Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы управления регионом. Система местного самоуправления в Украине. (на самостоятельное изучение)

ТЕМА 16. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЙОНОВ УКРАИНЫ

(на самостоятельное изучение)

 

 

ТЕМА 17. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАМИ. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В УКРАИНЕ

 

Управление, относящееся к региону, следует рассматривать с двух позиций: управление регионом со стороны государства (через вертикаль исполнительной власти) и управление, осуществляемое самим регионом (через местное самоуправление).

В настоящее время важность местного самоуправления определяется тем обстоятельством, что любое даже самое совершенное и демократичное государство не в состоянии из центра решать возникающие на местах социально-экономические проблемы. Потому что на месте виднее, какую улицу заасфальтировать, какой дом отремонтировать, в каком месте поменять канализацию и т.д. И чем больше страна по территории и населению, тем дальше (в прямом и переносном смысле слова) центральные власти находятся от местных проблем.

Такой подход имеет глубокие исторические корни. В небольших поселениях люди естественным путем группировались для общей жизни, проблемы которой они обсуждали на сходах и собраниях, а для осуществления текущего управления избирали соответствующих лиц – вождей, старейшин.

Согласно Конституции Украины местное самоуправление – это право территориальной общины самостоятельно решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов Украины. Оно представляет собой одну из главных гарантий развития демократии в государстве и является важным индикатором развития демократических институтов в обществе.

Местное самоуправление осуществляется территориальной громадой как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. Важно подчеркнуть, что органы местного самоуправления не относятся к органам государственной власти, хотя это не означает их полной автономии от государства и государственной власти: органам местного самоуправления могут предоставляться законом отдельные полномочия органов исполнительной власти (ст. 143 Конституции Украины) и ход их реализации контролируется соответствующими органами исполнительной власти.

Таким образом, в управлении регионами власть в Украине распределена следующим образом (рис. 17.1.):

· государство на местах представляют местные органы исполнительной власти (в лице местных областных, городских, районных администраций). Председатели администраций назначаются и освобождаются Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины. Местные государственные администрации подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня;

· коллективные интересы граждан представляют органы местного самоуправления (в лице сельских, поселковых, городских и областных советов). В состав советов входят депутаты, а исполнительный орган совета возглавляет голова. Такое положение местного самоуправления в политической системе Украины позволяет характеризовать его как самостоятельную (наравне с государственной властью) форму общественной власти.

Материальную и финансовую основу местного самоуправления в Украине составляет коммунальная собственность, которая включает часть земли и природных ресурсов, движимого и недвижимого имущества, которые находятся в собственности территориальных общин, сел, поселков, городов и др., а также доходы местных бюджетов и другие денежные средства. При этом значительную часть местных бюджетов составляют средства, получаемые и выплачиваемые безвозмездно и безвозвратно в форме межбюджетных трансфертов (из одного бюджета в другой в форме дотаций выравнивания и субвенций).

 

 

РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские, районные и областные советы и соответствующие исполнительные органы (комитеты, отделы, управления)
Местные органы государственной исполнительной власти: районные и областные государственные администрации, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации

 


Рис 17.1. Система органов управления регионом

 

Местные бюджеты являются важным инструментом влияния на развитие экономики и социальной сферы регионов. С их помощью региональные органы власти распределяют и перераспределяют валовый региональный продукта, финансируют социальное развитие территории (образование, здравоохранение, культуру, спорт и др.), инфраструктуру и др.

2. ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И МЕХАНИЗМ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ. ПРИНЦИПЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

 

Рассматривая регион как структурное целое, можно сделать вывод о том, что его развитие представляет собой объект управления. Управление регионом в таком случае должно осуществляться на основе определенных принципов и правил. Принципы управления регионом, его развитием должна определять региональная политика.

Региональная политика государства – это целевые действия госу­дарства, направленные на сбалансирование условий деятельности регионов и их результатов, повышение эффективности использо­вания совокупных региональных ресурсов и возможностей, созда­ние условий для повышения эффективности деятельности отдель­ных территорий. При этом региональная политика государства не может быть направлена на пользу одних регионов в ущерб другим.

Объектами государственной региональной политики являются территориальные образования, в пределах которых осуществляется государственное управление и местное самоуправление.

Субъектами государственной региональной политики являются, с одной стороны, центральные и местные органы исполнительной власти (управленческая вертикаль), а, с другой стороны, – органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции решают вопросы социально-экономического развития регионов (управленческая горизонталь).

Предмет государственной региональной политики – распределение власти между центром и регионами, практическая деятельность государства в регионах и автономная деятельность органов местного самоуправления.

Следует заметить, что политика регионов не обязана точно соответствовать региональной политике государства. Регионы могут иметь свои приоритеты и направления действий, иногда не совпадающие с государственными. Но и государственная региональная политика, и политика регионов не должны быть противоречивыми, тем более заостряясь до конфликта. В идеале они должны составлять единое целое, дополняя и обогащая одна другую.

В соответствии с большим многообразием процессов в регионах могут быть выделены отдельные сферы (стороны) региональной политики государства: экономическая, социальная, демографическая, национальная, научно-техническая, экологическая и др.

Ведущее положениев региональном управлении занимает экономическая политика, т.к. решение социальных, демографических, экологических, научно-технических и других проблем региона возможно в нужном объеме только при наличии соответствующих экономических предпосылок: материальных, трудовых и финансовых ресурсов, механизмов их эффективного использования и воспроизводства.

Важнейшим направлением региональной экономической политики является достижение относительной экономической самостоятельности региона, под которой понимается наличие полномочий и ресурсов (собственных и предоставленных государством) для решения органами исполнительной власти и местного самоуправления насущных региональных проблем.

Разумеется, эта самостоятельность не может быть абсолютной. Даже государство, будучи самостоятельным в решении внутренних проблем, не может не учитывать внешних обстоятельств, двух- и многосторонних договоров, принятых ранее обязательств. Тем более это касается регионов, которые являются частями государства.

Еще в 2001 г. Указом Президента Украины была утверждена "Концепция государственной региональной политики", где отмечается, что бессистемность и неэффективность государственной политики в сфере регионального развития стали одной из основных причин сдерживания социально-экономического развития Украины и рыночных преобразований в стране, ослабевания позиций Украины в международном экономическом пространстве.

Поэтому в данном документе главной целью государственной региональной политики в Украине определено "создание условий для динамичного сбалансированного социально-экономическому развитию Украины и её регионов, роста уровня жизни населения, …, а также углубления процессов рыночной трансформации на основе увеличения эффективности использования потенциала регионов, увеличения действенности управленческих решений, усовершенствования работы органов государственной власти и органов местного самоуправления".

Если же говорить проще, то целью региональной политики в Украине является сведение к минимуму тех неравенств, которые создают почву для возникновения социальных конфликтов, и мешают социально-экономическому развитию страны. А среди основных задач региональной политики Украины в Концепции можно выделить:

· уменьшение межрегиональных экономических и социальных диспропорций;

· эффективное использование природно-ресурсного потенциала регионов;

· структурную перестройку экономики регионов на инновационной основе;

· повышение роли органов местного самоуправления в решение вопросов регионального развития;

· усовершенствование межбюджетных отношений и т. д.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ ПО ЕЁ РЕГИОНАМ

 

В соответствии с Законом Украины "О стимулировании развития регионов" и "Государственной стратегией регионального развития на период до 2015 г." разработаны и утверждены основные направления региональной политики Украины по всем её регионам.

Приоритетными направлениями для регионов Украины являются:

1. АР Крым:

· развитие курортно-рекреационной сферы;

· развитие и модернизация транспортной инфраструктуры;

· внедрение энергосберегающих и экологических технологий на предприятиях добывающей и химической промышленности;

· развитие орошаемого земледелия;

· водообеспечение, защита территорий от подтопления;

· добыча энергетических ресурсов на шельфе Черного и Азовского морей;

· развитие виноградарства и виноделия.

2. Винницкая область:

· развитие высокотехнологического агропромышленного производства;

· строительство автомобильных дорог;

· развитие инновационно-инвестиционной деятельности, высокотехнологического, наукоемкого приборостроения;

· стимулирование развития пограничного сотрудничества с Республикой Молдова;

· развитие туристическо-рекреационной сферы.

3. Волынская область:

· развитие трансграничного сотрудничества, пограничной и транспортной инфраструктуры;

· реструктуризация угольной отрасли;

· реформирование жилищно-коммунального хозяйства, водообеспечение;

· развитие высокотехнологического агропромышленного производства;

· завершение геологоразведочных работ на месторождениях самородной

· меди;

· организация производства удобрений с использованием залежей фосфоритов и торфа.

4. Днепропетровская область:

· развитие высокотехнологического, наукоемкого производства. Увеличение выпуска высокотехнологической, наукоемкой, конкурентоспособной на мировом рынке продукции горно-металлургической, ракетно-космической, электронной, транспортной областей, машиностроения, ядерно-топливного цикла;

· модернизация действующих мощностей в горно-металлургическом комплексе, освоение конкурентоспособных видов металлопродукции и продукции повышенной степени готовности;

· развитие инновационно-инвестиционной деятельности и внешнеэкономических связей;

· создание современной производственной и транспортной инфраструктуры;

· рациональное использование и восстановление природных ресурсов, охрана окружающей природной среды;

5. Донецкая область:

· реструктуризация угольной промышленности;

· диверсификация рынков и увеличение экспорта готовой продукции металлургической и химической областей;

· развитие высокотехнологического и наукоемкого машиностроения;

· реформирование ЖКХ, водообеспечение;

· внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий;

· улучшение экологической ситуации, защита территорий от подтопления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Направления развития ВЭД Украины | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.