КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типологизация коммуникационных процессов
Коммуникация как многокомплексный процесс. Тема. Типология коммуникационных взаимодействий.
1. В социальных отношениях и взаимодействиях огромную роль играют различные виды коммуникаций, т.е. общения между людьми и их общностями, без чего нет и не может быть ни социальных групп, ни социальных институтов и организаций, ни общества в целом. Коммуникация охватывает все сферы жизнедеятельности людей, их различных сообществ (профессиональных, территориальных, этнических и др.), все действующие в обществе процессы: экономические, социальные культурные, политические. Определение рассматриваемого феномена гласит: коммуникация - это передача информации от одной социальной системы другой, обмен информацией между различными системами посредством символов, знаков и образцов. Европейская и американская традиция в философском и социологическом исследовании коммуникации базируется на христианском миропонимании, призывающем своих приверженцев вслушиваться в речи (послания) пророков, чтобы в них услышать голос Бога. Т. Парсонс считал, что коммуникация включает в себя взаимный обмен символами, значениями, информацией между двумя и большим количеством личностей, каждая из которых выступает в качестве актора — субъекта социального действия. С его точки зрения, в коммуникации участвует четыре основных компонента: 1) действия актора, являющегося автором и/или носителем сообщения; 2) ответная реакция реципиента (лица, на которое направлено сообщение); 3) содержание коммуникативного процесса; 4) взаимные роли, связывающие между собой участников коммуникативного взаимодействия. Коммуникация представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно она обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь не только между современниками, но и между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, развитие и трансляцию культуры, осуществление управления социальными процессами. Особенно резко возрастает ее роль в современных условиях, когда осуществляется информационная революция — стремительное количественное и качественное преобразование информационной сферы, сопровождающееся трансформацией не только технологической основы общества, но и его экономической, социальной и культурной систем.
Коммуникация — сложный многокомпонентный процесс. Его основными компонентами являются: 1) субъекты коммуникации - отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и реципиент); 2) средства коммуникации - код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики, ноты и т.д.); 3) каналы коммуникации, по которым передается сообщение от коммуникатора к реципиенту (письмо, радио, телефон, телеграф, Интернет и т.п.); 4) предмет коммуникации (какое-то событие, явление и т.д.) и отображающее его сообщение (радиопередача, телевизионный сюжет и т.д.); 5) эффекты коммуникации, выражаемые в изменении внутреннего состояния либо внешне регистрируемых действий субъектов коммуникационного процесса. Коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных взаимосвязанных задачи: 1) интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних - в целостную систему общества; 2) внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп и общностей, социальных организаций и институтов; 3) отделение и обособление друг от друга различных общностей и групп в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций.
При социологическом исследовании процессов коммуникации выработались различные.модели этого явления. Широкое признание и распространение получила линейная модель коммуникации включающая пять элементов: 1) кто? (передает сообщение) - коммуникатор; 2) что? (передается) - сообщение; 3) как? (осуществляется передача) - канал; 4) кому? (направлено сообщение) - аудитория (мишень); 5) с каким эффектом? - эффективность;
2. В социологии коммуникаций важное значение придается типологизации изучаемых явлений. Она может производиться по нескольким основаниям. В зависимости от содержания коммуникационных процессов они подразделяются: 1) информативные, имеющие целью передачу сообщения, информации от коммуникатора к реципиенту; 2) управленческие, ориентированные на передачу управляющей системой (руководителем) указаний, распоряжений, приказов управляемой подсистеме (подчиненным лицам, организациям и т.д.) с целью выполнения управленческих решений; 3) акустические, рассчитанные на слуховое восприятие реципиентом информационных потоков, поступающих от коммуникатора, путем звуковой речи, распространения радиосигналов, аудиозаписей и т.п., и на получение аудиальных реакций на звуковые сигналы; 4) оптические, ориентированные на визуально—зрительное восприятие информации, поступающей от коммуникатора к реципиенту, и соответствующее чувственное, мыслительное, волевое и т.п. реагирование последнего; 5) эмотивные, связанные с возникновением у субъектов, взаимодействующих в процессах коммуникации, эмоциональных переживаний радости, восхищения, страха, боязни и т.п., способных воплощаться в различных формах активности. По модальности воплощения коммуникативных взаимодействий и их направленности они различаются следующим образом: 1.сообщения информативно-побудительного порядка: просьба, внушение, убеждение, команда, приказ, инструкция; 2.экспрессивно-эмоциональные взаимодействия: реакция индивидов на чувственно-эмоциональные переживания, поведенческие акты, направленные на установление и поддержание контактов.
По формам и средствам выражения коммуникационные взаимодействия можно разделить на: 1) вербальные, воплощаемые в письменной и устной речи; 2) символически-знаковые и предметно-знаковые, выражаемые в произведениях изобразительного искусства, в культуре, архитектуре; 3) паралингвистические, передаваемые посредством жестов, мимики, пантомимики; 4) гипнотическиее - процессы влияния - воздействия коммуникатора на психическую сферу, связанные с сужением сферы сознания, с отключением дискурсивного осмысления внушаемой информации и ее логических оценок, ассоциируясь с прошлой эмпирической действительностью; В соответствии с уровнем, масштабами и контекстом коммуникационные процессы дифференцируются на: 1) традиционная коммуникация осуществляется главным образом в локальной сельской среде, где все знают друг друга, а общение отличается постоянством, стабильностью ожиданий и оценок, не требует специальных знаний и инициативы; 2) функционально-традиционная коммуникация развивается преимущественно в городской среде, в условиях значительного разнообразия видов деятельности и образов жизни. Она является социализированной, устные и письменные контакты четко формализованы, связаны с выполняемыми людьми социальными ролями и функциями; 3) межличностная коммуникация, в которой в роли отправителя и получателя сообщения выступают отдельные индивиды. Для нее характерны непосредственный контакт между субъектами общения, множество используемых средств - слов, мимики, жестов и т.п., двухсторонний обмен информацией, происходящий чаще всего в виде диалога. 4) групповая коммуникация, в которой общение происходит между двумя или большим количеством членов определенной социальной группы (территориальной, этнической, профессиональной и т.п.) в целях организации взаимосвязанных действий. Она может вы ступать как в форме межличностных коммуникаций, так и в форме взаимной коммуникации всех членов группы;
5) межгрупповая коммуникация, в процессе которой информационные потоки циркулируют между двумя или большим количеством социальных групп в целях осуществления совместной деятельности либо противодействия друг другу. Такая коммуникация способна выполнять несколько функций: а) обучающую; б) развлекательную; в) воспитательную; г) мобилизационно-организующую; д) подстрекательскую; е) производственно-хозяйственную; ж) коммерческую; з) интеграционную; и) дезинтеграционную; к) конфликтную; л) консе-нсусно-договорную. 6) массовая коммуникация на основе использования технических средств тиражирования охватывает большие массы людей, а в качестве коммуникаторов в ней выступают средства массовой информации - пресса, книги, издательства, агентства печати, радио, телевидение; в последнее время - Интернет. Она выполняет целый ряд функций: 1) информирование о происходящих событиях; 2) передачу знаний и обучение; 3) целенаправленное влияние на формирование определенных стереотипов поведения людей; 4) помощь обществу в осмыслении и решении актуальных проблем; 5) развлечение. 21. Эффективность коммуникации любого типа в очень большой степени предопределяется тем, насколько грамотно и конструктивно налажено коммуникационное взаимодействие коммуникатора и реципиентов. Особенно важная роль в этом принадлежит руководителю, менеджеру, преподавателю, тренеру. Для эффективного осуществления коммуникационного взаимодействия коммуникатор должен добиться установления обратной связи с реципиентом, т.е. добиться такой реакции получателя сообщения, которая показывает, понята ли переданная информация, что резко активизирует участие слушателей, зрителей и т.п. в коммуникационном процессе и создает необходимые предпосылки для его эффективности.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |