Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школах Свердловской области в 60-е годы ХХ века

Динамика численности учащихся в специальных

(в абс. пок. на 10 тысяч детей школьного возраста)

Уч. год Умс. отст. Нар. зрен. Нар. слуха Нар.речи Физ. недост. всего
1960 – 1961 41,8 2,6 11,4 1,8 4,0 61,6
1969 – 1970 75,7 7,8 12,4 6,6 6,1 108,6

 

Приведенные в таблице 6 данные не должны вводить нас в заблуждение по поводу увеличения детей с теми или иными нарушениями. Увеличение общего количества учащихся специальных коррекционных классов и школ указывает лишь на более или менее полный охват школьным специальным образованием детей с ОВЗ.

В развитии системы специального образования Уральского региона 70—80-х гг. необходимо выделить наиболее типичные тенденции, которые, с одной стороны, носили общероссийский характер, с другой — своеобразно преломлялись в практической деятельности специальных учреждений региона. Первая тенденция связывается нами с развертыванием сети специальных школ-интернатов и сокращением сети специальных классов и специальных школ дневного пребывания для детей с ОВЗ.

Опираясь на качественный анализ результатов работы с учащимися в специальных классах общеобразовательных школ, специальных коррекционных школ дневного пребывания и специальных коррекционных школ-интернатов можно было сделать вывод о том, что наиболее эффективно работали именно последние. Об этом говорят данные о трудоустройстве выпускников, закончивших обучение в 1976 году (таблица 8), полученные нами в процессе исследования характера трудоустройства выпускников разных типов учреждений специального образования.

В ходе исследования было установлено, что дети из специальных классов не принимали участие в трудовом обучении в соответствии с существующими программами вспомогательных школ. В результате у большей части из них не сформированы общетрудовые умения, а профессиональные приемы работы отсутствуют. При обучении их в ПТУ эти недостатки, как правило, не удавалось компенсировать за столь короткий отрезок времени и при выпуске из училища они получали самый низкий разряд по избранной специальности.

Качественный анализ результатов трудоустройства показал, что более высокие результаты в устройстве среди выпускников специальных школ-интернатов. Они были обусловлены: высоким уровнем материальной базы профессионально-трудового обучения в специальных школах-интернатах, учебный процесс обеспечивали наиболее подготовленные учителя, налаженной системой профотбора и профессиональной ориентации, открытием в таких учреждениях классов, обеспечивающих производственную подготовку учащихся на завершающем этапе профессионально-трудового обучения и т.д.

В то время как в специальных классах при общеобразовательных школах и во многих специальных школах дневного пребывания детей подобные условия отсутствовали (в данном случае автор использовал материалы Всероссийского совещания по вопросам трудового обучения и воспитания учащихся вспомогательных школ Свердловской области, Свердловск, 1981 г.).

Немаловажным фактором, способствующим закрытию специальных классов являлось и то, что значительная часть родителей не могла должным образом воспитывать своих аномальных детей в связи с низким уровнем образования, неудовлетворительными материальными и социально-бытовыми условиями семьи. Это обстоятельство неоднократно отмечалось в исследованиях российских ученых [Замский; Татимов; Нигаев].

Вместе с тем статистика говорит о том, что большая часть специальных классов при общеобразовательных школах того времени не была обеспечена квалифицированными специалистами, а это, в свою очередь, существенно снижало эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми. В силу этих обстоятельств закрытие специальных классов и школ дневного пребывания детей и замена их интернатными учреждениями кажется нам логически обоснованным процессом. Однако было бы неверно полагать,что это единственный вариант решения проблемы. Хотя он, безусловно, идеально вписывался в логику принятия решений в командно-административной системе управления. Тем не менее были и другие варианты, о которых не принято было говорить в то время. Подобные решения принимались в условиях неотрегулированности взаимоотношений между обществом и государством, человеком и обществом, государством и законом.

 

Таблица 7

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Регионе в 30-е – 90-е гг. ХХ века | Динамика развития сети специального
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.