Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 7. Европейская культура Нового времени

Европейская культура Нового времени охватывает XVII – XVIII вв. Она формировалась в процессе утверждения капиталистических отношений и становления новой общественной силы – буржуазии. К этому времени заканчивался процесс формирования современных европейских наций, своеобразие которых определялось как условиями исторического развития, так и культурными традициями. С развитием капитализма поощрялась частная инициатива, рос интерес к личности. Происходило дальнейшее разрушение созерцательного отношения к миру. Все большее значение придавалось созидательным способностям человека, увеличивалась его власть над внешним миром. Все больше крепло оптимистичное миропонимание, основанное на идеях возможного переустройства общества на разумных началах. Это дает основание рассматривать Новое время как самостоятельный этап развития мировой культуры.

Одной из фундаментальных новаций в духовной культуре XVII в. стал переворот в науке, который связан не только с научными открытиями и целой плеядой знаменитых ученых, но и с появлением нового типа научной деятельности и совершенно новой, научной картиной мира. Теперь наука была ориентирована на рациональное, систематизированное, достоверное и экспериментально подтверждаемое знание. В результате главной характеристикой культуры Нового времени стал рационализм, затронувший все ее сферы. При этом разум понимался как прирожденная познавательная способность и как главный критерий истины. В экономике рационализм проявился в строгом расчете, планомерном стремлении к поставленной цели; в политике – в подчинении гражданского общества утилитарным принципам; в обыденной жизни здравый смысл стал преобладать над догматизмом.

Благодаря появлению новых методов научного познания (рационалистического – Р. Декарта и эмпирического – Ф. Бекона), получили развитие естествознание и точные науки. Философия освободилась от схоластики. Элитарный гуманизм Возрождения приобрел универсальный характер. Провозглашалось право каждого на труд, жизнь, благосостояние, счастье, свободу. Английскими просветителями Дж. Локком и Т. Гоббсом были разработаны теории «общественного договора» и «естественных прав», в которых поднимались вопросы, связанные с социальными преобразованиями. В это время впервые Дж. Локком была провозглашена идея о принципах разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной). Большой вклад в развитии научного знания внесли выдающиеся ученые И. Ньютон, Б. Паскаль, Г. Лейбниц, Е. Торричелли, Р. Декарт, Ф. Бекон и многие другие. Значительных успехов достигли в изучении человеческого организма. Изобретение микроскопа голландским ученым А. Левенгуком позволило исследовать структуру живых организмов, в том числе, человека. Развитие получили национальные языки и культуры.

Таким образом, XVII в. можно рассматривать как время кардинальных преобразований. Поэтому эту эпоху называют ″веком гениев″ и временем первой НТР.

Успехи науки значительно расширили и усложнили представления о мире. Сложность и многообразие жизненных представлений о нем требовали более точного отражения реальности. Поэтому стали богаче тематика искусства, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самостоятельные стили и жанры, развивались и те, которые получили развитие в предыдущие культурные эпохи. Огромный интерес к конкретной личности, к индивидуальным особенностям привели к расцвету портретного искусства. Особое значение приобрели такие жанры как пейзаж и портрет. Поскольку в искусстве XVII в. важное значение имела среда существования человека, более многозначным становится отражение в пейзаже восприятие природы. Не меньшее внимание уделялось историческому жанру, в котором отражение реальных событий сочеталось с аллегорическими и мифологическими мотивами.

Логическим следствием новой ситуации в культуре стало формирование новых стилей – барокко и классицизма.

Барокко – от итальянского слова barocco – странный, вычурный, причудливый, а по-португальски термин означает «жемчужина неправильной формы». Возник в Италии в XVIв.. Зачинателем считается итальянский архитектор и скульптор Джованни Лоренцо Бернини. С его именем связано создание главной святыни католического мира – собора Св. Петра в Риме. Барокко - роскошный, помпезный стиль. В архитектуре подчеркивалось богатство, вычурность, монументальность. В живописи и скульптуре ощущается повышенный драматизм и патетика.

В стиле барокко реализовывались как интересы высшего духовенства, так и аристократии. Для первых - это был способ привлечения верующих к католической церкви, которая искала средства усиления своего влияния. Особенно после распространения реформационных идей. Культовые сооружения поражали воображение, прославляли величие бога, воздействовал на внутренний мир человека. А для вторых - это была возможность продемонстрировать свое превосходство. Дворцы перестали быть крепостью и утопали в роскоши. Они стали символом красоты и богатства. (Дворцы: Версаль, Фонтенбло, Эрмитаж, Петродворец. Художники: П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт ванн Рейн. Архитекторы: Ф. Барромени, Б. Бернини).

Классицизм – от лат. classicus – образцовый. Возник во Франции в XVII в. на волне общественного подъема французской нации в условиях абсолютизма под влиянием античного наследия и рационалистического учения Р. Декарта. Для стиля характерны – строгость, ясность и простота выражения, уравновешенность композиции, тяготение к гармонии. Характерной чертой классицизма стал его нравственный пафос, гражданская направленность. Центральное место в нем занимал образ разумного человека, сознающего свой общественный долг. Главными темами классицизма являются конфликт общества и личности, возвышенные чувства и переживания, воспитание патриотических героев. Классицизм утвердился во всех видах искусства и просуществовал до середины XIX в.. В этом стиле создавались дворцово-парковые ансамбли Западной Европы. В изобразительном искусстве в стиле классицизма следует выделить творчество художников – Н. Пуссена, Давида, Энгра и скульпторов – Фальконе, Гудона, Пигаля.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 6. Культура эпохи Возрождения и Реформации в Западной Европе | Вопрос 8. Культура эпохи Просвещения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.