Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности умственного утомления и переутомления

Первичные функциональные измененияпри умственной деятельности происходят в процессах нервной регуляции и прежде всего, в динамике изменений высшей нервной деятельности.

Психофизиологическая характеристика умственной деятельности

В соответствии с классификацией Лемана (1967 г.) по физиологическим критериям трудовые процессы подразделяются на:

а) преимущественно физическая работа;

б) преимущественно умственная работа, требующая напряжения внимания, активизации процессов мышления и др. психических функций;

в) работа, которая сопровождается выраженным нервно-психическим, эмоциональным напряжением.

Но следует отметить, что во-первых деление на преимущественно умственную и преимущественно физическую деятельность – относительно.

Во-вторых, любая профессиональная физическая и умственная деятельность человека сопровождается определенной степенью нервно-психического и эмоционального напряжения. Степень этого напряжения и вегетативные сдвиги в организме зависят от мотивации к деятельности и неопределенности внешней среды, в которой осуществляется эта деятельность.

Умственная деятельность сопровождается изменением функционального состояния различных органов и систем организма - усиление сердечно-сосудистой деятельности и дыхания, повышение тонуса мускулатуры и энергетического обмена.

Но кратковременная интенсивная умственная деятельность вызывает учащение сердечно-сосудистых сокращений, длительная – замедление.

Увеличивается кровонаполнение головного мозга, повышение ректальной температуры, увеличение фосфатов и появления сахара в мозге.

Чем больше умственная нагрузка, тем сильнее умственное утомление и тем более выражено генерализованное мышечное напряжение.

При нервно-психическом напряжении, связанном с умственной деятельностью можно наблюдать тахикардию, повышение артериального давления, изменение ЭКГ, увеличение потребления кислорода и др. сдвиги со стороны вегетативных функций.

При длительной или напряженной умственной деятельности наступает – утомление, т.е. временное снижение работоспособности человека в процессе умственной деятельности.

С биологической точки зрения утомление представляет собой сложное состояние организма, вызывающее временное ухудшение функционального состояния, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, объединяющихся чувством усталости.

Но:

1. Утомление является обратимым процессом.

2. Утомление возникает в результате напряженной или длительной умственной деятельности.

3. Утомление – функциональное состояние, начальные признаки которого вызывают развитие тормозного состояния в коре головного мозга, биологически необходимого для предотвращения развития истощения в организме.

4. Начало утомления является сигналом к прекращению деятельности и физиологическому восстановлению.

Правда, сигнал этот может быть заторможен волевым усилием человека, но таким образом не ликвидирует его, а лишь отдаляет.

5. Утомление сопровождается снижением мотивации к деятельности.

6. При умственном утомлении заметно понижается чувствительность глаза к световым и цветовым сигналам.

- снижается критическая частота слияния световых мельканий;

- увеличивается время простой реакции;

- происходит снижение памяти, внимания, качества ассоциаций.

Если продолжительность отдыха после умственного утомления недостаточна для полного восстановления работоспособности человека и функционального состояния его организма, то возникает переутомление.

Основной причиной переутомления является нарушение режима труда и отдыха.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Весь мозг левши в работе больше напоминает правую половину мозга правши и меньше – левую его половину | Динамика умственной работоспособности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.