Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические принципы физического воспитания

Под принципами физического воспитания подразумеваются наиболее важные положения, обобщенно отражающие фундаментальные закономерности воспитания в виде определенных правил, и упорядочивания требований в направлении намеченной цели.

Практическое значение принципов, формируемых на основе познания закономерностей, в том и состоит, что они позволяют идти к цели, раскрывают логику решения задач, описывают главные правила реализации.

Принципы физического воспитания неразрывно связаны с общими принципами воспитания в целом и дополняют общедидактические принципы, осуществляя всестороннюю физическую подготовку к трудовой и другим общественно важным видам деятельности, всемерно содействуя развитию жизненных сил и способностей человека как высшей ценности общества.

Дидактические принципы (сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и т.д.) в полном объеме присутствуют в системе физического воспитания, при этом, имея специфические особенности, базирующиеся на физиологических и психических закономерностях, присущих живому организму и человеку как наивысшей ступени развития животного, с свойственными только ему социальными функциями.

Наиболее важным дидактическим принципом в воспитании вообще, и в физическом воспитании в частности — является принцип сознательности и активности.

Последовательная реализация в физическом воспитании этого принципа предполагает формировать у воспитуемых осмысленное отношение и устойчивого интереса к общей цели и конкретным задачам физического воспитания поставленным на определенный этап или отдельное занятие. Первостепенное значение этого принципа очевидно, однако реализовать его бывает непросто.

Первоначальные мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, разнообразны, а иногда случайны или малосущественны. Необходимо высокое умение раскрыть смысл занятий физическими упражнениями, достижения физического совершенства, осмысления целевых установок и стремление реализовать их, несмотря на трудности.

Посредством определенных педагогических приемов необходимо стимулировать вдумчивый анализ, самоконтроль и самокорректировку при выполнении физических упражнений. Основной формой здесь выступает систематическое вооружение занимающихся соответственными теоретическими и практическими знаниями, углубленного анализа техники и эффекта упражнения, воспитания аналитических способностей.

При реализации принципа необходимо всемерно содействовать развитию самостоятельности, инициативности и творческих начал. Это предусматривает самостоятельное решение доступных двигательных задач, поиск адекватных способов их решения. В физическом воспитании двигательная активность, как специфический фактор, широко реализуется в игровой и спортивно-соревновательной деятельности, данное обстоятельство необходимо умело и широко использовать.

Инициативность и самостоятельность лишь тогда приобретают смысл, когда они сопряжены с целеустремленностью, а она зависит во многом от твердой убежденности в значимости того, на что направлена, при этом необходимо учитывать не только личное воззрение, но и общепризнанное.

Подспорьем в реализации данного принципа является система официально установленных поощрений за физкультурные и спортивные достижения (знаки, присвоения спортивных разрядов и т.п.), но это не должно подменять подлинную цель физической деятельности – гармоническое развитие личности и физическое совершенствование.

Принцип наглядности. Обеспечивая наглядность необходимо предусматривать, не только широкую опору на зрительно воспринимаемую информацию (80—90%), но и на направленную активизацию всех органов чувств, поставляющих информацию о реальных условиях и параметрах движения, состояния систем организма.

Особое значение, в принципе наглядности, имеет использование средств и методов наглядного воздействия применительно к закономерностям начального разучивания двигательных действий.

Чем нагляднее по всем параметрам представлен образ вновь разучиваемого двигательного действия, тем благоприятнее предпосылки к его формированию. Но реализация данной концепции достаточно сложна. Чтобы по настоящему прочувствовать структуру действия, ее динамические параметры, необходимо выполнить это действие, но это не всегда возможно из-за отсутствия соответствующих ощущений, строящихся на предыдущем двигательном опыте. Чем шире и разнообразней сформированный потенциал, пусть даже основанный на, в определенной степени, несложных двигательных действиях, он позволяет наглядно представить, а в большей степени сравнить движения или действие, повышая эффективность обучения.

Особое место в системе физического воспитания, при реализации данного принципа, отводится демонстрационным средствам и способам (образцовый показ, видеосъемка, наглядные пособия и др.).

При становлении двигательных действий, наряду с основными анализаторами (зрительный, слуховой, тактильный) значительную роль играют и дополнительные, несущие информацию о движении из внутренней среды в ЦНС (рецепторы мышц, связок, суставов, рецепторы вестибулярного аппарата и др.).

Данные позиции широко реализуются через использование различных тренажеров, моделирующих параметры движения и выдающие экстренную информацию световые и звуковые лидеры и т.п.

При реализации принципа наглядности очень большое значение играет образное слово. По выражению И.П. Павлова “слово…. есть такой же реальный раздражитель, как и все остальные…. но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие”. Правильно сказанное слово иногда приобретает большее значение, так как активизирует многие структуры ЦНС, осуществляя осознанный контроль за механизмами формирования и тем самым, способствуя развитию не только двигательной, но и умственной деятельности.

Комплексное использование многообразных форм наглядности вызывает, поддерживает и развивает интерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, ускоряет формирование двигательных умений и навыков, способствует эффективному проявлению двигательных способностей.

Принцип доступности и индивидуализации. Важность реализации принципа доступности в сфере физического воспитания обусловлена, прежде всего тем, что в процессе занятий физическими упражнениями серьезным нагрузкам подвергаются двигательные и другие жизненно важные функции организма. Если при этом завышается посильная мера нагрузок, возникает угроза для здоровья занимающихся. Умелое соблюдение принципа доступности является залогом оздоровительной направленности физического воспитания.

Суть принципа раскрывается в следующих основных требованиях:

1. Строго определять меру доступного. Доступность физических упражнений зависит от возможностей занимающихся (возраст, степень развития физических качеств и способностей, базовой основы двигательных умений и навыков и т.п.) и степени трудности (сложности) физических упражнений. Полное соответствие данных параметров определяет меру доступности. Уровень развития данных показателей необходимо сопоставлять с нормативной базой, проведением тестирования, врачебным обследованием и педагогическими наблюдениями.

Доступность не означает отсутствие трудностей, а посильную меру их, такую степень, при которой они могут быть успешно преодолены. Границы доступного в процессе обучения раздвигаются по мере развития физических сил, что было недоступно на предыдущем этапе, становится доступным и даже легко выполнимым. При этом изменяются и требования к возможностям занимающихся, с тем, чтобы стимулировать их дальнейшее развитие.

2. Последовательно обеспечивать методические условия доступности. Новые двигательные умения и навыки эффективнее возникают на базе ранее приобретенных, при этом главное условие доступности — преемственность физических упражнений по степени нагрузки и структуре движения. Необходимо строить учебный процесс, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служило своего рода ступенькой к следующему. Это выражается через правило от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному. Немаловажное значение имеет постепенность в переходе от более легких заданий к более трудным. Постепенность обеспечивается нефорсированным усложнением изучаемых форм движений, рациональным чередованием нагрузок и отдыха. Еще одним из правил может служить понятие — от простого к сложному, от легкого к трудному.

Оценивая степень доступности к трудности физических упражнений, важно иметь в виду, что координационная сложность и степень физических усилий не всегда соразмерна. Например, упражнения со штангой или тяжестями не всегда сложно координируемые, но предельно трудные по мышечным усилиям и наоборот, часть техники рукопашного боя может быть сложно координируемая при незначительных мышечных усилиях. Используя данные позиции необходимо заблаговременно и непосредственно подготавливать организм к преодолению очередных трудностей.

Принцип индивидуализации подразумевает такое использование средств и методов, которые основываются на индивидуальных особенностях (различиях), позволяющих создавать благоприятные условия для развития индивидуальных способностей. Отличительные особенности очень часто имеются и в процессе освоения движений, и в характере реакции организма на физическую нагрузку.

Принципы доступности и индивидуализации тесно взаимосвязаны между собой.

Индивидуальный подход необходим в решении всех основных задач, он выражается через особенности учебных заданий, форм занятий и приемов педагогического воздействия особенно при реализации принципов сознательности и активности. Основная задача при реализации данного принципа — направленно оптимизировать всестороннее развитие личности.

Принцип систематичности. Данный принцип основан на физиологических особенностях, присущих живому организму. В основе данного принципа лежат дидактические формы последовательности, преемственности и т.д. Но для физического воспитания основу составляют следовые явления (суперкомпенсация, куммуляция, адаптация), формирующиеся в организме под влиянием физических нагрузок или становлении двигательного умения и навыка.

Принцип динамичности — основывается на использовании различных методов, при этом необходимо правильно чередовать их с главной целью активации занимающихся применения контрольных форм с целью коррекции (принцип обратной связи). Сочетание предлагаемых нагрузок строится по волнообразному принципу, при этом необходимо учитывать степень увеличения нагрузок, избегая появления порога (остановки) в развитии физических качеств и двигательных навыков.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 5 | При формировании физических качеств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.