Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение мифов

Культуры общества

Мифология как элемент духовной

Лекция 5.

План лекции:

1. Возникновение мифов.

2. Историческая эволюция мифов.

3. Особенности мифологического сознания.

4. Миф в современном мире.

 

 

Миф – одно из самых туманных и спорных в плане интерпретации явлений культуры. Возникнув на ранних этапах истории человечества, он существует и сегодня, хотя его роль, значение, форма выражения и характер связи с другими элементами культуры существенно изменился.

Чтобы с возможной полнотой раскрыть сущность явления, предсказать какую роль оно будет играть в будущем, важно понять, как оно возникло, какие функции и как выполняло в жизни общества, как развивалось в истории культуры. Многие загадки настоящего и будущего скрываются в глубинах прошлого. В определенном смысле происхождение мифа раскрывается в этимологии самого слова. Греческое слово «миф» первоначально было очень емким по своему значению: речь, слово, разговор, беседа, замысел, известие… Но именно эта многозначность, возможно, раскрывает происхождение мифа как феномена культуры, его своеобразие.

Миф генетически восходит к эпохе возникновения человека и общества, когда «вторая сигнальная система» (речь, слово) как способ общения и взаимодействия индивидов в совместной жизнедеятельности. Эволюция первобытного стада в общину происходила через укрепление социальных связей внутри общины и отделение её от других. Этот двуединый процесс интеграции в общность был, очевидно, связан с усилением у индивидов чувства сопричастности к коллективу общины, к «своим» (противостоящим «чужим»), возникающим на основе закрепления коллективного опыта в ритуале и мифе.

Ритуал – это совместное повторение некоторых действий. Как правило, ритуал повторял все моменты деятельности, необходимой для жизни первобытного коллектива (охота на определенных животных, война и т.д.), но всегда с конечным положительным результатом. Это была как бы «идеальная программа» жизнедеятельности коллектива, которая помогала удерживать в памяти, хранить и передавать жизненно важный коллективный опыт. В то же время, участие в коллективном повторении одних и тех же действий рождало ощущение единства, причем не в современном представлении единства интересов автономных личностей, а ощущение единства живого организма, частичкой которого являлся каждый индивид. Подобное психологическое воздействие ритуалов на человека возможно и сегодня. В этом был смысл, например, шествий нацистов в Германии времен фашизма, и многих иных коллективных шествий в современном мире, рождающих ощущение единой, невероятно могущественной силы.

Миф – словесное повторение жизнедеятельности общины; жизненно необходимые, коллективно вырабатываемые (и регулируемые) формы мышления. С помощью мифа – через слово – осуществлялось воздействие складывающегося общества на человека и таким образом осуществлялось принуждение его к определенным нормам мышления и поведения с сородичами. Коллективное архаическое сознание, облеченное в слово, и есть миф. В нем очень сильна объединяющая (коммуникативная, интегративная) функция и стремление воздействовать (регулятивная функция) на человека словом (внушение!), а не делом.

Первоначальные мифы отличались от известных сегодня литературно обработанных рассказов, историй (например, мифов Древней Греции в пересказах Гомера, Гесиода и других знаменитых античных авторов). Это были мифы-выкрики, мифы-плачи, мифы-приказания и мифы-запреты, посредством которых люди на заре истории осваивали свое коллективное бытие, выстраивая систему взаимодействий в общине и регулируя взаимоотношения с окружающим миром. Все они были очень кратки, примитивны и смутны по форме, стихийны по своему происхождению. Мифы рождались спонтанно, в практике жизни, и сопровождали ритуалы, выражая в слове культурно-исторический (в рамках данной культурной системы) смысл ритуальных действий.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Христианство как духовная основа европейской культуры | Историческая эволюция мифов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.