуманистический характер
5.2. Принципы обучения
5.3. Формы и методы обучения. Методы активного обучения
5.4 Современные технологии обучения
5.5. Корпоративное (внутрифирменное) обучение
 
Задачи изучения темы: ü узнать, какие существуют механизмы осуществления процесса обучения; ü определить сущность принципов, методов и содержания обучения; ü выявить специфические черты и особенности процесса обучения в современном мире.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы воспитания | И его гуманистический характер
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.