Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика культуры

Рассматривая морфологию культуры как неотъемлемый элемент общества, мы рассматриваем это общество как устойчивую систему, обладающую внутренней завершенностью, пребывающей в состоянии покоя. О. Конт сказал бы, что общество находится в состоянии статики. И такой подход правомерен, когда речь идет о выяснении структурной композиции общества и культуры. Но он ограничен и неполон, т.к. не учитывает, что общество и его культура динамичны. Следовательно, можно констатировать:

1. Общество – постоянно изменчивый феномен, столь же изменчива и культура. Составляющая общественного видоизменяющегося процесса есть культурный процесс. Здесь возникают проблемы связанные с познанием направленности культурного процесса, его цикличности или линейности, повторяемости и т.д. Кроме того, культурный процесс не только составляющая общественного процесса, но и автономная сторона, оказывающая обратное влияние на общество и его изменения.

2. Содержание культурного процесса определяется типом общества, в котором он протекает.

3. Культурный процесс неоднолинеен (развитие одних образцов и угасание других), разновременен (одни более продвинуты, другие отражают еще устаревшие элемент ы), разнокачественен и по содержанию, и по форме.

4. Культурный процесс складывается из исторически переходных форм (фаз, этапов), которые называются культурными эпохами.

5. Источником культурных изменений является общественный вызов (например, социальные или экологические ситуации), которые либо угрожают существованию общества, либо не могут быть решены людьми при помощи освоенных (старых) моделей культуры.

Возникновение таких ситуаций неслучайно. Социальные процессы в обществе неравномерны и подчиняются своим собственным ритмам. Но ритм (темп) изменений в культуре более замедлен. Это ведет к порождению противоречий и, как следствие, к конфликтам между культурой и другими системами общества, например, экономикой, политикой.

Общественный вызов может принимать разные формы, но он всегда конфликтен. Примеры: оппозиция культуры – экономике или политике (и наоборот); встреча с иной культурой, созданной другой цивилизацией. Оба эти случая ведут за собой культурный шок или ослабление влияния культуры. Но может быть и другой выход – культурное обновление. Выбор здесь уже зависит от содержания культуры:

- если культура замкнута на себя и самодостаточна, то в столкновении культур она не способна принять вызов и гибнет (история знает такие факты);

- если культура открыта для новаций, то она справляется с шоком, приобретает иное содержание и качества, не утрачивая своей идентичности;

Напомню, что культура обладает автономностью, поэтому развитие и изменения в ней должны быть объяснены с точки зрения ее саморазвития, самодвижения.

Этот вопрос еще слабо изучен. Понятно, что источником развития любого явления являются противоречия. Попытаемся назвать некоторые противоречия внутри самой культуры, являющиеся источником ее самодвижения:

- противоречие между естественной (природной) технологией и искусственной, составляющей сущность культуры (экологическая проблема);

- противоречие между творчеством, как осознанной и целенаправленной деятельностью, и необходимостью закреплять каждое творческое достижение в системе норм, стереотипов правил и действий;

- противоречие между общественным смыслом культуры, которая всегда вечна с точки зрения социального пространства и времени, и личной формой сохранения, функционирования и развития культуры, которая с точки зрения жизнедеятельности личности не только конечна, но и непродолжительна.

Отсюда мы можем позволить себе выделить основные функции культуры в обществе, которые дихотомны по своей сущности.

1. Итак, культура – это способ выделения, отчуждения человека от природы, окружающей среды и одновременно способ соединения с ней.

2. Культура – это способ интеграции общества и одновременно способ дифференциации социальных слоев, групп, классов, этносов, индивидов.

3. Культура – это способ бытия и сохранения общества (так как формируются, передаются из поколения в поколение цели, ценности, смыслы и т.п.) и одновременно способ расширенного воспроизводства, способ её развития, изменения (вплоть до разрушения и гибели).

Итак, подведём итог всему выше сказанному.

1. Культура - это сложное образование, вбирающее в себя искусство, систему знаний, освоенных обществом, нравы, способы (технологии) поведения, принятые в разных сферах человеческой деятельности: в труде, экономике, политике, военном деле, семейной жизни и т.д. Культура представляет собой целостное образование, в котором все его составляющие объединены системными связями. Культура – это всеобъемлющее явление по отношению к миру человека с его артефактами, практикой и институтами. Естественно, что термин «культура» относится к трудно определяемым. Счёт значений этого слова идёт на сотни (А. Моль). Научные дискуссии (споры), ведущиеся внутри сообщества социологов культуры, своим продуктом имеют создание парадигм (Т. Кун).

В парадигме немецкой философской традиции (конец XIX - начало XX вв.) культура рассматривается как совокупность творений человеческого гения, наполненных эталонами красоты, веры, гармонии. Они соответствуют божьему замыслу, национальному духу сообщества. Культура – это явление избранных, аристократов духа. Под натиском цивилизации культура гибнет, что может привести к краху и человека (О. Шпенглер).

В парадигме «культура как репрессия», принадлежащая З. Фрейду, термин «культура» трактуется как система запретов, наказаний, всевозможных защитных средств от враждебных побуждений человека, и лишь во вторую очередь, как орудие и инструмент, нужный для покорения внешней природы и производства материальных благ.

И, наконец, парадигма «как образ жизни», в которой, прежде всего, и работают социологи культуры. Главные принципы этой социологической парадигмы можно свести к следующим:

- нет единой культуры. Существует множество культур, каждая из которых в равной степени самоценна и самодостаточна;

- культура совпадает с человеческой практикой, содержание которой – приспособление людей к природной среде особыми вне биологическими технологиями (способами), какими бы они не были: примитивными или сложными, исполненными красоты или пошлости;

- культура обладает целостностью. В ней нет лишних элементов. Ритуалы, традиции, обычаи – все они исполняют определенные функции, образуя особые институты.

2. Культура существует в связи с обществом, образуя в нём особую подсистему. Особенность ее состоит в том, что культура представлена во всех иных подсистемах общества, сообщая смысл и организацию человеческой деятельности. Строение культуры включает в себя компоненты, необходимые для того, чтобы состоялась человеческая практика.

3. Культура как динамическое явление переживает процесс исторических перемен вместе с обществом, но по своим особым правилам. Состояние и содержание культуры в определенной пространственно-временной протяженности, с присущим ей стилем (стилями) характеризуется как культурная эпоха. Источником культурного процесса является вызов общества, принимающий разные исторические формы. Культурный процесс осуществляется путем возникновения, распространения и интеграции культурных инноваций (изобретений и заимствований).

 

 

Приложение 1

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Многообразие и единство культуры | Темы докладов, сообщений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.