Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы социализации

Понятие социализации

Тема. Понятие социализации.

 

 

1. Процесс усвоения личностных качеств на разных этапах физи­ческого существования человека определяется в социологии тер­мином «социализация». Социализация — это сложный процесс включения индивида в общественные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обще­стве. Первичная социализация — это социализация, в которую ин­дивид включается в детстве. Вторичная социализация — это последующий процесс усвоения новых ролей, ценнос­тей, знаний на каждом этапе жизни. Люди и учреждения, с по­мощью которых осуществляется социализация личности, называ­ются агентами социализации. Агенты первичной социализации — родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, все родственники, друзья, учителя, врачи, тренеры и т. д. — все люди, связанные с индивидом тесными личными отношениями. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями и поэтому агентами вторичной социализации явля­ются, например, представители администрации вуза, предприя­тия, армии, сотрудники средств массовой информации, суда и т. д. Ресоциализация – повторное усвоение новых норм и правил поведения.

Процесс социализации сложный и многогран­ный. Социализация немыслима без осознания личностью себя не только в роли объекта, но также и субъекта общественных отноше­ний, что предполагает другую сторону «медали» — индивидуализа­цию, связанную с постоянным фиксированием индивидом своего специфического места и своих социальных ролей в обществе с уче­том личных особенностей, ориентации, жизненных планов.

Теории социализации имеют довольно длительную историю становления и развития. Наибольшую известность получили тео­рии Ч. Кули и Дж.Г. Мида, 3. Фрейда и Э. Эриксона, Ж. Пиаже.

Одним из первых выделил механизмы социализации ребенка основатель психоанализа 3. Фрейд. По Фрейду, личность состоит из трех основных компонентов: Оно, Я. Сверх-Я. Оно — прими­тивный компонент, иррациональный и бессознательный, носи­тель инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия. Ин­станция Я осуществляет контроль личности, учитывая особеннос­ти внешнего мира. Сверх-Я — носитель моральных норм, выпол­няющий оценочные функции. Социализация понимается Фрей­дом как процесс «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходит становление трех составляющих элементов личности.

Из практики психоанализа возникла теория развития личнос­ти Э. Эриксона. По мнению Эриксона, основы человеческого Я коренятся в социальной организации общества. Каждой стадии развития личности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Эти идеи Эриксона легли в основу двух важных понятий его концеп­ции — «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Благода­ря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентиро­вано на включение его в социальную группу, формируется эго-идентичность, которая создает у субъекта чувство устойчивос­ти и непрерывности своего Я, несмотря на изменения, которые происходят с ним в процессе роста и развития.

С момента рождения и на протяжении всей жизни человек контактирует с окружающими, включаясь в различные виды дея­тельности. Новые шаблоны поведения развиваются, когда чело­век, например, переходит на другую работу, мигрирует в другую страну, уходит из дома, разводится, вступает в религиозную секту и т. д. На каждой стадии социализации в действие вступают опре­деленные социальные институты: семья, группы сверстников, школа, средства массовой коммуникации, трудовые коллективы, различные ассоциации и т. д. Очевидно, что наиболее важной для индивида является первичная социализация, поскольку вторичная социализация производна от первичной. Каждый индивид рожда­ется в объективной социальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию. Ребенок принимает роли и установки значимых других, т. е. интернализирует (усваивает) их и делает своими собственными. Усваивая социальные значения, учась понимать других людей, че­ловек обретает способность жить в обществе. На каждом этапе со­циализации личность обретает новую для себя социальную опре­деленность. Особенно важны изменения, происходящие в созна­нии личности. Усвоение новых норм поведения — это не просто внешнее изменение, происходящее с индивидом, но и внутренняя трансформация сознания, новый взгляд на мир. С другой сторо­ны, процесс социализации личности, каким бы он ни был инди­видуализированным, происходит в широком контексте социаль­ной структуры. Индивид всегда встречает определенную програм­му поведения, принятую в обществе, некий социально-структур­ный порядок. Сможет человек вписаться в существующий поря­док — значит социализация прошла успешно. Бывают и такие си­туации, когда личность не только соответствует социальному по­рядку, но и сама существенно влияет на него.

 

2. Жизненный путь человека делится на отдельные периоды: дет­ство, юность, зрелость, старость. На каждом из них личность усва­ивает ценности и нормы, сложившиеся в обществе, развивает свои индивидуальные качества, включается в систему социальных взаи­модействий.

Весь процесс социализации личности можно условно разде­лить на два этапа:

♦ первичная социализация — проходит в детские и подростко­вые годы жизни индивида;

♦ вторичная социализация — развитие личности в последую­щие годы жизни.

На первом этапе социализации на личность оказывает сильное влияние семья, дошкольные и школьные учреждения, а также группы равных — компании друзей и сверстников.

Ребенок начинает формировать свои будущие социальные ориентации по аналогии с отношениями в семье: как распределя­ются семейные роли, кто глава семьи, как он выполнял свои функции, насколько дружеские и теплые отношения между члена­ми семьи, какие способы и методы поощрения или наказания применяются.

Второй этап социализации личности связан с воздействием на индивида сложного комплекса, объективных и субъективных фак­торов, определяющих его социальные ориентации и поведение в юности, зрелости и старости.

В эти годы особенно сильное влияние на процесс социализа­ции оказывают социальные институты, в том числе система обра­зования, средства массовой информации, трудовые коллективы, другие учреждения и организации, с которыми взаимодействует каждый член общества.

В теории Фрейда первая стадия развития человека соответ­ствует охватывает первый год жизни. В этот пери­од развивается параметр социального взаимодействия, положи­тельным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.

Вторая стадия, по Фрейду, совпадая с анальной фазой, охваты­вает второй и третий годы жизни. На этой фазе устанавливается соотношение между самостоятельностью, с одной стороны, стыд­ливостью и неуверенностью — с другой.

Третья стадия обычно приходится на возраст от 4 до 5 лет. Со­циальный параметр этой стадии развивает­ся между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как на этой стадии реагируют родители на иг­ры и забавы ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств пе­ревесит в его характере.

Возраст от 6 до 11 лет — четвертая стадия, соответствующая ла­тентной фазе в психоанализе. Здесь развитие ребенка в этот период за­висит не только от родителей, но и от отношения других взрослых. У ребенка развиваются способности к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям, а социальный параметр этой стадии характеризуется умелостью, с одной стороны, и чувст­вом неполноценности — с другой.

При переходе в пятую стадию (12—18 лет) параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом иденти­фикации Я и отрицательным полюсом путаницы ролей, т. е. под­росток, который приобрел способность к обобщениям, должен объединить все, что он знает о себе как о сыне, школьнике, друге, спортсмене, внуке и т. д. Все эти роли он должен собрать в одно целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справиться с такой психосоциаль­ной идентификацией, у него появится ощущение того, кто он есть и куда идет. В отличие от предыдущих стадий влияние родителей теперь становится гораздо более косвенным.

Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости. Специфический для этой стадии параметр заключен между поло­жительным полюсом близости (в браке, дружбе) и отрицатель­ным — одиночества.

Седьмая стадия — зрелый возраст. На этой стадии появляется новый параметр личности — общечеловечность. Обшечеловечнос-тью Эриксон называет способность человека интересоваться судь­бами людей за пределами семейного круга, задумываться над жиз­нью будущих поколений. Тот, у кого такое чувство сопричастнос­ти человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом се­бе, собственном комфорте.

Восьмой, последний, он заключен между целостностью и безнадеж­ностью.

На протяжении всей жизни человеку приходится осваивать различные социальные роли. В этом процессе он придерживается определенных норм, правил поведения, которые навязываются ему обществом. Процесс усвоения норм происходит с момента рождения и до момента смерти, следовательно социализация личности происходит на протяжении всей жизни человека.

Различают следующие этапы социализации:

1. дотрудовой

2. трудовой

3. послетрудовой

Другой подход социализации выделяет следующие периоды:

1. с момента рождения и до школы

2. обучение

3. социальная зрелость

4. завершение жизненного цикла

Процесс социализации рассматривается:

1. как раскрытие природных качеств человека

2. как уровень воздействия социальной среды на человека

На процесс социализации воздействует 2 фактора:

1. биологический, т.е. природные задатки, тип характера, темпераментность, умственные способности, психические особенности, способность к творчеству;

2. социальный, т.е. стиль общения в семье, способ обучения, доступность информации, микросреда.

3.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная адаптация и интеграция | Типология взаимодействия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.