Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Консервативное направление. Либеральное направление. Западники и славянофилы

1. После подавления восстания декабристов встает вопрос о даль­нейших путях развития России, вокруг него завязывается дли­тельная борьба различных течений. В решении этого вопроса намечаются основные линии размежевания общественных групп.

2. В начале 30-х годов получило оформление идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия — ро­дилась теория «официальной народности». Ее принципы были сформулированы министром просвещения С. С. Ува­ровым в знаменитой триаде, выражающей вековые основы русской жизни: «православие, самодержавие, народность». Самодержавие трактовалось как гарант нерушимости Рус­ского государства. Именно в самодержавной России, по ут­верждению сторонников этой идеологии, господствует наи­лучший порядок вещей, согласный с требованиями религии и политической мудрости. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа. Под «народностью» по­нималось «единение» царя с народом, предполагающее от­сутствие в русском обществе основы для социальных конфликтов. Следует отметить, что за народность выступали представители всех направлений общественного движения в России, но вкладывали в это понятие совершенно раз­личное содержание. Официальная идеология стремилась представить самодержавно-крепостнический режим соот­ветствующим «народному духу», и народность в данном случае трактовалась как приверженность народных масс к «исконно русским началам» — самодержавию и правосла­вию. Теоретиками официальной идеологии были профессо­ра Московского университета С. П. Шевырев и М. П. Пого­дин, издатели Н. И. Греч, Ф. В. Булгарин.

3. Либерально-оппозиционное направление в русской обще­ственной мысли в России второй четверти XIX в. пред­ставляли два общественных течения: славянофилы и за­падники.

Славянофилы — представители либерально настроенной дворянской интеллигенции, выступали за принципиаль­но отличный от западноевропейского путь развития Рос­сии на основе ее мнимой самобытности (патриархаль­ность, крестьянская община, православие). В этом они как бы сближались с представителями «официальной народ­ности», однако их никак нельзя смешивать. Славянофиль­ство было оппозиционным течением в русской обще­ственной мысли. Славянофилы выступали за отмену крепостного права (сверху), ратовали за развитие промыш­ленности, торговли, просвещения, сурово критиковали существовавшую в России политическую систему, высту­пали за свободу слова и печати. Однако основной тезис славянофилов сводился к доказательству самобытного пути развития России, а точнее, к требованию «идти по этому пути». Они идеализировали такие «самобытные», по их мнению, учреждения, как крестьянская община и православная церковь. Они отрицательно относились к пре­образовательной деятельности Петра I, но не потому, что хотели вернуться назад, к допетровским порядкам. На­оборот, они звали «идти вперед», но по истинному, «само­бытному» пути, с которого «свернул» развитие России Петр I. Но поскольку, по их мнению, петровская европе­изация России коснулась, к счастью, только верхушки общества — дворянства и власти, надо все внимание обратить на народ (крестьянство). Поэтому такое большое вни­мание славянофилы уделяли изучению быта и жизни «про­стого» народа, считая, что «он только и сохраняет в себе народные, истинные основы России, он только один не порвал связи с прошедшей Русью».

В кружок славянофилов входили братья И. и П. Киреевские, А. Хомяков, братья К. и И. Аксаковы, А. Кошелев, Ю. Сама­рин, позднее С. Аксаков (известный русский писатель, отец братьев Аксаковых), Ф. ЧижовиД. Валуев. Славянофилы вне­сли существенный вклад в развитие русской культуры, оста­вив богатое наследие по вопросам философии, литературы, истории, богословия, экономики.

4. Западничество также возникло на рубеже 30—40-х годов XIX в. Западники противопоставляли себя славянофилам в спорах о путях развития России. Они считали, что Россия должна идти по тому же историческому пути, что и все западноевропейс­кие страны, и критиковали теорию славянофилов о самобыт­ном пути развития России. Они возвеличивали Петра I и рас­сматривали его деятельность как первую фазу обновления России, считали, что вторая фаза должна начаться проведе­нием реформ сверху, которые избавят Россию от социальных потрясений. Хотя западники и отрицательно относились к крепостному праву и полицейским порядкам николаевс­кого режима, они были убежденными противниками рево­люционной ломки этих порядков. Их идеалом была конституци­онно-монархическая форма правления по западноевропейскому образцу, с определенными политическими гарантиями свободы слова, печати и др.

По своему социальному происхождению и положению боль­шинство западников принадлежало к дворянам-помещикам и дворянской интеллигенции. В числе западников находились известные профессора Московского университета — историки Т. Грановский, С. Соловьев, правоведы М. Катков, К. Каве­лин и др. В западники зачислялись и представители демокра­тических убеждений — Белинский, Герцен, Огарев.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Б. Кружки 20—30-х годов | Г. Петрашевцы. Революционно-демократическое направление
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.