Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. Политическая власть – основная проблема политологии

 

 

Власть - извечное яблоко раздора между людьми, социальными группами, классами, государствами. Известный советский поэт Осип Мандельштам писал: «Власть отвратительна, как руки брадобрея», а другой наш поэт Давид Самойлов сказал: «Власть отвратительно бездарна». Но власть – это непременное условие порядка и организованности. Борьба за власть - самое бескомпромиссное соперничество групп и партий, порой приводящее их к полному уничтожению. Вопрос о власти – главный вопрос любой революции.

Таким образом, мы видим, что ядро политики составляет власть. И в истории политической мысли проблема власти всегда была одной из основных. Н.Макиавелли говорил, что власть – это реальная способность государства управлять подданными. Цель государства и политики – увеличение власти любыми способами. Орудие власти – право, основа власти – хорошие законы и хорошее войско. Социальную природу государственной власти Макиавелли выводил из борьбы знати с простонародьем. [62]

Представления о главенствующей роли политической власти в обществе развивал англичанин Т.Гоббс. Государственной властью он называл лицо или собрание, воле которого подчиняются все прочие. [63] Власть есть сила, она безгранична и абсолютна, держит людей в страхе, и люди подчиняются ей, чтобы избежать «войны против всех», считал Т.Гоббс.

Идея политической власти как организованного насилия экономически господствующего класса была присуща и марксизму. [64]

Так же традиционно понимал власть и немецкий политолог М. Вебер. По его определению, власть есть отношение господства над людьми, базирующееся на легитимном (законном) насилии. «Главное средство политики –насилие»,- писал М.Вебер. [65]

Современные теоретики так же много внимания уделяют этому вопросу. Фундаментальную роль власти в политологии отмечали Б.Рассел, Т.Парсонс. При этом до сих пор нет единого определения власти. Авторы книги «Введение в политологию» пишут: «Еще никто не нашел удовлетворительного объяснения явлению политической власти». [66]Что касается природы власти, то она многими авторами рассматривается как свойство системы общественных отношений. [67]

В чем сущность власти? На этот вопрос существует несколько точек зрения:

1. Директивная, исходит из того, что власть – господство, которое обеспечивает выполнение приказа, директивы. Данная концепция глубоко разработана американскими политологами из Чикагского университета.

2. Функциональная, которая гласит, что власть – умение индивида реализовать функцию управления (ее предложил французский ученый М.Фуко). Следуя его утверждению, власть – отношения между субъектами, их связи, коммуникации, и, поскольку участники властных отношений неравноправны, то власть подвижна и концентрируется в точках, где пересекаются силовые линии.

3. Созидательная говорит, что власть созидающее начало и ее задача поддерживать систему в оптимальном состоянии.

4. Анархистская отрицает всякую власть как орудие угнетения и насилия.

5. Социо-культурная (представитель Н.Бердяев) утверждает, что начало власти, связано со злом, она сеет зло, человек, достигший власти становится аморальным.

Немало и концепций определений власти:

А). Телеологические, то есть с точки зрения цели –власть – это реализация намеченных целей.

Б). Бихевиористские (зависят от типа поведения) – власть – это когда одни командуют, а другие подчиняются, то есть власть как самоцель.

В). Психологические – стремление к власти – это сублимация подавленного сексуального либидо (З.Фрейд) или психической энергии (К.Юнг). Высказывается мнение, что власть осуществляют при помощи гипноза, и власть основана на командовании и подчинении.

Г). Системная – власть – способность системы обеспечивать исполнения ее элементами принятых обязательств (Т.Кларк, К.Дойч).

Д) Структурно-функционалистская (Т.Парсонс) – власть – это свойство социальных статусов и ролей, позволяющих контролировать ресурсы и средства влияния.

Е). Реляционистские – власть - это отношения между двумя партнерами (субъектом и объектом).

Субъект – это человек или организация, имеющие волю к власти, компетентные, авторитетные, действующие на основании приказа или распоряжения.

Объект –люди или организации, готовые к подчинению и повиновению под силой страха, привычки, убеждения, авторитета

Средства или ресурсы власти – все, что индивид использует для влияния на других. Типы ресурсов: утилитарные (материальные и социальные); принудительные (административные наказания); нормативные (экономические, культурные, информационные, силовые, демографические).

Процесс власти зависит от способа властвования – в первом случае объект побуждается к действию, во втором блокируется, то тесть обеспечивается его бездействие.

В «Философском словаре» дано следующее определение власти – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, с помощью какого-либо средства (авторитета, насилия, права. Таким образом, власть бывает экономическая, семейная, политическая, государственная.

В чем состоит политический аспект власти? Для марксистской политологии главным всегда был классовый характер власти. В.И.Ленин самым важным считал участие во власти и устройство государственной власти. М.Вебером политический смысл власти трактовался гораздо шире. Политику он считал искусством объединения, а не разъединения людей, которая характеризуется отношениями партнерства между индивидуумами и группами людей, а не классового подчинения. По М.Веберу существует политика банков, профсоюзов, руководителей корпораций, наконец, есть политика умной жены по отношению к мужу. Таким образом, он трактует политику шире, чем марксисты, для него – это служение народу в целом. А классовая власть – лишь частный случай, который абсолютизируется марксизмом. Кроме того, согласно марксизму власть опирается лишь на насилие,. Однако власть может опираться и на закон, традицию, добровольное подчинение, религиозное почитание, единоначалие и т.п.

Особенностями политической власти являются следующие моменты:

1. она связана со сферой политических отношений, основа которых политическое управление;

2. она зависит от специфики политической системы, института государства;

3. политическая власть имеет ограничения, объем которых диктуется политическим режимом;

4. в классовом обществе политическая власть выражает интересы господствующего класса.

 

Понятие политического господства.

 

В мировой политической мысли данное понятие разрабатывали Платон, Аристотель, Цицерон, Аквинский, Августин, Макиавелли, Гоббс, Руссо, Кант, Маркс. Но признанным автором теории о политическом господстве является немецкий ученый Макс Вебер. Он не отождествляет власть с господством. Политическое господство – это когда одна из сторон требует повиновения, а другая добровольно повинуется. Добровольность повиновения, легитимность, законность власти для М.Вебера – норма. Но мотивы, по которым одни люди подчиняются другим, различны: это и интерес, и традиции, и склонности. М.Вебер предложил три чистых типа политического господства:

1.Легальный – царит в демократическом государстве, где правят законы и рациональность. Там люди лично свободны и независимы. В таких странах ценится профессионализм и компетентность.

11. Традиционный – он обуславливается моральными нормами, основанными на вере не только в законность, но и в священность (это страны феодальной Европы и Востока). При этом типе граждане зависят от воли господина и не имеют личной свободы.

111. Харизматический – от слова – харизма (обожествление). В государствах такого типа правителя обожествляют, приписывают ему сверхъестественные способности. Эти страны держаться на личной преданности, эмоциональной вере.[ 68 ] В таблице это можно выразить так:

 

Типы политического господства

 

  Легальные Традиционные Харизматические
Правила, нормы Рациональные Патриархальные Установлены лидером
Глава системы Должностное лицо Монарх Пророк
Источник авторитета Демократия Традиция Вера
Форма легитимности Вера в нормы Вера в порядок Вера в лидера
Тип администрации Бюрократия Подданные Свита лидера
Тип поведения Целерациональный Традиционный Эмоциональный

 

Каковы средства политического господства? Это популизм и коллективизм. Популизм – совокупность идей и движений, основанных на поверхностных, сиюминутных настроениях. Подобное происходит в основном в трудные и кризисные моменты истории, когда для многих лидеров власть становится самоцелью и они не брезгуют ничем для ее достижения. Иногда это влечет разгул охлократии, торможение социального процесса. Порой бывает и наоборот, когда умный и дальновидный политик, отказываясь от претензий на неограниченную власть, дает сильнейший толчок позитивным изменениям в обществе. Так было, например, в Америке периода борьбы за независимость, когда Д.Вашингтон отказался от президентства, несмотря на огромный авторитет в стране.

Коллективизм как орудие политического господства имеет много отрицательных моментов. Он лишает человека индивидуальности, человек становится частью коллектива, подвергается тотальной обработке при отсутствии свобод. Это характерно для коммунизма и фашизма. Подробно об опасностях коллективизма как орудия политического господства писал известный русский философ Н.А.Бердяев в работе «Истоки и смысл русского коммунизма».[69]

 

Политическое лидерство.

 

Лидер (от английского «ведущий») – лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности. Лидерство – это прежде всего влияние на других, авторитет, власть и кьонтроль над ними, но оно должно быть постоянным, воздействовать на всю группу, быть приоритетным. Лидерство – это управленческий статус, руковолящая должность, это особого рода предпринимательство на политическом рынке. В политике различают лидеров трех уровней: малой группы, общественного движения и политика, действующего во властных отношениях.

В античности лидерство носило ярко выраженный личностный характер, в средневековье превозносилось умение сплотить группу для лостижения поставленных целей, в соврменном мире ценится выдвижение программы и достижение власти. Лидерстов бывает формальным и неформальным. Природа лидерства достаточно хорошо изучена, выдвинуто много теорий, в том числе теория черт. Она утверждает, что лидерам присущи черты героя, они могут вести толпу за собой, нарвятся людям, оладают умом и алантами. Проверка данной теории не дала положительного результата. Как ни странно вссокие качества людей часто служат препятсвием к успеху, например, в бизнесе. Набор черт характера сильно варьируется в зависимост от эпохи и запросов времени. Это породило вторую волну теории черт- факторно-аналитическую концепцию. Она различает каечтсва лидера и харарктерные для него черты поведения. В.И.Ленин был добр к близким, но это не помешало ему стать тираном-деспотом, подписывающим смертные приговоры.

Ситуационная концепция объясняет лидерство слежствием определенной ситуации. Обстоятельства делают лидера. Например, лидер-пропрок не победит на прагматичном Западе, но будет вождем в исламском Иране.

Есть теория, которая на первый план ставит последователей лидера – лидера «делают» его ученики, конституенты. Яркий пример – выборы на должность президента Б.Н.Ельцина, заслужившего довекрие людей критикой партийного руководства, или лозунги большевиков в октябре 1917 года («Мир –народам», «хлеб –голодным», «землю –крестьянам») Особенно это проявляется в тоталитарных системах – Сталин, Гитлер. Хусейн, Кастро и т.п.

Психологические концепции лидерства делают упор на подавленном либидо (влечении сексуального характера). Неудовлетворенное либидо по З.Фрейду приводит человека к мысли самоутвердиться в политике. Для многих занятие высокого поста носит компенсаторные функции. Недаром Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер были маленького роста. Некотрые из лидеров имели физические недостатки, как сухорукость Сталина.[70]

В современной политологии используется и такая типология лидерства- знаменосец, служитель, торговец и пожарный. [71] Первыми были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни. Они увлекали массы за собой. Лмдер-служитель всегда учитывает интересы масс и ориентируется на них. Лидер - торговец заставляет массы «купить» его идеи. Лидер-пожарный ориентируется на сиюминутные проблемы, насущные требования момента.

Есть и другие классификации лидерства: правящие, оппозиционные; крупные, мелкие; кризисные, рутинные; пролетарские, буржуазные и т.д.

Завышенной оценкой функций лидера является культ личности, это явление расцветает пышным цветом в тоталитарном обществе с подданической и патриархальной политической культурой. Так или иначе, но выдвигаясь из общей массы, лидеры сплачиваются в политическую элиту.

 

Политические элиты.

 

С понятием политического господства тесно связан вопрос о политической элите. В переводе с французского термин «элита» означает все самое отборное, лучшее, избранное. Это слово имеет два значения – оно применяется для характеристики лучших черт (все лучшее может называться элитным), и как наименование аристократии - наилучшей группы общества.

Избранные, мудрейшие, привилегированные слои населения, очень немногочисленные, призванные управлять другими, существовали с глубокой древности. Еще Платон говорил о мудрецах, столь нужных в его идеальном государстве. В Древней Индии это были правители-брахманы. Фундаментальные исследования элит провел Н.Макиавелли, высказавший ряд теоретических соображений по этому поводу: у элиты должны быть непременно особые качества (образование, воспитание, происхождение); групповая сплоченность или самосознание; любое общество является элитарным; смена элит происходит в борьбе за власть; если элита стремится долго сохранить власть в своих руках, не обновляясь из народа, то наблюдается тенденция к ее вырождению.

Но только в ХХ веке политологи начали подробно исследовать данную проблему. Сорель, Парето, Моска активно занимались изучением этого вопроса. Теорию дихотомии, деления людей на управляющих и управляемых разработал итальянский политолог Г.Моска (1858 –1941 г.г.). Первые должны иметь способность к управлению, материальное, моральное, организованное превосходство. Иногда имеет место аристократизация общества, иногда преобладает демократическая тенденция. В первом случае общество бывает закрытым и неспособно к обновлению, во втором – оно регулярно пополняется из низших слоев (как было в СССР с классом управляющих - номенклатуры).

Соотечественник Г. Моски - В. Парето (1848 –1923 г.г.) разделил элиту по психологическим и социальным качествам на «лис» и «львов». А Михельс (1876 –1036 г.г.) предложил закон олигархических тенденций, элитарности общества. Параметрами элитарности он называл:

1. Особые свойства элиты.

2. Взаимоотношения внутри элиты.

3. Отношения элиты с неэлитой.

4. Рекрутирование элиты.

5. Роль элиты в обществе, ее влияние.

 

Направления современной элитарной теории.

 

В современной политологии проблеме элит уделяется большое внимание и существует много новых теорий и взглядов на эту тему. В частности, ценностные теории, утверждающие, что элиты – ценный элемент системы. Это сливки общества, обладающие прекрасным образованием, огромными способностями, деловой квалификацией, они – интеллектуалы, заботящиеся об общем благе, наиболее ценные представители нации. Элитарность – условие существования и функционирования любого общества и не противоречит демократии. Н.А.Бердяев вывел «коэффициент элиты» – соотношение элиты к числу грамотных людей и получилось, если элита составляет в обществе 5 %, то общество находится на пике своего развития, если –1%, то в обществе царит застой и элита превращается в касту.

Теории демократического элитизма говорят о существовании элитарной демократии (представитель Й.Шумпетер), концепции плюралистических элит пишут о существовании множества элит, леволиберальные концепции (Ч.Миллс) – о существовании одной элиты, которая занимает командные позиции и рекрутируется из своей среды, тем самым обеспечивая себе политическое господство.[72]

Каковы же причины существования элит? Их много. Это и неравные условия жизни, неодинаковое образование, разные способности и наклонности людей, различная значимость их труда. В элиту попадает наиболее привилегированная группа, политически активная, квалифицированная, стремящаяся управлять, экономически богатая, занимающая престижные позиции в обществе.

Типы элит могут быть разными: наследственная (аристократическая), ценностная (престижная), властная (обладающая властью), функциональная (управленцы). Элита делится так же на правящую, оппозиционную, открытую, закрытую (какой, например, было дворянство).

Элита бывает высшая (на 1 миллион человек 50 представителей, в З.Европе – 200 – 400 человек – ядро такой элиты), и средняя (составляет 5% населения страны, у них профессиональный статус, образование, они наиболее информированы и организованны). Есть в элите и группа маргиналов, когда они могут причислить себя к элите лишь по одному признаку.

Интересно сравнить систему отбора элиты времени административно-командной системы в СССР и элиты демократического общества:

 

Социализм – Отбор гильдий Предпринимательская – Демократия
1. Закрытость 1. Открытость
2. Много институциональных фильтров 2. Мало формальных требований
3. Закрытый круг селектората 3. Широкий круг селектората
4. Воспроизводство элиты 4. Конкурентность
5. Приемственность, бюрократизм, деградация 5. Ценят личные качества

 

 

Бюрократия.

 

Институт бюрократии необходим для нормального функционирования государства. В обыденной жизни мы называем бюрократами административный персонал и часто употребление этого слова носит отрицательный смысл, так как означает волокиту, рутину. Но в политологии оно нейтрально и делает упор на административном аспекте организаций, то есть ту сторону отношений, которая направлена на поддежание формальных механизмов деятельности организаций. Это люди, осуществляющие только управленческие функции, обеспечивая жизнеспособность организации. В переводе с французского «бюрократия» – это власть канцелярии.

Классическую теорию бюрократии создал немецкий политолог начала ХХ века Макс Вебер. Суть ее в нескольких моментах:

1. В организации должно быть четкое разделение труда и высокая специализация, что повышает профессионализм работников.

2. Должности в организации располагаются по иерархическому принципу (каждый ответственен перед вышестоящими и обладает властью над нижестоящими).

3. Организация имеет специальный административный штат из служащих разного уровня, которые должны обеспечить ее нормальное функционирование.

4. Действия лиц строго подчинены инструкции и правилам, которые обеспечивают единоообразие процесса и делает неизменной работу в зависимости от изменения штиатов.

5. Должностные лица должны действовать беспристрастно.

6. Администартивный работник имеет право на продвижение по службе, карьеру, может рассчитыввать на высокий оклад, льготы и хорошую пенсию. [73]

В марксистской литературе понятию бюрократия придается негативный смысл, она оторваная от народа, чуждая ему и управляющая им система, которая заботится о собственном сохранении и воспроизводстве. Это государство в государстве. Для бюрократа вышестоящий чиновник – самый высокий авторитет. При этом бюрократия тесно связана с демократией, бюрократия является спутником становления демократических институтов. Так было на Западе, так происходит сегодня в России. [74]

Если по М.Веберу бюрократия рациональна, эффективна, необходима, он даже идеализирует ее, то, возникшая уже после смерти М.Вебера (он умер в 1920 году) советская бюрократия тоталитарного общества в корне отличается от «идеальной» бюрократии. Конечно, советская бюрократия возникла не на пустом месте – начиная с Ивана Грозного интересы российского народа были подчинены государству. Чтобы управлять огромной империей, нужен был большой административный аппарат, которому верноподданически подчинялась вся страна. Эту бюрократическую традицию не сломали революции начала ХХ века, напротив, возникла охлократическая бюрократия, когда власть становится самоцелью, усиливается репрессивный аппарат. Новая бюрократия выросла из революционеров-профессионалов, окончательно сложилась в эпоху сталинизма, став административно-командной системой. Советскую бюрократию называли по-разному –«новый класс», «номенклатура».[75] Основные ее характеристики:

- наличие ядра бюрократии – партии (КПСС);

- партийное руководство срослось с государственным (Советы были представлены коммунистами);

- власть бюрократии была монопольной и подкреплялась фактическим владением общественной собственностью и присвоением прибавочной стоимости;

- это была «какистрократия» – правление худших, некомпетентных, лишь ВПК поглощало лучшие кадры и сверхмилитаризированная, сверхцентрализированная экономика шла к кризису 80 –90 годов.

В Германии, Италии так же гоподствоала тоталитарная бюрократия, но экономическая основа (частная собственность) и лозунги (расовая идеология национал-социализма) были другие. «Новые бюрократы» теперь были защищены номенклатурными списками и должностями, они были комформистскими, соглашательски настроены, так как при нарушении интересов клана безжалостно выбрасывались. Традиционный тип гоподства при тоталитаризме слился с харизматическим. Эта бюрократия в корне отличалась от веберовской, так как не было разделения труда, профессионализма, ответственности, деятельности в рамках закона и т.д. Бюрократические традиции являются серьезным препятствием для преобразования сегодняшней политической системы России.

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 5. Современные политические теории | Лекция 7. Политическая система общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.317 сек.