Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическая активность человека как социально-биологический феномен

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ

Как чувствуете себя москвичи? Плохо? В этом нет ничего удивительного. Воду пьете ржавую, мутную; продукты едите сомнительного качества, а то, чем дышите, воздухом назвать можно весьма условно. Например, в прошлом году воздух содержал такое количество вредных веществ, выброшенных только автомобилями, что на каждую голову, включая новорожденных младенцев, пришлось по ушату весом 200 кг.

Когда поедете в метро, оглянитесь вокруг - как минимум один человек в вагоне болен сифилисом - это каждый сотый, а один из двухсот - туберкулезник. Слишком мрачные цифры. Но до сознания они доходят лишь тогда, когда невзгода коснется вас лично.

По определению ВОЗ здоровье человека только на 15% зависит от системы здравоохранения. Все остальное от состояния жизни и устройства общества в целом.

Экологическую ситуацию и социально-экономические условия жизни человек, к сожалению, быстро изменить не может. Эта задача под силу лишь государству. Сегодня примерно 80% заболеваний - производные от экологического напряжения. В крупных городах около 60% вредных веществ поступают в организм через легкие, 30% - через воду и остальное - через пищевые продукты и кожу. Бороться с этим очень трудно, поскольку человек может отказаться от пищи, которая кажется ему несвежей, пить воду из бутылок. Но дышать он будет, даже если знает, что в воздухе разлит отравляющий газ. Врачи-пульмонологи утверждают, что москвич через легкие пропускает ведро мусора в сутки.

Каждому человеку в генном наборе природа запрограммировала определенное количество лет. Но можно твердо сказать, что до своего гинетического срока никто не доживает, ведь эта планка колеблется от минимум 90-100 лет до 150-170 лет у людей с очень хорошей генетикой. Стало быть, еще что-то важно! Выяснилось, что это - социальные факторы, а также состояние окружающей Среды. Ведь можно иметь родителей долгожителей, вести образ жизни праведника - физкультурника, а при этом не иметь работы, быть отвергнутым обществом. Также и социально реализовавшийся человек при прочих плюсах никогда не будет здоровым, если вокруг него какой-нибудь Чернобыль.

 

 

Содержание физической активности человека составляет его систематическая, мотивированная деятельность, направленная на физическое совершенствование. Главным ее компонентом являются занятия физическими упражнениями, в основе которых лежат целенаправленные движения. Движения - это организованная мышечная деятельность, регулируемая физиологическими механизмами, которые обеспечиваются многочисленными морфологическими и функциональными системами организма.

Цель длительных занятий физическими упражнениями - достижение высокого уровня развития физического потенциала человека, его двигательных способностей, приобретение навыков правильного выполнения движений, формирование физического здоровья, воспитание упорства, трудолюбия, высокого уровня самодисциплины и других важных для личности и общества нравственных качеств и черт характера.

В самом общем виде биологическое в физической активности определяется тем, что лежащие в ее основе движения человека являются результатом деятельности его организма как живой системы. Физиолог А.А.Берштейн писал, что движения “живут и развиваются” и “жизнь” движений становится возможной благодаря вовлечению в процесс их развития и реализации всех ресурсов жизнедеятельности нашего организма - от клетки до коры головного мозга.

Любой двигательный акт независимо от того, выполняется ли он под контролем сознания, по приказу высших отделов коры головного мозга или осуществляется по механизму безусловного рефлекса, так или иначе сопровождается развертыванием физиологических механизмов и биохимических процессов обеспечения энергетики движения.

Сам по себе процесс индивидуального развития движений “запускается” на чисто биологической основе безусловнорефлекторных реакций. Физическая активность человека в конечном счете направлена на изменение состояния его организма, на приобретение нового уровня физических качеств и способностей. Последнее не может быть достигнуто никаким другим путем, кроме тренировки. Основу тренировочного эффекта, его механизм определяет фундаментальное свойство всего живого - способность к адаптации, к развитию на основе приспособления к высшим воздействиям. Это свойство является главным в обеспечении жизнеспособности организмов, в обеспечении их выживания и саморазвития при непрерывно меняющихся воздействиях различных факторов внешней среды, а также при изменяющихся состояниях самого организма.

Благодаря реализации в процессе тренировки физиологического механизма адаптации происходит наполнение человеком все новых и новых кондиций, мобилизация и развертывание все новых внутренних ресурсов организма. Тот же механизм процесса адаптации, специфические особенности ее протекания обуславливают и естественные ограничения в стабильности тренировочного эффекта и необходимость изменения содержания физической активности в ходе индивидуальной возрастной эволюции человека. Знание закономерностей процессов адаптации к физическим нагрузкам становится поэтому одним из самых важных условий успешной организации физической активности человека.

Данные многочисленных исследований свидетельствуют в пользу наследственной обусловленности многих конституциональных признаков телосложения человека, морфологических характеристик мышечных волокон и систем кровоснабжения двигательного аппарата. Имеются также данные, указывающие на генетическую обусловленность ряда функциональных проявлений, в том числе имеющих прямое отношение к физической активности.

 

Динамика физической активности человека. Раннее детство (до 2 лет) - начальный период эволюции двигательной функции человека и закладки основ его здоровья, физического развития и подготовленности. Быстрые темпы развития аппарата движений и обеспечивающих их физиологических систем обуславливают жизненную важность организации правильного режима стимуляции физической активности ребенка.

В раннем детстве необходимо обеспечить равномерное и систематическое использование массажа, рефлекторных, гимнастических упражнений и игр, приучить ребенка к повседневной физической активности, сформировать “комплекс удовольствия и мышечной радости” в его ощущениях как основу будущей потребности в двигательной активности и закаливания.

Дошкольный возраст (3-6 лет) характеризуется значительными изменениями в физическом и моторном развитии ребенка.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) важно приучить ребенка к ежедневным занятиям физическими упражнениями и подвижными играми как обязательным элементам повседневной жизни. В этот период необходимо создать все условия для освоения ребенком многих видов простейших движений, действий и закаливающих процедур, а также начать целенаправленное воспитание физических качеств - ловкости, быстроты, гибкости, силы и выносливости.

Основная направленность физической подготовки детей 5-го года жизни - всемерное расширение арсенала освоенных элементарных движений и подготовка к интенсивному освоению новых сложных в техническом отношении упражнений. Значительное место в целевых установках на этот период физического воспитания детей занимает развитие тех физических качеств и психомоторных способностей, которые в будущем послужат фундаментом для овладения сложными по координации движениями и их совершенствования. К физическим качествам и способностям ребенка относятся: ловкость, гибкость, сила, быстрота (в основном быстрота реакции) и способность быстро формировать в сознании и ощущениях образ нового движения, проще говоря, быстро “схватывать” суть и особенности разучиваемых движений и их элементов, понимать разъяснения взрослого и уметь воплощать идеальный образ движения в собственных действиях.

На фоне разностороннего физического совершенствования детей 6-го года жизни постепенно все большее место будут занимать специализированное развитие отдельных физических качеств и способностей, прежде всего освоение новых движений, а также овладение более сложными видами движений из арсенала спорта.

Главная задача в этот период - подготовка обширного фундамента, основы для интенсификации процесса физического воспитания в последующие годы.

Отличие этого этапа от предыдущего заключается в усилении акцента на развитие физических качеств - преимущественно быстроты и выносливости. Большое место займет и силовая тренировка. Однако, скоростная и силовая подготовка, равно как и воспитание выносливости не должны быть самоцелью физической подготовки детей этого возраста. 5-6-летние дети находятся в преддверии всплеска интенсивного развития координационных способностей, который произойдет у них на следующий год. Подготовка к этому очень ответственному моменту в развитии моторики человека составляет основу целевой программы физического воспитания детей 6 лет.

В младшем школьном возрасте (7-10 лет) происходит завершение анатомо-физиологического созревания систем, обеспечивающих двигательную активность, а также наиболее ответственный период в формировании двигательной координации ребенка. В этом возрасте почти все показатели физических качеств демонстрируют очень высокие темпы прироста. Исключение составляет лишь показатель гибкости, темпы прироста которого в этот период начинают снижаться.

В возрасте 7-10 лет происходит также бурное развитие биодинамики движений ребенка и, прежде всего, их координационного компонента.

Таким образом, возрастной интервал 7-10 лет наиболее благоприятен для закладки практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности человека. Если такой закладки не произошло, то время для формирования физической и физиологической основы будущего физического потенциала можно считать упущенным, ибо все дальнейшие наши шаги в этом отношении окажутся аналогичными, противоречащими основным законам развитиямоторики человека, нарушающими гармонию этого развития.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Количество сырого продукта, содержащего 50 г углеводов | Физическая активность людей молодого и среднего возраста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.