Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смешанная игровая терапия

Занятие 10

«Волшебный мешок»

Перед проведением игры ребенка просят рас­сказать, какое у него настроение, что он чувствует. Затем психолог показывает ребенку мешочек и го­ворит, что он волшебный и что в него можно сло­жить все свои ненужные чувства, например гнев, обиду, злость, страх и т. д. Ребенку предлагается сделать это, имитируя движения складывания. За­тем психолог завязывает мешочек и предлагает ре­бенку выбросить его в мусорный ящик. То же мо­жет проделать и психолог со своими чувствами.

«Вылеплялки»

Выполняется так же, как и на занятии 9.

При составлении программ коррекции тревожного поведе­ния у детей мы старались использовать наиболее известные и эффективные игры отечественных и зарубежных авторов. В то же время в содержательном плане, на наш взгляд, процесс ди­рективной игровой терапии может включать в себя любые иг­ры, направленные на коррекцию тревожности у детей. В целом содержание работы психолога в директивной игровой терапии может строиться в зависимости от целей психотерапии, инди­видуальных особенностей ребенка и возможностей психолога.

 

Смешанная игровая терапия — это метод психотерапии, осно­ванный на интеграции директивной и недирективной игротерапии.

Одной из наиболее существенных причин все более широкого распространения этой игровой терапии является неудовлетворен­ность психологов-практиков односторонностью и ограниченнос­тью какого-либо одного метода. Синтез наиболее удачных при­емов игротерапии разных форм позволяет в достаточно короткий промежуток времени использовать различные варианты игровых действий с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Использование смешанной игровой терапии для коррек­ции личностной сферы у дошкольников становится возмож­ным при четком отслеживании личностных новообразований и так называемых подвижек в поведении ребенка. Умение пси­холога своевременно отреагировать на эти изменения позво­ляет гибко использовать игровые ситуации различных методов игротерапии, что повышает эффективность психотерапевтиче­ского процесса и значительно упрощает его использование.

Для коррекции высокого уровня тревожности методом смешанной игровой терапии нами была использована про­грамма, включающая в себя занятия двух циклов (каждый по 8-10 занятий).

В первый цикл вошли занятия, в которых присутствовал синтез директивной и недирективной игротерапии при прева­лировании директивной терапии.

Каждое занятие этого цикла включает в себя три этапа.

1. СВОБОДНАЯ ИГРА РЕБЕНКА БЕЗ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ПСИХОЛОГА

Данный этап предполагает организацию взрослым свободной игры ребенка. Для большей эффективности процесса психокор­рекции целесообразно использовать специально оборудованную комнату. Это может быть игровая комната, описанная выше.

Естественно, что здесь не требуется столь тщательный подбор игрушек и игрового материала. Необходимо также отметить, что если с ребенком наряду со смешанной игротерапией про­водится и недирективная, то занятия второго этапа нужно пе­ренести в другое помещение или на улицу.

Поведение психолога в рамках первого этапа также может варьировать от реакции недирективного игрового терапевта до полного невмешательства. Такой большой диапазон в поведе­нии психолога объясняется несколько отличающимися задача­ми данного этапа. Здесь нет цели установить между психологом и клиентом отношений, основанных на принятии ответственно­сти ребенка на себя. Основные задачи, которые решаются на этом этапе, — это снижение у ребенка уровня тревожности, вызванной новой ситуацией взаимодействия, снятие напряжения и установ­ление положительных взаимоотношений ребенка с психологом. На первых занятиях этот этап выполняет задачи адаптации ребенка к всему процессу игротерапии, а на последующих — адаптации к каждому конкретному занятию.

Нужно отметить, что, хотя этап и носит название свободной иг­ры без вмешательства психолога, тот может в него включаться, по­степенно переходя ко второму этапу и занимая все более активную позицию, если ребенок сам включает взрослого в игровой процесс. Для того чтобы избежать ситуаций, когда ребенок не желает играть в предлагаемые психологом игры и отвлекаться от сво­бодной игры, можно заранее (в начале занятия) сказать ребен­ку, что он может немного поиграть сам, а затем они будут играть вместе. Нередки случаи, когда ребенок, наоборот, отказывается играть самостоятельно даже после сообщения о том, что они бу­дут играть с психологом позже. В таких ситуациях не нужно принуждать ребенка и можно перенести процесс самостоятель­ного отыгрывания на третий этап. Однако это не значит, что на всех занятиях будет единая структура их проведения. Ребенок может придерживаться одной и той же этапности, а может и от­казаться от нее. Задача психолога здесь состоит в чутком реаги­ровании на изменения настроения ребенка и соблюдении достаточно высокого уровня эмпатийности. Но это вовсе не озна­чает, что по желанию ребенка можно изменить структуру этапа. Все вышесказанное относится только к вариативности мо­ментов использования различных этапов, а не к изменению их содержания. Например, если в ходе свободной игры ребенок со­гласился на взаимодействие с психологом, то он не может через какое-то время отказаться и перейти опять к свободным играм. В таком случае психологу нужно быть твердым и довести прове­дение второго этапа до конца. Если же ребенок начинает упря­миться или капризничать, то ему необходимо объяснить, что по­сле того, как они поиграют вместе, он снова сможет поиграть один. При резко негативных эмоциональных проявлениях у ре­бенка (плач, злость, агрессивность) нужно прекратить занятие, а на всех последующих занятиях с таким ребенком строго при­держиваться одной и той же последовательности этапов.

 

2. КОНКРЕТНЫЕ ИГРЫ ИЛИ СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ПСИХОЛОГОМ

В ходе второго этапа могут использоваться две тактики про­ведения процесса игровой терапии.

Первая тактика состоит в применении конкретных игр про­граммы коррекции высокого уровня тревожности у ребенка. В данном случае, например, может быть использована одна из программ, используемых при директивной игровой терапии. Причем психологу необходимо помнить, что длительность коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного воз­раста не должна превышать 40 минут. Следовательно, на про­ведение второго этапа можно затратить не более 20 минут.

Вторая тактика, которую может использовать психолог на данном этапе, — это структурирование предлагаемых игровых ситуаций. В данном случае у психолога не будет четкой про­граммы игр, которую он может предложить ребенку, и он дол­жен владеть полной информацией о ребенке, которая включа­ет в себя следующие сведения:

1. Преобладающие психические состояния ребенка дома.

2. Преобладающие психические состояния ребенка в до­школьном учреждении.

3. Возможные причины подобных состояний.

4. Внутрисемейная ситуация.

5. Точный состав семьи, его изменения на протяжении жизни ребенка.

6. Наличие травмирующих ситуаций в жизни ребенка.

Наличие подобных сведений у психолога позволяет ему чет­ко ориентироваться в реальности или ирреальности игр ребенка, а также дает возможность запланировать возможные предложе­ния по обыгрыванию тех или иных сложных случаев, основан­ных на реальных травмирующих событиях. Подобная тактика позволяет ребенку в игре «рассказать» о своих проблемах и тем самым освободиться от некоторых из них. Особенно подобное отыгрывание важно для высокотревожных детей. Оно дает воз­можность снять напряжение и смоделировать тактику поведе­ния, что и приводит к снижению беспокойства и тревожности.

Взаимодействие психолога с ребенком на втором этапе происходит при его активной позиции.

3. СВОБОДНАЯ ИГРА РЕБЕНКА (ПРИ ЖЕЛАНИИ)

Третий этап смешанной игровой терапии включает в себя свободную игру ребенка. Однако, в отличие от первого этапа, здесь ребенку предоставляется возможность при желании за­крепить полученные модели поведения для последующего пе­реноса их за рамки игровой терапии. Еще одна цель, которую преследует данный этап, — это постепенное переключение ре­бенка с состояний, вызванных процессом игротерапии, на вза­имодействия в реальной жизни. При включении в структуру первого цикла занятий этого этапа исключается вероятность последующего дезадаптационного поведения ребенка, вызван­ного сеансами игротерапии, в группе детского сада или дома. Хотя проведение данного этапа желательно, необходимо отме­тить, что не все дети соглашаются на свободную игру. Причины подобного отказа часто связаны с легкой утомляемостью, эмоциональной перенасыщенностью или другими возникши­ми у детей потребностями. В таком случае психологу не следу­ет принуждать ребенка к игре. Нужно отвести ребенка обратно в группу и попросить воспитателя некоторое время понаблю­дать за его эмоциональным и физическим состоянием.

Во второй цикл входят занятия, в которых также присутст­вует синтез директивной и недирективной игротерапии раз­ных типов, но в этом цикле превалирует недирективная.

В занятиях этого цикла основная роль принадлежит ребенку, хотя активное участие в них принимает психолог. Это участие не ограничивается наблюдением и включением в игру ребенка только при его желании, психолог как бы «подключается» к иг­ре ребенка, предлагая либо новый сюжет, либо развертывание (разыгрывание) уже завязавшегося сюжета.

Структура занятий второго цикла не имеет такой выражен­ной этапное™, как в первом цикле. Здесь занятия строятся по принципу второй тактики поведения психолога, описанной вы­ше, то есть взрослый либо структурирует предлагаемые ребенком игры, либо сам предлагает проблемные ситуации для отыгрыва­ния. Однако активная роль психолога на данном этапе определя­ется не имеющимся у него набором игр (в данном случае такой набор отсутствует), а его непосредственной реакцией на свобод­ную игру ребенка и целесообразным вмешательством в нее.

Профессиональное использование синтеза директивной и недирективной игротерапии не только позволяет снизить уровень тревожности у детей через овладение некоторыми приемами са­морегуляции, но и дает возможность формирования ребенком самоконтроля и установления им четких границ поведения. Это, в свою очередь, позволяет ребенку прогнозировать и реак­цию окружающих, что снижает уровень общей тревожности.

Данная программа может использоваться психологом как отправная точка психокоррекционного процесса, но в то же вре­мя вариативность использования различных методов игровой терапии определяется необходимостью и своевременностью их применения в каждой отдельно взятой конкретной ситуации.

 

Глава 3.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Третий цикл — «Это Я и мои чувства» Занятие 8 | Связанные с уровнем их тревожности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.