Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы занятий физическими упражнениями. Хотя процесс физического воспитания в принципе должен быть непрерывным, его нельзя организовать иначе

Хотя процесс физического воспитания в принципе должен быть непрерывным, его нельзя организовать иначе, чем в форме структурно обособленных занятий, отделенных друг от друга определенными интервалами времени, обусловленными различными факторами. Принципы построения процесса физического воспитания не исключают, а предполагают сочетание различных форм организации. Они основываются на особенностях включающих в себя уровень подготовленности занимающихся, место занятий в режиме жизни, средовые условия, техническую оснащенность, мотивации к занятиям теми или иными физическими упражнениями и т.д.

В практике физического воспитания сложились следующие формы физического воспитания: урочные, характерные для системы образования в школе и вузе, самостоятельные, спортивно-соревновательные и так называемые малые формы (физкультурные паузы, физкультурные минутки). По роли и месту в системе физического воспитания они не равнозначны. Главное место занимают урочные формы, как наиболее упорядоченные по структуре организации и системе управления развитием физических качеств и двигательных навыков.

В структуре каждого занятия, как правило, выделяют три его составные части: подготовительную (или разминку), основную и заключительну ю.

Подготовительная часть имеет главную цель подготовить организм к выполнению напряженной работы по разучиванию и совершенствованию техники движений, развитию и поддержанию физических качеств. Как правило, она делится на общую и специальную разминку.

Подготовительная часть занятия имеет главную задачу подготовить организм к напряженной физической нагрузке. Как правило, она организуется в форме разминки. Если основная часть имеет специфическую напрвленность то с уверенностью можно говорить о наличии общей и специальной разминки.

Задачей общей разминки является подготовка функциональных систем организма и опорно-двигательного аппарата к основной работе.

Задачей специальной разминки — углубленная подготовка тех частей тела и функциональных систем, которые обеспечивают специфическую работу в основной части занятия.

Подготовительную часть (разминку) целесообразно начанать с упражнений в ходьбе и беге, так как данный вид упражнений основан на включение в работу больших мышечных групп. В последующем приступают к общеразвивающим упражнениям (ОРУ). Методическая последовательность выполнения упражнений “сверху — вниз”, т. е. сначала разминаются мышцы шеии и верхних конечностей, а затем туловища и ног. После этого можно выполнять упражнения на гибкость. На практике замечено, что даже после интенсивной разминки, когда выполнена пробежка, комплексы обше- и специально подготовительных упражнений, а мышцы уже достаточно разогреты и в основном готовы к специфической скоростно-силовой или сложнокоординационной работе, связки и суставы не всегда бывают подготовлены к выполнению движений с предельной амплитудой. Эффективным средством, в этом случаи, являются статические упражнения на растягивание. Специальная разминка проводиться проводится во второй половине с включением ОРУ на группы мышц обеспечивающих специальную работу основной части занятия. Дополнительно могут включаться и специально-подготовительные упражнения.

Основная часть занятия. Само содержание может иметь как комплексный, так и однонаправленный характер, иначе говоря, решать несколько сопряженных или только одну задачу.

Комплексная направленность отдельного занятия затрудняет управление ходом целенаправленного изменения физического состояния. Это связано с тем, что сочетание в одном занятии нагрузок разного физиологического воздействия может иметь как положительный, так и отрицательный эффект. С целью избежать отрицательного эффекта необходимо выделить одну главную и одну-две второстепенные задачи. Направленность физических нагрузок на выполнение какой-либо задачи определяется не только последовательностью выполнения упражнений, но также их объемом и интенсивностью.

Последовательность решения задач направленных на формирование двигательных умений и навыков, как правило, проводиться в начале основной части, когда организм максимально подготовлен для восприятия нового материала. В дальнейшем в структуру основной части включают ранее изученные двигательные действия, доведенные до уровня навыка, с целью его совершенствования. Целесообразно моделировать усложненные ситуации, направленные на противодействие сбивающим факторам.

При развитии физических качеств последовательность применения физических упражнений различной направленности строится по схеме: быстрота, сила, выносливость, гибкость. При этом необходимо помнить, что наиболее эффективными являются упражнения в пределах интенсивности (пульс) 140-160 ударов в минуту. Колебание интенсивности физических нагрузок в основной части должно быть минимальным, целесообразно выдерживать “плато” нагрузки в рамках тренировочного эффекта.

Заключительная часть (заминка). Смысл ее — в обеспечении переключения функциональных систем организма на восстановительный режим, т. е. на ускорение восстановительных процессов. Содержание заминки обычно составляют упражнения невысокой интенсивности, а также дыхательные, маховые, растягивающие и релаксационные упражнения. В наиболее простом варианте это может быть просто медленный бег трусцой с последующем выполнением упражнений на расслабление. Продолжительность обычно составляет 10 — 15 минут.

Главными критериями оценки степени физических нагрузок в данных формах занятий являются:

- кривая пульса на протяжении занятия от разминки до заминки;

- контроль за степенью интенсивности физического упражнения или серии упражнений;

- общая и моторная плотность занятия.

Под общей плотностью занятия понимается процентное соотношение общего времени занятия к педагогически оправданному времени, т. е. все время занятия должно отвечать главным целям физического воспитания. Это достигается предварительной подготовкой к проведению каждого конкретного занятия, написанием плана проведения, расчетом нагрузок, подготовкой мест занятий. Под моторной плотностью занятия подразумевается процентное соотношение времени отводимого на выполнение активных двигательных действий к общему времени занятия. Определяется данный показатель по результатам хранометрирования за одним из активно занимающимся в группе. Фиксируется только время в период которого занимающийся выполнял упражнения (активно двигался). Из этого следует, что общая плотность занятия должна стремится к 100%, а вот моторная во многом зависит от вида занятия и степени интенсивности применяемых нагрузок. При занятиях легкой атлетикой, лыжной подготовкой, плаванием показатель моторной плотности может достигать 80%, а занятия по гимнастике, спортивным играм характеризуются показателем в пределах 50 – 70%.

После окончания занятий обязательным является выполнение гигиенически-восстановительных мероприятий. К ним, прежде всего, относятся душ, а также целый комплекс дополнительных средств, ускоряющих восстановление организма. Целесообразно привести показатели пульса в пределах 90 — 100 ударов в минуту.

Малые формы занятий. Типичными признаками, отличающими так называемые малые формы (дополнительные) занятий физическими упражнениями от крупных, является главным образом следующее:

- относительно узкая направленность деятельности, здесь главным образом решаются узкие задачи направленные на ускорение врабатывания организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности, поддержание динамики работоспособности в процессе производственной деятельности, профилактика ее неблагоприятных воздействий, поддержание –отдельных сторон тренированности, создание предпосылок для ускорения восстановительных процессов;

- сравнительно небольшая протяженность во времени;

- специфическая структура, где в яркой форме не присутствуют подготовительная и заключительная части;

- относительно невысокий уровень функциональных нагрузок.

Отсюда не следует, что ценность малых форм невелика и они не заслуживают серьезного отношения к себе. Значение их особенно возрастает, естественно, тогда, когда по каким-либо причинам физкультурная активность в конкретных условиях жизни ограничивается. Вместе с тем нереально лишь на них возлагать надежды как на главные факторы полноценного физического образования и развития.

Методика построения малых форм занятий не может не зависеть от уровня подготовленности занимающихся, их возрастных, индивидуальных и других особенностей, а также от внешних обстоятельств.

Утренняя физическая зарядка одна из наиболее распространенных, популярных форм физкультурных занятий в режиме жизнедеятельности. Ее главное предназначение – оптимизировать переход от продолжительного отдыха (сна) к повседневной жизнедеятельности. Основу утренней зарядки составляет своего рода разминка, которая ориентирована не на оперативную подготовку к какому-либо одному виду деятельности, а на постепенную общую активизацию функций организма, преодоление инерции покоя, включение в повседневные дела.

Одна из вполне оправданных схем зарядки предусматривает:

- упражнения в потягивании выравнивании конечностей и туловища, лежа или в положении стоя;

- упражнения нефорсированно увеличивающие кровообращение преимущественно крупных мышц нижних конечностей и тазовой области (неторопливые приседания, растягивание амортизаторов ногами и т.п.)

- наклоны, повороты, вращения туловища с движениями руками, с постепенным увеличением амплитуды и темпа движений;

- упражнения общего или регионального воздействия на различные мышечные группы;

- серия «растягивающих» и маховых движений;

- упражнения циклического характера, активизирующих функции дыхательных и сердечно-сосудистых систем в рамках аэробного режима (например, бег 3 –5 минут при ЧСС 120 – 140 уд/мин);

- заключительная серия движений успокаивающего характера, снижающая избыточную активность (медленная ходьба, дыхательные движения);

Ориентировочно продолжительность зарядки около 10 – 15 минут. Контролем за степенью физической нагрузки может быть критерий восстановления нормального пульса, норма в течениие5 минут. Завершением зарядки являются водные и другие гигиенические процедуры.

Вводная гимнастика практикуется в системе рациональной организации труда, она обычно представляет комплекс из 5 – 8 относительно несложных гимнастических упражнений без снарядов, выполняется в течение 5 – 7 минут. Это тоже своего рода разминка, которая последовательно активизирует функциональные системы, способствует эффективному выполнению производственных операций.

Физкультурные паузы и физкультурные минутки – это кратковременные сеансы физических упражнений, вводимые преимущественно в качестве активного отдыха. Все они являются своего рода паузами, в малых перерывах по ходу работы. Их главной целью является возможность переключения на деятельность иного типа и при этом не снижая, а повышая уровень оперативной работоспособности, особенно когда сказывается текущее утомление.

Умелое построение и сочетание различных форм организации занятий физическими упражнениями в значительной степени позволяет повысить эффективность воздействия на организм, избежать нежелательной перегрузки, поднять жизненный тонус.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая физическая и специальная подготовка. Цели и задачи | Характеристика физической нагрузки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.