Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства восприятия

Классификация восприятий (Разновидности восприятий).

Восприятие

Чувствительность анализатора и порог чувствительности

Под чувствительностью понимают возможность анализатора реагировать на действие адекватного раздражителя, ощущать его.

Адекватный раздражитель вызывает ощущения тогда, когда интенсивность его действия достигает определённого уровня, порога.

Подпороговая сила раздражителя ощущения не вызывает.

 

Порог ощущений – это минимальное действие раздражителя, необходимое для работы цепи.

Различают пороги:

1. Нижний - характеризует минимальную силу раздражителя, способную вызвать у человека ощущение. Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность анализатора.

2. Верхний - это максимальная сила раздражителя, при котором ощущение ещё ему адекватно ( далее - боль).

 

Разница между верхним и нижним абсолютными порогами характеризует диапазон чувствительности человека. В преклонном возрасте этот диапазон значительно уменьшается.

Величина абсолютных порогов зависит от индивидуальных особенностей человека: врожденных (тип нервной системы, чувствительность анализатора) и приобретенных (работа, условия воспитания, состояние здоровья).

Что такое процесс восприятия? Как он осуществляется? И чем он отличается от ощущения?

Восприятие – это психический процесс отражения человеком предметов и явлений в целом, в совокупности всех их качеств и свойств при непосредственном действии на органы чувств.

 

В результате восприятия возникают субъективные образы предметов представления.

Представления – процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления.

 

Процесс восприятия происходит во взаимосвязи с другими психическими процессами человека:

1. мышлением (мы осознаём объект восприятия)и речью (называем его словом);

2. чувствами (проявляем своё отношение к нему);

3. волей (сознательным усилием организовываем перцептивную деятельность).

Важную роль в восприятии играют эмоциональные состояния человека, его стремления, переживания содержания воспринятого. Эмоции возникают как мотив, внутреннее влечение к познанию предметов и явлений.

В чувственном познании ощущения и восприятие проявляются в единстве. Восприятия вне ощущения не бывает!!!

 

Восприятия различают:

 

По сенсорным особенностям Подразделяются на зрительные, обонятельные, слуховые, прикосновения, вкуса, кинестетические, болевые и др. В отличие от ощущений та или иная сторона зрительного, слухового, тактильного восприятия становятся предметом осознания, понимания его значения для жизни. Восприятие предметов и явлений происходит в комплексе, во взаимодействии органов чувств: зрения и кинестетических ощущений, зрения и слуха и т.п. При этом, одна модальность является ведущей, а другие – вспомогательными. Например: в музыкальной деятельности ведущую роль играет слух, а затем кинестетическая чувствительность. У хирурга кинестетическая чувствительность играет значительную роль – это средство контроля и регуляции движений, что является необходимостью при обеспечении точности действий.
По отношению к психической жизни Выделяют восприятия интеллектуальные, эмоциональные, эстетические. - интеллектуальное восприятие. Научные знания нуждаются в интеллектуальном восприятии содержания, понимания понятий и терминов, исполняемых действий, усиленного действия памяти, внимания, мышления. - эмоциональное восприятие. Возникает при восприятии художественных произведений в искусстве. Тут ведущую роль играет непосредственное влияние воспринимаемого объекта на чувства – моральные, эстетические. Художественное восприятие осуществляется в единстве с интеллектуальным.
По сложности восприятия Выделяют восприятие пространства, движения и времени. восприятие пространства происходит с участием зрительного, кинестетического и слухового анализаторов. Объект восприятия- дифференциация размеров и форм предметов, расстояния, размещения их в пространстве, глубины, рельефа. В восприятии пространства большую роль играет глазомер. Восприятие горизонтальных линий точнее, чем восприятие вертикальных. Пространственные явления точно воспринимаются как тактильные и кинестетические. На слух успешно воспринимается направление звуков в пространстве: далеко, близко, вверху, внизу, справа, слева. Например: Направление посредством слуха можно определить с точностью до 10 градусов. При моноуральном восприятии звука точность восприятия направления повышается. При восприятии пространства, в зависимости от размещения предметов в пространстве, возникают зрительные иллюзии,то есть неточное восприятие размеров, параллельности, выпуклости, вогнутости наружу или внутрь. Например: карандаш, погружённый в стакан с водой, кажется изогнутым и т.д. - восприятие движения. Это отражение изменения положення предметов в пространстве. Зависит от того, как воспринимается движущийся объект относительно другого неподвижного или движущегося предмета. В первом случае движение предмета воспринимается более адекватно, чем во втором. Неподвижный предмет, относительно которого воспринимается движение другого предмета, кажется движущимся, но его движение воспринимается в противоположном направлении. Например: мчащийся поезд и стоящее дерево. Если в поле зрения нет неподвижного предмета, относительно которого воспринимался бы движущийся предмет, то движение воспринимается в 15 -20 раз медленней. Например: движение самолёта на фоне безоблачного неба кажется замедленным. - восприятие времени заключается в отражении продолжительности и последовательности действия раздражителя на организм. Специального органа для восприятия времени нет. Тут берут участие все анализаторы, отражая продолжительность действия стимулов. Важную роль в восприятии времени играют различные органические изменения, их ритмичность (дыхание, сердцебиение и т.п.) Непосредственное восприятие продолжительности времени является незначительным (0,7 5 секунды). Большие интервалы времени мы воспринимаем опосредовано. (Например; времена года.) - восприятие последовательности (Частный случай восприятия времени) происходит благодаря перерывам в продолжительности действия раздражителей на анализаторы. Зависит от отношения к содержанию, от характера воспринимаемого объекта. (Например: восприятие интересного вызывает иллюзию ускорения хода времени, восприятие неинтересного, неприятного, вынужденное ожидание создаёт иллюзию его замедления).

 

 

Избирательность Проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Это свойство обусловлено потребностями, интересами человека, необходимостью в знаниях, профессиональной направленностью. Выражается в соотнесении сведений, получаемых о предметах ссамими предметами как носителями определённой информации. Обеспечивает ориентацию в реальном мире и регуляцию практической деятельности человека. Является приобретённым свойством, формирующимся в процессе практики, взаимодействия с окружающим миром.
Целостность Восприятие всегда целостный образ предмета. Определяет структуру восприятия. Отсутствие в предмете какой-либо детали или одной его стороны не мешает целостному восприятию. Например: безрукий человек.
Структурность Восприятие не есть сумма ощущений, а обобщённая структура, абстрагированная отэтих ощущений.Например: образы «героя» и «злодея». Мы воспринимаем и абстрагируемся в зависимости от ситуации.
Константность Мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету и величине.Например: цвет каменного угля воспринимается как чёрный. Хотя на солнце он кажется желтоватым, цилиндр воспринимается - как круглый, хотя в некоторых положениях его форма больше похожа на эллипс; «небо синее», "трава зелёная» и т.д.
Осмысленность Восприятие тесно связано с мышлением и пониманием сущности предмета и явления. Она придаёт оригинальность нашему восприятию. Глубина осмысления зависит от опыта и знаний. Потому одни и те же предметы людьми разного уровня культурного развития, детьми и взрослыми воспринимаются и осмысливаются по-разному.
Синкретичность Восприятие, характеризующееся нераздельностью, слитностью воспринимаемой информации. Характерно для детей, неопытных людей. Приводит к неадекватности восприятия. При этом один предмет может быть принят за другой. Во многих случаях человек видит то, что хочет увидеть, в зависимости от установки восприятия, которая во многом обусловлена содержанием предыдущего опыта, направленности. Например: «все мужчины -...», «все женщины ~...» или «жизнь прекрасна и удивительна» и т. д.  
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общие свойства опущений | Особенности мышления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.