Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа общения

Сложные формы научения

Природа учения

Развитие игр ребенка

· Предметно-манипулятивная

· Ролевая

· Сюжетно-ролевая в группе

 

Играет, как известно, и взрослый (шахматы, различные спортивные и другие игры). Игра и у него исходит из потребностей и интересов и служит развитию определенных способностей или сторон его личности. Но в жизни взрослого игра занимает уже иное место и приобретает иные формы. Некоторые мотивы, которые в детстве включены в игру, продолжают у взрослого жить в искусстве.

Научение - формирование нового индивидуального опыта в процессе активного взаимоотношения организма со средой.

1. Научение — это постепенное или скачкообразное изменение поведения. Суще­ствуют два типа временного протекания процесса научения. Такие формы научения, как классическое или оперантное обусловливание, протекают постепенно, а такие, как импринтинг или инсайт — моментально.

2. Научение — это изменение поведения, не являющееся непосредственно следствием созревания организма.

3. Упражнение улучшает процесс научения.

 

В настоящее время выделяют 4 основных вида научения:

- привыкание;

- классическое обусловливание -выработка условных рефлексов.

- оперантное обусловливание - организм вырабатывает новые способы поведения для достижения своих целей (например, ворона, найдя на улице сухарь, замачивает его в луже, для того чтобы съесть);

- комплексное научение - не только возникновение новых связей (ассоциаций) между событиями или возникновение новых форм поведения, но и формирование новых стратегий решения задач или отвлеченного знания о нашем окружении.

 

· Латентное научение.

· Инсайт - моментальное научение.

· Перенос — влияние ранее приобретенного индивидуального опыта на его по­следующее форми­рование.

· Имитация – формирование нового поведения путем воспроизведения чужих действий.

· Научение через наблюдение.

· Обучение.

· Самообразование и саморазвитие.

 

Общение – это базовая категория социальной психологии. Общение рассматривают как деятельность, как процесс, и как форму активности субъекта; сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия.

Функции общения: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения – разъединения людей, организация и поддержание отношений, внутриличностная.

Виды общения: вербальное и невербальное; межличностное и массовое; межперсональное и ролевое; доверительное и конфликтное; личное и деловое; прямое и опосредованное; законченное и незаконченное; кратковременное и длительное.

Особенности общения:

· Социальная перцепция

· Взаимопонимание

· Взаимодействие

· Взаимоотношения Выделяют следующие виды взаимоотношений: симпатия – антипатия; притяжение – отталкивание. Можно отметить следующие виды межличностных отношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, деструктивные.

· Влияние людей друг на друга

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Социальная перцепция выполняет следующие функции: познание себя, познание партнеров по взаимодействию, установление эмоциональных отношений, организация совместной деятельности.

Особенности социальной перцепции:

· Стереотипизация.

· Идентификация.

· Эмпатия.

· Аттракция.

· Рефлексия.

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

 

Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов:

содержание

стиль: продуктивный и непродуктивный стиль взаимодействия.

Выделяют три уровня взаимодействия.

· простейшие первичные контакты людей

· продуктивной совместной деятельности.

· эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием.

По результатам направленности обычно выделяют несколько типов взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (соперничество)

Характер межличностных отношений между людьми, стратегии поведения могут быть следующими: сотрудничество, противодействие, компромисс, уступчивость и избегание.

Если в основу деления на типы положены намерения и действия людей, то выделяют три типа взаимодействий: дополнительное, пересекающееся и скрытное.

 

Общение как обмен информацией (коммуникативный аспект общения)

Коммуникация – это связь, в ходе которой осуществляется обмен информацией между системами в живой и неживой природе.

Коммуникации между людьми имеют ряд специфических особенностей:

1. Наличие отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом.

2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков.

3. Коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммутатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее).

4. Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением.

 

Модель коммуникативного процесса обычно включает пять элементов: коммуникатор – сообщение (текст) – канал – аудитория (реципиент) – обратная связь.

Вербальные средства общения: устная и письменная речь.

Невербальные средства делятся на:

1. Визуальные средства общения (кинесика – движение рук, ног, головы, туловища; направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз; выражение лица; поза; кожные реакции; дистанция и др.).

2. Акустические (звуковые) средства общения (паралингвистические, связанные с речью, – интонация, громкость, тембр, тон, высота звука и др.; экстралингвистические, не связанные с речью, – смех, плач, кашель, вздохи, шмыганье носом и др.; тактильно-кинестезические, связанные с прикосновением, – физическое воздействие, такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу); ольфакторные – приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественный и искусственный запахи человека).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Природа игры | Социальная психология групп
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.