Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С помощью методов игровой терапии

УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРРЕКЦИИ

Контрольная группа

Группа испытуемых

Экспериментальная группа

Рис. 3.3. Изменение показателей уровня тревожности у детей контроль­ной группы и третьей экспериментальной подгруппы до и после коррек­ции методом смешанной игровой терапии

Каквидно из рис. 3.3, уровень тревожности у детей третьей экс­периментальной группы, прошедшей курс смешанной игровой те­рапии, снизился до средних показателей с 60,78 до 39,32% (р < 0,05). Здесь у детей наблюдались изменения в двух направлениях. С одной стороны, дети данной экспериментальной группы овладе­ли навыками общения, совместного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. На поведенческом уровне это выражалось в боль­шей заинтересованности в коллективной деятельности, в появле­нии большей уверенности при обращении к другим людям, луч­шем понимании реакции окружающих на их поведение и т.д. С другой стороны, детям удалось сформировать некоторую внут­реннюю шкалу оценки действий, что давало им возможность про­гнозировать реакцию других людей на свои поступки, конечно, при условии, что поведение этих людей отличалось постоянством! Синтез техник и приемов директивного и недирективного методов игровой терапии позволил детям наряду с отыгрыва­нием тревожности и состояний тревоги овладеть некоторыми конкретными навыками и способами взаимодействия с людь­ми. Это является отличительным новообразованием у детей именно третьей экспериментальной группы, прошедших курс коррекции высокого уровня тревожности методом игровой те­рапии смешанного типа.

 

Результаты, приведенные в трех предыдущих разделах, позволяют говорить о возможности коррекции уровня тре­вожности в старшем дошкольном возрасте. Поскольку кроме качественной характеристики существует и количественный показатель уровня тревожности, необходимо рассмотреть его изменения, сравнив результаты до и после коррекции в каж­дой группе детей (табл. 3.2). Следует принять во внимание то, что показатели до 20% относятся к низкому, от 20 до 50% — к среднему, а более 50% — к высокому уровню тревожности.

Таблица 3.2. Показатели тревожности у дошкольников контрольной группы и экспериментальных подгрупп

до и после коррекции

До коррекции После коррекции
Контр, группа 1-я экспер. подгруппа 2-я экспер. подгруппа 3-я экспер. подгруппа Контр, группа 1-я экспер. подгруппа 2-я экспер. подгруппа 3-я экспер. подгруппа
Кол-во % во % Кол-во % Кол-во % Лш- во % Кал-во % Кол-во % Кол-во %
31   30   31   31   26   7   10   9  
12   13   13   13   15   19   18   18  
7   7   б   6   8   14   17   15  
                1   8   5   7  
                    2       1  
Средний показатель yt ювня тревожности, %
60,64 60,78 60,57 60,57 61,78 38,74 40,18 39,32

Табл. 3.2 позволяет проследить количественные изменения внутри каждой группы. Так, сравнивая результаты контрольной группы в период до и после коррекции (в самой коррекции эти де­ти участия не принимали), мы можем увидеть, что количество де­тей с показателями тревожности 64% увеличелось на трех человек, 71% — на одного, появился даже один результат 79%. Если при­нять во внимание, что все показатели выше 50% интерпретируют­ся как высокая тревожность, то можно говорить о том, что у всех детей контрольной группы уровень тревожности — высокий. Это может быть связано с тем, что диагностическое исследование про­водилось в период перехода детей из детского сада в школу, а пере­ход на новый жизненный рубеж не мог остаться без последствий для высокотревожных испытуемых. Такие дети проявляли себя как беспокойные, боязливые и неуверенные в себе. Им нередко бывало трудно сосредоточиться. Они часто болели, жаловались на плохой аппетит и сон. Страх перед возможной неудачей не позво­лял им приниматься за что-либо новое и интересное вместе с дру­гими детьми.

Сравнивая результаты всех экспериментальных подгрупп до и после коррекции, можно проследить полное изменение про­центных данных. Так, отсутствуют показатели 57, 64 и 71%, ко­торые соответствовали высокому уровню тревожности. В этих подгруппах были получены результаты в пределах от 20 до 50%, что соответствует среднему уровню тревожности. Естественно, что у этих детей не наблюдалось поведение, свойственное испы­туемым контрольной группы. Эти дети стали более самостоя­тельными, смелыми, активными, жизнерадостными, менее кап­ризными и беспокойными, научились менее эмоционально вос­принимать неудачи и не бояться новых видов деятельности. Они также научились налаживать отношения со сверстниками, вслед­ствие чего у них появилось больше доверия к окружающим. У всех детей экспериментальной группы улучшилось самочувст­вие, они стали меньше болеть, чаще ходить в детский сад.

Полученные результаты позволяют говорить об эффектив­ности игровой терапии для коррекции высокого уровня тре­вожности, препятствующего нормальному личностному раз­витию дошкольников. Результаты, приведенные в табл. 3.2, позволяют увидеть частные изменения показателей уровня тревожности у детей. Из рис. 3.1—3.3 видно, что тревожность у детей эксперимен­тальных подгрупп, прошедших курс игровой терапии, снизи­лась по сравнению с уровнем тревожности у детей контрольной группы. Полученные данные позволяют провести сравнение общих показателей для определения того, какой же из методов игровой терапии оказался наиболее эффективным для коррек­ции уровня тревожности у дошкольников.

Так, в первой экспериментальной подгруппе разность пока­зателей, полученных до и после коррекции, составляет 22,02%, что на 1,65% больше, чем во второй подгруппе, и на 0,79% боль­ше, чем в третьей. Во второй экспериментальной подгруппе эта разность является наименьшей: она равна 20,39%, что на 1,65% меньше, чем в первой подгруппе, и на 0,86% меньше, чем в тре­тьей. В третьей экспериментальной подгруппе разность показа­телей составляет 21,25%, что на 0,79% меньше, чем в первой подгруппе, но на 0,86% больше, чем во второй.

Несмотря на то что существует, хотя и небольшая, разница в по­казателях трех экспериментальных подгрупп, полученных до и по­сле коррекции, математическая обработка данных позволила опре­делить, что достоверных отличий в изменении уровня тревожности у испытуемых этих подгрупп не наблюдается, то есть сравнение ме­тодов игровой терапии не позволяет говорить о большей эффек­тивности какого-либо одного из них по сравнению с другими.

Таким образом, полученные данные позволяют сделать вы­вод, что любой метод игровой терапии является эффективным для коррекции высокого уровня тревожности у дошкольников. То, какой из этих методов выберет в своей работе практичес­кий психолог, зависит от его личных склонностей, интересов и возможностей. Еще раз подчеркнем, что эффективными яв­ляются все методы игровой терапии, поэтому совершенно не важно, какой из них будет выбран психологом для проведения коррекционной работы; важно, чтобы эта работа проводилась на достаточно высоком профессиональном уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более не­посредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более комфортно. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого; она предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем то, что он может выразить словами, поэтому он использует игру, чтобы выразить и ассими­лировать то, что переживает.

В то же время игра для ребенка — это и одна из форм «само­терапии», благодаря которой могут быть отреагированы различ­ные конфликты и проблемы. В относительно безопасной игро­вой ситуации ребенок позволяет себе опробовать различные спо­собы поведения. В восприятии ребенка игра очень далека от того легкомысленного, увеселительного времяпрепровождения, ка­ким ее обычно считают взрослые.

В терапевтических целях игру впервые использовал Зигмунд Фрейд. С этого момента берет свое начало такое направление психотерапии, как игровая терапия. Игровая терапия, имея дол­гую историю, существует в разнообразных формах. Психоанали­тикам не сразу удалось найти эффективные методы игровой те­рапии. Однако в результате признания значения игры и игрового материала на ранних, обладающих особой спецификой этапах развития человека психоанализу удалось выработать эффектив­ные способы работы с детьми. На данном этапе продолжают су­ществовать и развиваться разнообразные формы активной и пассивной игровой терапии. Одновременно сохраняет статус само­стоятельного направления недирективная игротерапия, включив­шая в себя терапию отношениями. Независимо от того, на каких теоретических положениях базируется игровая терапия, она ус­пешно развивается благодаря тому, что открывает естественный путь к установлению контакта ребенка с терапевтом. Ребенок по­лучает возможность выражать свои идеи, чувства, желания, фанта­зии, достигать разрядки эмоционального напряжения в безопас­ной обстановке постепенно и со все меньшей тревогой.

В данной книге особое внимание уделено игровой терапии и рассмотрению особенностей использования различных ее методов в психокоррекционной работе с детьми. Используя эти методы, нам удалось добиться коррекции уровня тревож­ности у детей выпускных групп дошкольных учреждений. Кон­кретный метод игровой терапии для проведения данной кор­рекции психолог дошкольного учреждения выбирает, опираясь на свой личный опыт и индивидуальные особенности детей.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коррекция уровня тревожности с помощью метода смешанной игровой терапии | Проведение исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.