Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформирование региональных моделей специального образования: цели, задачи и принципы

При обсуждении методологических и теоретических вопросов, лежащих в основе любой образовательной модели, мы отмечали, что каждая из рассмотренных выше концепций развития ребенка способна влиять на процесс моделирования, внося в него те или иные поправки, которые представляются нам существенными в связи с нашими кон­цептуальными позициями.

Основой моделирования развития ребенка с особыми образовательными потребностями служат для нас моделеобразующие параметры: методологические и теоретические основания; диагностическая оценка, условия, источники, форма, движущая сила. Как показал анализ ряда существующих в практике моделей образования (обучения), в каждой из них перечисленные выше параметры имеют огромное значение.

В моделировании развивающейся системы достаточно важную роль играет общая характеристика региона, для которого разрабатывается конкретная модель. Так, общая характеристика Уральского региона оценивается нами как со­циально стабильная, устойчивая. Это означает, что он характеризуется отсутствием миграционных потоков, компактностью проживания городского и сельского населения, традиционной сохранностью прочных семейных связей и отношений, сравнительно невысоким уровнем безработицы, высоким средним уровнем образования, культуры, бытовых услуг, заработной платы, условий проживания населения, наличия мест в образовательных учреждениях, медицинских услуг и т.д.

Система образования региона характеризуется развитой инфраструктурой учреждений образования (дошкольного, школьного и профессионального), относительно высокими показателями обеспеченности учреждений образования подготовленными кадрами, эффективной системой управления образовательными учреждениями и др.

Из приведенной общей характеристики региона можно сделать вывод о том, что не существует объективных причин для расширения сети специальных школ-интернатов.

Однако такой вывод актуален в нашей концепции для постановки стратегических задач, тактические же соображения вынуждают сохранять интернатные учреждения на неопределенно долгое время и использовать с пользой для всей системы заключенный в них потенциал. На это указывает социальный анализ обстановки в конкретных территориях региона.

Для разработки региональной модели развития специ­ального образования важны принципиальные положения юридически-правовых документов. Это прежде всего равенство прав человека независимо от его возможностей и способностей, которое закреплено в международных актах и Конституции РФ; «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности», «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников», закрепленные в принципах государственной политики в области образования (Закон РФ «Об образовании», 1996).

Основанием для разработки региональной модели специального образования является статья Закона РФ «Об образовании», в соответствии с которой субъектам РФ дано право осуществлять регулирование отношений в области образовательной политики в рамках принятого закона.

Таким образом, предлагаемая нами модель может рассматриваться как документ, не противоречащий закону, но существенно дополняющий и детализирующий некоторые его положения.

При постановке целей и задач обновляющейся системы специального образования мы исходили из того, что в существующем ее варианте для каждого типа учреждения провозглашались свои цели и задачи (которые, кстати, подвергаются обоснованной критике). Для нас важно не дробление целей на подсистемные (параллельные) цели, а их объединение применительно к системе специального образования в целом. Что касается формулирования задач, то они могут быть различными в зависимости от направленности подсистемы на обслуживание тех или иные нарушений или отклонений детского развития.

На постановку цели развития системы специального образования влияет основное противоречие, возникшее в конце второго тысячелетия — это построение дифференцированной сети специального образования, охватывающей большую часть нуждающихся в ее услугах детей, и невозможность данной системы удовлетворить в полной мере особые потребности детей в развитии и запросы той части общества, которая заинтересована в решении детских проблем.

Именно это противоречие позволяет нам сформулировать цель реформирования системы — не разрушая, но трансформируя существующую систему специальных учреждений, придавая ей дополнительные функции, создавать параллельные структурные подразделения с адекватными для каждого ребенка условиями коррекционно-развивающего обучения и полного удовлетворения других его потребностей в развитии, не нанося ущерба личности.

Системное структурное построение специального образования должно обеспечивать высокий уровень доступности к получению адекватного образовательного ценза, подбор для каждого ребенка наименее ограничивающих условий развития, использование всех форм и видов помощи и поддержки для удовлетворения его особых потребностей.

В предыдущих главах мы неоднократно останавливались на характеристиках существующей российской системы специального образования, отмечая ее достоинства и недостатки. И хотя наш вывод однозначно не в ее пользу, тем не менее в современных социально-экономических условиях она однозначно успешно выполняет свою образовательную функцию. Её трансформация необходима для более полного удовлетворения особых нужд и потребностей детей с ОВЗ в системе образования. Построение новой модели специального образования должно строиться на новых основополагающих принципах, среди которых наиболее значимы следующие:

· гуманизация всей образовательной системы и постепенное слияние общего и специального образования в той ее части, которая обеспечивает единство целей в отношении ребенка как индивидуальности;

· индивидуализация обучения как универсального механизма, обеспечивающего позитивный личностный характер развития каждого ребенка;

· интеграция усилий государства и общества в организации педагогической помощи, которая базируется на идее ответственной зависимости федеральных, региональных и муниципальных органов власти в создании условий для реализации прав и потребностей детей с ОВЗ под контролем и с участием родительско-педагогической общественности;

· следование международно признанным юридически-правовым документам, Конституции и законам Российской Федерации о правах ребенка;

· законодательное регулирование механизма осуществления прав детей с ОВЗ, их охрана, защита и совершенствование;

· доступность образования каждому ребенку с ОВЗ независимо от тяжести, глубины и разнообразия индивидуальных дефектов, создание адекватных дефекту ребенка условий обучения, психолого-педагогического сопровождения, коррекции и социальной поддержки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Механизм программирования индивидуальной коррекционно-развивающей работы в условиях школы | Особые потребности детей и условия их удовлетворения в системе специального образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.