Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знание как припоминание виденного в потусторонней жизни

Сократ. Раз душа бессмертна, часто рождается и видела всё и здесь, и в Аиде, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому ничего удивительного нет в том, что и насчёт добродетели, и насчёт всего прочего она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз всё в природе друг другу родственно, а душа всё познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, – люди называют это познанием – самому найти и всё остальное, если только он будет мужествен и неутомим в поисках: ведь искать и познавать – это как раз и значит припоминать

Менон. Только как это ты говоришь, что мы ничего не познаём, а то, что мы называем познанием, есть припоминание?

Сократ. Это нелегко, но ради тебя так и быть постараюсь. Позови-ка мне из твоей многочисленной челяди кого-нибудь одного, кого хочешь, чтобы я на нём мог тебе все показать.

Сократ. Скажи мне, мальчик, знаешь ли ты, что квадрат таков? Значит, у этой квадратной фигуры все её стороны равны, а числом их четыре?А не равны ли между собой также линии, проходящие через центр?

Раб. Равны.

Сократ. А не могла бы такая же фигура быть больше или меньше, чем эта?Так вот если бы эта сторона была в два фута и та в два фута, то сколько было бы футов во всём квадрате? Заметь только вот что. Если бы эта сторона была в два фута, а та – в один, разве всего в нём было бы не два фута?

Раб. Два.

Сократ. А когда и та сторона будет равна двум футам, разве не получится у нас дважды по два фута? Значит, в этом квадрате будет дважды по два фута?А сколько же это будет – дважды два фута? Посчитай и скажи!

Раб. Четыре, Сократ.

Сократ. А может быть фигура вдвое большая этой, но всё же такая, чтобы у неё, как и у этой, все стороны были между собою равны? Сколько же в ней будет футов?

Раб. Восемь.

Сократ. Ну а теперь попробуй-ка сказать, какой длины у неё будет каждая сторона. У этой они имеют по два фута, а у той, что будет вдвое больше?

Раб. Ясно, Сократ, что вдвое длиннее.

Сократ. По-твоему выходит, что, если удвоить стороны, получается удвоенный квадрат? Я имею в виду не такую фигуру, у которой одна сторона длинная, а другая короткая, а такую, у которой все четыре стороны равны, как у этой, но только удвоенную, восьмифутовую. Вот и посмотри: тебе всё ещё кажется, что её образуют удвоенные стороны? А разве не выйдет у нас сторона вдвое больше этой, если мы, продолжив её, добавим ещё одну точно такую же?

Раб. Выйдет.

Сократ. Значит, по-твоему, если этих больших сторон будет четыре, то получится восьмифутовый квадрат? Пририсуем-ка к этой ещё три точно такие же стороны. Неужели, по-твоему, это и есть восьмифутовый квадрат? Р азве не будет в нём четырёх квадратов, каждый из которых равен этому, четырёхфутовому? Выходит, какой же он величины? Не в четыре ли раза он больше первого? Что же, он одновременно и в четыре, и в два раза больше первого?

Сократ. Значит, благодаря удвоению сторон получается площадь не в два, а в четыре раза большая. Ну, как по-твоему, Менон? Сказал он в ответ хоть что-нибудь, что не было бы его собственным мнением? Нет. А ведь он ничего не знал – мы сами говорили об этом только что. Значит, эти мнения были заложены в нём самом. Значит, то знание, которое у него естьсейчас, он либо когда-то приобрёл, либо оно всегда у него было.

Так если правда обо всём сущем живёт у нас в душе, а сама душа бессмертна, то следует смело пускаться в поиски и припоминать то, чего мы сейчас не знаем

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сократ. Если даже их множество и они разные, все же есть у всех у них одна определенная идея: она-то и делает их добродетелями | Возвращение к вопросу о добродетели на новой основе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.