Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конце ХIХ – начале ХХ вв

Развитие специального образования в Уральском регионе в

Как уже говорилось выше начало новому этапу развития помощи детям с ограниченными возможностями положило открытие училища для слепых детей. По сути – это первый «камень» в строительстве системы специального образования в Уральском регионе, ее первый рубеж и неотъемлемый элемент.

Конец ХIХ века на Урале ознаменовался развитием новых капиталистических отношений. Получили импульс в развитии все отрасли хозяйства, оживилась экономическая и культурная жизнь общества, появляется новый слой уральского хозяйственника и предпринимателя – купечество. В уральском крае возникают предприятия химической промышленности, лесопереработки, машиностроения, организовались довольно крупные коммерческие, торговые, строительные и другие компании. И.А.Слудковская отмечает, что Пермская губерния была в то время одной из крупных губерний России (после Архангельской и Вологодской) и занимала основную часть Урала площадью 291760 кв. версты. Население губернии с!860 по 1897 гг. возросло на 42,3% и составило, согласно данным первой всеобщей переписи населения Российской Империи за 1898 год, 2994302 человека.

Продолжается процесс развития народного образования в Пермской губернии. В его развитии на Урале ведущую роль продолжают играть земства, способствующие решению вопроса о достижении всеобщего доступного начального образования. Они в числе первых выступали с ходатайствами о выделении финансовых средств на всеобщее обучение. При этом их деятельность в этом направлении была совершенно добровольной. В то время как целый ряд губернских земств России не помышлял о всеобщем обучении, пермские земские деятели приступили вплотную к его осуществлению. Несмотря на трудные условия (обширность территории, удаленность от центра) земские управы и сельские общины по мере возможности открывали новые школы. Кроме того, они взяли на себя работу по составлению планов по учету детского населения, которая позволяла выявить действительное положение дел в образовании на местах.

В новых условиях получило дальнейшее развитие специальное образование на Урале. Открытое в 1890 году Пермское училище для слепых детей продолжает расширяться, совершенствуется содержательная работа с учащимися.

Наиболее достоверные и полные сведения о структуре данного учреждения, особенностях организации учебно-воспитательного процесса можно почерпнуть из отчетов Пермского отделения Попечительства Имеператрицы Марии Александровны о слепых за 1902 год.

Прием детей осуществлялся в возрасте от 7 до 11 лет, способного к образованию и обучению, наличия неизлечимой слепоты на оба глаза и отсутствия других телесных недугов и существенных физических недостатков. Слепые дети, принадлежащие к бедным семействам, получали бесплатное содержание. Училище функционировало на проценты с оборота уставных капиталов, платы за содержание и обучение, частных пожертвований, членских взносов Попечительства, доходов от продажи изделий, изготовленных в мастерских училища, церковно-кружечных сборов в главных соборах г. Перми. Общий итог денежных поступлений на нужды Училища составил в 1902 году 10347 рублей, что по тем временам было значительной суммой. Списочный состав на начало года – 43 ученика (28 мальчиков и 15 девочек) из Соликамского, Верхотурского, Красноуфимского, Оханского, Кунгурского, Шадринского, Камышловского, Екатеринбургского, Осинского уездов Пермской губернии, а также из Вологодской и Тобольской губерний. По характеру дефектов картина была следующей: 8 – слепорожденных (19%), 1 – ослепший от механического повреждения глаз (2%), 34 человека (79%) ослепли в возрасте от 2 до 9 лет вследствие заболеваний (оспа, скарлатина и др.). Все ученики являлись представителями крестьянского сословия. Из общего списка 6 учеников были стипендиатами уездных земств, 1 – стипендиат губернского земства.

Структура данного учебного заведения существенно отличалась от других образовательных учреждений того времени. В основе организации лежали учебные планы обычного двухклассного училища с двумя отделениями школы. Кроме того, имелось подготовительное отделение и ремесленные классы. Педагогический коллектив состоял из попечителя, инспектора, законоучителя, учителей - предметников, пения, игры на рояле, скрипке, педагогов по ремеслам. Обязанности врача безвозмездно исполнял попечитель Училища, доктор медицины П.Н.Серебренников, участник русско-турецкой войны 1877 года, работавший ранее на Нижнесалдинском заводе в качестве врача.

В подготовительном отделении большое внимание уделялось сенсомоторному развитию учащихся по программам Фребеля и самостоятельно разработанным в Училище программам, которые включали в себя разнообразный спектр деятельности, направленной на развитие ориентировки и сенсорных очущений (вышивание, плетение, лепка, рукоделие, работа с кубиками и горохом, сгибание бумаги, выборка семян и т.д.).

Регулярное обучение знаниям начиналось после одного – двух лет занятий в подготовительном отделении и освоения учениками Брайля. Недельная нагрузка в разных классах составляла от 37 до 39 часов учебных занятий. Первое отделение давало возможность освоить программы начальной школы, второе отделение предполагало изучение естествоведения, географии, истории, геометрии. Специальные дисциплины представлены уроками чтения и письма по Брайлю, чтения и письма унциалов, лепки. Учащиеся ремесленных классов большую часть времени обучались в мастерских (29 часов в неделю) и только 10 часов отводилось учебным предметам. При училище были оборудованы следующие мастерские: корзинная, сапожная, ткацкая. Обязательными занятиями для всех воспитанников были уроки гимнастики и вокалирования.

Попечителями Училища отслеживалась дальнейшая судьба выпускников, о чем свидетельствуют списки окончивших учебное заведение за все годы его существования с указанием места жительства, образа жизни и занятий. Выпускники зарабатывали на жизнь ремеслами, освоенными за годы обучения, работали псаломщиками, таперами.

Приведенные данные говорят о том, что первое на Урале специальное образовательное учреждение (Училище для слепых детей) было современной по тем временам школой, имеющей прекрасную материальную базу, образованный состав педагогов, что позволяло решать главную задачу – приспосабливать слепых к самостоятельной жизни.

Конец ХIХ – начало ХХ столетия на Урале характеризуется активностью благотворительных организаций, количество которых к началу ХХ века в Пермской губернии составляло более трех десятков. Наиболее продуктивной была деятельность Пермского попечительства Ведомства учреждений императрицы Марии и Пермского дамского попечительства о бедных, которые содержали наиболее обустроенные и эффективные в воспитательно-образовательном плане детские учреждения (Пермский детский приют, открытый в 1850 году; Екатеринбургское Убежище для брошенных детей, существующее с 1853 года; Пермское Убежище для бедных детей, эффективно работающее с1862 года). О качестве дела призрения в приютах Пермской губернии свидетельствует содержание письма Канцелярии по управлению детскими приютами от 26 января 1902 года в котором говорится, что по итогам осмотра губернских приютов «особенно успешно развиваются детские приюты в Перми и вообще в Пермской губернии». Данное письмо сопровождается благодарностью от императрицы Марии Федоровны за усердную и плодотворную заботу о местных приютах Ведомства учреждений императрицы Марии.

В начале ХХ века общественные деятели связывают детскую неполноценность с различными заболеваниями, которые сказываются на физическом состоянии (глухота, слепота, нарушения движения) и поддерживают высокую смертность в регионе. Ниже (табл. 3) приводим данные о детской смертности на Урале, фигурирующие в докладе директора Канцелярии по управлению детскими приютами на международном конгрессе по вопросам охраны детей и борьбы с детской смертностью в Брюсселе в 1907 году.

Представленные в таблице данные со всей убедительностью демонстрируют несопоставимо высокий уровень детской смертности во всех регионах России по сравнению с другими развитыми странами. В Пермской губернии по отдельным уездам смертность превышает половину от всех родившихся, что существенно выше общероссийских показателей того периода времени.

Таблица 3

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Количество учебных заведений в Пермской губернии и учащихся в них | Регионах России и зарубежья в абс. пок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.