Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпринимательства

Лекция 5. Эволюция социокультурных оснований

Волевые компоненты

К волевым компонентам экономического сознания и поведения относят: экономические нормы, экономический интерес, экономический поступок и действие.

Экономические нормы – стандарты поведения, которые закреплены юридически и подлежат контролю за их соблюдением.

Экономический интерес - развивается на основе мотива, но под регуляторным воздействием норм. Если взять собственность как определенную форму власти экономических благ над человеком, то экономический интерес- форма действия власти собственности на волю человека, обладающего ей и источник активности. Еще А.Смит подчеркивал, что активность на своем поле и поле ничьем будет кардинально различной.

 

 

5.1. Теоретические основания предпринимательства

В научной литературе зарождение теории предпринимательства обычно связывают с именем Ричарда Кантильона, который ввел в оборот понятие «предприниматель» и выделил предпринимательство в качестве особой экономической функции.

 

Предприниматель - это человек, подвергающий себя риску непостоянных доходов: крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.п., но не рабочий и государственный чиновник с постоянным жалованием и не земельный собственник, получающий ренту.

Риск - главная отличительная черта деятельности такого предпринимателя. Кантильон не говорит и прямо о каких-либо специфических человеческих качествах, свойственных предпринимателю, но по тому, насколько настойчиво он подчеркивал главенствующее значение неопределенности доходов видно, что умению переносить эту неопределенность, т.е. рисковать, автор придавал чрезвычайную важность.

Другой классик теории предпринимательства Ж.-Б. Сэй определял предпринимателя как «лицо, которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт».

 

Важнейшими функциями предпринимателя являются:

· соединение факторов производства (капитала и труда);

· сбор информации и накопление необходимого опыта;

· принятие решения и организация производственного процесса.

Жан Батист Сэй выделил специфические функции, отделяющих предпринимателя от капиталиста или менеджера:

· творческий, экспериментальный, рискованный характер деятельности предпринимателя,

· ее отличие от рутинных повседневных операций по управлению производством.

Немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) полагал, что гораздо большее влияние на формирование предпринимательского духа оказывала религия. В своей широко известной работе «Протестантская этика и дух капитализма» он обосновывал мысль о том, что европейский капитализм обязан своим происхождением протестантизму как религиозно-этическому комплексу, обеспечивающему воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость.

 

Своеобразен подход к проблеме предпринимателя у Вернера Зомбарта (1863-1941), который различал в предпринимателе два враждующих начала:

1. предпринимательский дух (готовность к риску, духовную свободу, богатство идей, волю и настойчивость, умение соединять людей для совместной работы) и

2. бюргерский (гражданский) дух (прилежание, умеренность, расчетливость и другие традиционные буржуазные добродетели).

 

Предприниматель, желающий добиться успеха, писал В. Зомбарт, «должен осуществлять весьма различные функции (три), а именно:

· завоевателя;

· организатора;

· торговца.

Осуществление этих функций требует определенных душевных качеств и способностей, которыми могут обладать не только купцы и промышленники, но и феодалы, государственные чиновники и те же разбойники и пираты. Однако лишь первые из этих групп уравновешивают в себе бунтующий предпринимательский дух гражданскими добродетелями.

По мнению американского экономиста Иозефа Алоиза Шумпетера, предпринимателем можно называть только того, кто занимается истинной предпринимательской деятельностью, и только на то время, пока он ей занимается. Цели и мотивы предпринимательской деятельности, по его мнению, не могут быть сведены только к «удовлетворению потребностей путем потребления». С насыщением потребностей энергия, направленная на ее удовлетворение, начинает ослабевать. Но не таков предприниматель. Чем больше благ он имеет, тем больше стремится их приобрести. Таким образом, цель предпринимателя - ничем не ограниченное потребление благ, не связанное с чувством удовлетворения от их потребления.

 

Какие же мотивы движут истинным предпринимателем?

· Во-первых, его потребности в господстве, власти, влиянии.

· Во-вторых, предпринимателем движет воля к победе: желание борьбы плюс стремление к успеху как таковому (показателем его может быть и прибыль).

· Наконец, третий мотив - сам процесс труда. Предприниматель испытывает от своего творческого труда лишь радость, и он готов заниматься любимым делом и на работе, и дома, и где угодно.

Если Й. Шумпетер описывает деятельность предпринимателя с позиции «предложения», то представитель новой австрийской школы экономики И. Кирцнер делает это, отталкиваясь от «спроса»: предприниматель, обладающий повышенной чуткостью к возможностям извлечения прибыли, заранее предвосхищает различные рыночные несовершенства (наличие и удовлетворение потребностей), которые позволяют ему заработать на спекулятивных сделках.

Оба подхода дополняют друг друга, указывая на роль предпринимателя в

обществе и специфику его деятельности

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мотивы экономического альтруизма и эгоизма | Эволюция предпринимательской деятельности в России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.