Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы воспроизведения

Воспроизведение и его виды

Запоминание и его разновидности

Забывание

Основные механизмы памяти

1. Запоминание;

2. Воспроизведение;

3. Сохранение;

Запоминание - один из главных процессов памяти. Основанием его является создание и закрепление временных нервных связей.

Запоминание, как и другие психические процессы, бывает непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное запоминание осуществляется без специально поставленной цели запомнить. На него влияют яркость, эмоциональная окрашенность объектов. Ему способствует наличие интереса. Имеет место в тех случаях, когда любое явление возникает по контрасту на общем фоне. Имеет большое значение в жизни человека. Способствует обогащению его жизненного опыта. Большую роль непроизвольное запоминание играет и в учебной деятельности
Произвольное запоминание отличается от непроизвольного уровнем волевого усилия, наличием задачи и мотива. Оно имеет целенаправленный характер, в нем используются специальные способы и приемы запоминания. Бывает механическим и смысловым (логичным): 1. Механическим является такое запоминание, которое осуществляется без понимания сути. Оно приводит к формальному усвоению знаний. 2. Смысловое (логическое) запоминание опирается на понимание материала в процессе действия с ним, поскольку, только действуя с материалом, мы запоминаем его.

Условиями успешного запоминания являются:

· многократное, разумно организованное и систематическое повторение, а не механическое, которое определяется только количеством повторов;

· разделение материала на части, выделение в нем смысловых единиц;

· понимание и т.п.

· действенный характер освоения знаний, интерес к материалу, установка на запоминание и т.п.

А так же:

· степень завершённости действий запоминания (Эффект Зейгарник — лучше запоминаются незаконченные действия)

· учёт интересов и склонностей личности (вообще);

· учёт отношения личности к той или иной деятельности;

· эмоциональный настрой;

· волевое усилие и физическое состояние личности.

 

Воспроизведение – один из основных процессов памяти. Воспроизведение является активизацией ранее образованных временных нервных связей в коре больших полушарий головного мозга.

Оно является показателем прочности запоминания и вместе с тем последствием этого процесса.

Простейшая форма - узнавание Узнавание представляет собой воспроизведение, которое возникает при повторном восприятии объектов. Узнавание бывает полными неполным. 1. При полном узнавании повторно воспринятый предмет сразу отождествляется с ранее известным, полностью восстанавливаются время, место и другие детали предыдущего ознакомления с ним. Например, при встрече хорошо знакомого человека, или когда мы идём по хорошо знакомой улице и т.п. 2. Неполное узнавание характеризуется неопределенностью, трудностями соотнесения предмета, который воспринимается, с тем, что уже имело место в предыдущем опыте. Например, услышав мелодию, человек может переживать чувство знакомого, однако будет неспособен отождествить ее с конкретным музыкальным произведением.
Сложная форма – воспоминание Происходит без повторного восприятия того, что воссоздается. Может быть произвольным (например, нужно вспомнить при написании слова правило) и непроизвольным (когда образ или сведения всплывают в сознании без осознанного намерения). Такое явление называется персеверацией. Под персеверацией понимают представление, имеющее навязчивый характер. Появляются образные персеверации после многократного восприятия определенных предметов или явлений, или же когда имеет место сильное эмоциональное влияние на человека. К непроизвольному воспроизведению принадлежит явление реминисценции, или "всплывание" в сознание того, что невозможно было вспомнить сразу после его запоминания. Реминисценция - снятие усталости нервных клеток, которая наступает после выполнения сложней мнемической задачи. По истечению некоторого времени эта усталость исчезает, а продуктивность воспроизведения вырастает. Специфической формой этого воспроизведения является жизненный путь человека в контексте исторических условий периода времени, к которому он, так или иначе, был причастен непосредственно. Это обусловливает насыщенность воспоминаний разнообразными эмоциями, которые обогащают и углубляют содержание воспроизведения.
Припомина­ние Потребность в припоминании возникает тогда, когда в нужный момент не удается вспомнить того, что необходимо. В этой ситуации человек напрягает волю, пускается в поиск путей активизации предыдущих впечатлений, обращается к разным мнемическим действиям. Может быть сложной умственной деятельностью, которая включает в себя поэтапное воспроизведение всех обстоятельств и условий, при которых происходит процесс запоминания предмета или явления.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Непроизвольная и произвольная память являются ступенями развития памяти человека в онтогенезе. | Забывание и его причины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.